Вверх

FUJIFILM X-T3: неделя с экспертом

Дата публикации: 31.10.2018

Качество изображения

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/15 с, 68.0 мм экв.

Новый фирменный сенсор X-Trans CMOS 4, применяемый в FUJIFILM X-T3 изготовлен по технологии BSI CMOS и обладает разрешением 26,1 мегапикселя. Благодаря особенному, нерегулярному, как говорит производитель, расположению чувствительных к разным цветам пикселей, удаётся избавиться от муара без использования низкочастотного фильтра, а это повышает резкость изображения.

Структура матрицы X-Trans CMOS 4. Под цветными фильтрами расположены датчики фазовой детекции.

Структура матрицы X-Trans CMOS 4. Под цветными фильтрами расположены датчики фазовой детекции.

Расположение цветных фильтров c байеровской схемой на обычной CMOS-матрице и размещение фильтров на матрице X-Trans CMOS 4

Расположение цветных фильтров c байеровской схемой на обычной CMOS-матрице и размещение фильтров на матрице X-Trans CMOS 4

FUJIFILM X-T3 записывает RAW-снимки либо со сжатием без потерь, либо без сжатия. Несжатые RAW-файлы весят около 56 МБ, а сжатые занимают около 31 МБ.

Меню выбора формата записи фотоснимков

Меню выбора формата записи фотоснимков

Меню выбора варианта записи RAW-файла

Меню выбора варианта записи RAW-файла

Съёмка на разной светочувствительности

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 1250, F4, 1/30 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW

Благодаря новой электронной начинке, по сравнению с X-T2 и X-H1, диапазон светочувствительности у X-T3 расширился и при выборе значений по умолчанию равен ISO 160–12800. Программным способом его можно расширить вниз до ISO 80, 100, 125 (L) и вверх до ISO 25600 и 51200 (H), но только при съёмке с механическим затвором. Напомним, что у X-T2 и X-H1 эти показатели составляли соответственно ISO 200–12800 по умолчанию и ISO 100, 120, 160 (L). Сверху диапазон расширялся так же.

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 320, F8, 1/140 с, 44.0 мм экв.Cкачать RAW

Оценим качество изображения при съёмке на разных значениях светочувствительности. Начать стоит с небольшой ремарки, связанной с особенностями съёмки на программно расширенных значениях ISO. Продемонстрируем её при минимальном значении ISO 80. Дело в том, что при записи в JPG с программными значениями ISO на самых светлых участках обычно обнаруживаются потери деталей, чего нет на минимальном «физическом» значении ISO 160 и более высоких. При конвертации RAW-версии файла, снятого на ISO 80, детали легко восстанавливаются.

JPG-версия файла из камеры

JPG-версия файла из камеры

X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 80, F4, 1 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW
Результат обработки RAW-версии в Adobe Camera RAW

Результат обработки RAW-версии в Adobe Camera RAW

X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 80, F4, 1 с, 53.0 мм экв.

При съёмке на значениях от ISO 160 до ISO 400 изображения гладкие, высоко детализированные (например, виден каждый кирпич на башне слева), с минимумом шума.

X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/2 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW

Надо отметить, что здесь и далее речь пойдёт только о яркостной составляющей цифрового шума, поскольку цветовая составляющая эффективно устраняется встроенными программными средствами при записи JPG, и цветной шум можно обнаружить только в RAW-версиях снимков на высоких ISO.

X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/3 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/5 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/80 с, 31.0 мм экв.Cкачать RAW

При ISO 800–3200 влияние шума на равномерные участки (например, небо) по-прежнему незначительное, цветопередача остаётся на прежнем высоком уровне, но можно проследить снижение чёткости малоконтрастных деталей. Если на ISO 800 и 1600 кирпичная кладка видна ещё довольно хорошо, то на ISO 3200 уже заметно размывается.

X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/9 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/18 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/42 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW

Картина на ISO 6400 мало отличается от ISO 3200. В частности, небо ещё не слишком рыхлое, уровень детализации почти одинаков. На ISO 12800 ухудшение картинки, в первую очередь, видно по небу — оно становится сильно неравномерным. В то же время контрастные детали сохраняют свою чёткость (например, металлические элементы звезды на башне). Таким образом, значения ISO от 6400 до 12800 ещё вполне годятся для репортажных сюжетов.

X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 6400, F4, 1/85 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 12800, F4, 1/160 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 25600, F4, 1/320 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW

На расширенных значениях ISO 25600 и 51200 становится заметна деградация цвета и заметно повышается уровень цифрового шума. Небо на пейзажных снимках выглядит уже сильно рыхлым