Интерфейс
Скорость работы
Прежде, чем описывать субъективные ощущения от работы с камерой, нужно упомянуть еще раз главную особенность этой модели — конструкцию с полупрозрачным зеркалом. Внешний вид Sony SLT-A77 обманчив. Несмотря на схожесть с обычными зеркалками, внутри камера от них сильно отличается. В ней нет оптического видоискателя. Он заменен на электронный — изготовленный по технологии OLED и имеющий разрешение 2400000 точек (больше, чем у любой другой камеры на рынке сегодня). А если нет оптического видоискателя, то не нужна и пентапризма с зеркалом. Но, к сожалению, совсем без зеркала обойтись нельзя. Оно применено для отклонения части света, прошедшего через объектив, на фазовый датчик автофокуса. Поэтому в SLT-A77 зеркало все же есть: оно неподвижное и полупрозрачное (отклоняет треть светового потока и пропускает остальной поток к матрице). Зато такая конструкция позволила существенно увеличить скорость серийной съемки, а также использовать быстрый и точный фазовый автофокус в видеосъемке. Во время фотосъемки также применяется фазовый автофокус, но при фокусировке используются данные с матрицы (например, для ведения объекта при неприрывной фокусировке или для фокусировки по лицам).
Скорость работы
Включение происходит не так быстро, как хотелось бы. Через полсекунды загорается дисплей. Потом на нем появляется служебная информация. И только через полторы секунды после включения камера может сделать первый кадр.
В камере применен затвор с “электронной первой шторкой”. Для начала экспозиции не требуется предварительное закрытие затвора, обнуление матрицы и повторное открытие. Экспозиция начинается почти мгновенно после нажатия кнопки спуска. За счет этого лаг затвора сведен к минимуму для зеркальных камер (0,05 с по заявлению производителя). Можно сказать, что его просто нет. Но если вам хочется использовать обычный режим работы затвора, вы можете его включить в меню.
Если говорить о серийной съемке, тут Sony SLT-A77 демонстрирует просто чудеса скорострельности: в обычном режиме серийная съемка возможна с частотой до 10 кадров/с! Буфер камеры вмещает 13 снимков в формате RAW+JPEG. Дальнейшая съемка возможна по мере опустошения буфера и записи кадров на карту памяти.
Если речь идет о съемке в JPEG, то размер серии составит 17 кадров. Дальнейшая скорость съемки зависит от скорости карты памяти. В нашем случае она составила около 1 кадра/с.
Кроме того, есть специальный высокоскоростной режим — 12 кадров/с. Немаловажная деталь: и в обычном, и в высокоскоростном режиме между кадрами серии сохраняет работоспособность экспоавтоматика и следящий автофокус. Диафрагма в высокоскоростном режиме фиксируется на значении f/3,5 или на значении светосилы объектива, если она ниже f/3,5. Управлять диафрагмой нельзя.
Но вот что в работе камеры вызывает вопросы, так это скорость отклика на вращение управляющих колес, нажатие джойстика и кнопок. Изменение параметров на основном и монохромном дисплее, а также в видоискателе происходит с задержкой, порой достигающей полусекунды. Изменение диафрагмы или выдержки, введение экспокоррекции, выбор точки фокусировки — все эти операции имеют заметный временной лаг. Есть задержка и при переключении между электронным видоискателем и дисплеем камеры — чуть больше полусекунды. Возможно, это будет исправлено в более поздних прошивках. Участвующая в тесте камера имела прошивку 1.4.
У пользователей системы было много вопросов по поводу задержки срабатывания вспышки. Действительно, задержка между пердварительным и основным импульсом вспышки есть, но она не превышает той, которую демонстрируют многие другие зеркалки. А ощущение большой задержки срабатывания вспышки скорее всего вызвано звуком затвора. Ведь звука открытия затвора фотограф не слышит — он имеет электронную первую шторку. Слышно лишь закрытие и повторное открытие затвора.
Но тем не менее, нужно отметить, что при работе со вспышкой, даже с внешней, скорость серийной съемки падает.
Есть еще один неприятный момент — лаг выключения. После выключения камеры она не торопится полностью гасить экран (это не является проблемой), но и не торопится “складывать” объектив. В выключенном состоянии камеры Sony устанавливают фокусировку объектива на бесконечность, чтобы минимизировать его габариты (“складывют” его). С Sony SLT-A77 будьте готовы, что объектив может “складываться” с существенной задержкой, до нескольких секунд.
Управление
Пришло время разбираться, насколько камера удобна в работе. И начнем мы с вопросов управления и эргономики. Как и положено полупрофессиональной зеркалке (хотя мы знаем, что внутри это все же не зеркалка), Sony SLT-A77 оснащена двумя управляющими колесами: под указательным и под большим пальцем правой руки.
И если к заднему управляющему колесу претензий нет, то переднее расположено, на мой взгляд, слишком низко. Для работы с ним приходится сильно сдвигать указательный палец. Баланс белого, светочувствительность и экспокоррекцию предстоит регулировать при помощи отдельных кнопок на верхней панели. С ISO и светочувствительностью проблем точно не возникнет. Их удобно менять даже не отрываясь от видоискателя. А до кнопки баланса белого дотянуться уже труднее… Но можно сказать, что и этот параметр без проблем можно менять вслепую.
Под большим пальцем — кнопка блокировки экспозиции и отдельная кнопка блокировки фокуса. Удобная вещь для репортажной съемки! Позволяет в любом режиме автофокуса зафиксировать фокусировку в одной точке и быстро перекомпоновать кадр. Кнопка мягкая, с малым ходом и четким обозначением нажатия. Она удобнее той, что была, например, в DSLR-A700.
Чуть ниже находится джойстик, почти такой же, как и в предыдущих топовых зеркалках Sony — DSLR-A700, DSLR-A850 и DSLR-A900. Поначалу непривычный, через некоторое время он уже кажется потрясающе удобным. Смена точки фокусировки с его помощью происходит очень быстро. Огорчает лишь не исправленная в версии прошивки 1.04 задержка отображения индикации в видоискателе и на дисплее (об этом выше я уже писал).
Необходимый для репортажной съемки минимум горячих кнопок у камеры есть. А на что еще может рассчитывать опытный фотограф? К сожалению, каких-то приятных излишеств ждать не приходится. Кнопка подъема вспышки не многофункциональна (не позволяет, например, вводить экспокоррекцию вспышки). Кнопка репетира диафрагмы имеет только одну альтернативную функцию — цифровой предпросмотр, когда камера делает пробный кадр, не записываемый на карту памяти.
И совсем странно на этом фоне выглядит кнопка со знаком вопроса, которая могла бы нести дополнительный функционал (например, оперативно переключать форматы сохранения между RAW и JPEG), но на деле только дает справку по той или иной функции.
Из кнопок со спорным функционалом также стоит отметить “цифровой конвертер”. Наличие цифрового зума в полупрофессиональной камере само по себе является весьма странным фактом… Но отводить для этого отдельный орган управления — это еще более странный шаг со стороны разработчиков. Спасает ситуацию лишь альтернативная функция кнопки — увеличений фрагмента изображения для комфортной ручной фокусировки. Но и тут не обошлось без странностей: чтобы увеличить участок снимка, требуется три нажатия. После первого Вы выбираете увеличиваемую область, второе нажатие дает 50% увеличение, третье — 100%.
Большое количество съемочных параметров можно регулировать при помощи быстрого экранного меню, хорошо знакомого нам по более ранним зеркалкам Sony. Съемочные параметры расположены с двух сторон дисплея, навигация осуществляется при помощи джойстика.
В режиме съемки на дисплей камеры может быть выведена дополнительная информация: уровень в двух плоскостях, подробные параметры съемки (на черном фоне или в виде наложения на живое изображения), графическая информация об установленной выдержке и диафрагме, гистограмма. В видоискателе может быть отображена вся та же информация, за исключением параметров съемки на черном фоне. В камере предусмотрено три вида сетки на выбор: 3х3, 4х4 или 4х4 с диагональными линиями.
Sony SLT-A77 адаптирована для студийной съемки. В ручном режиме есть возможность отключить пропорциональную экспозиции яркость изображения на дисплее и работать с импульсным светом. За это отвечает пункт меню “Отображение параметров Live View”.
Меню
Меню у Sony SLT-A77 получилось очень обширным. Оно разбито на семь вкладок, в каждой из который от одной до пяти страниц.
Из интересных опций, доступных в меню, нужно отметить возможность выбора режимов отображения информации на дисплее (неудобные фотографу режимы можно просто отключить), спуск без объектива (позволяет применять оптику сторонних производителей без чипа), программирование кнопки ISO (ей можно назначить большое количество других функций. Но зачем?), установку логики работы управляющих колес, коррекцию искажений объектива (отдельно виньетирования, хроматических аберраций, дисторсии), включить или выключить режим электронной первой шторки затвора, ввести коррекцию автофокуса.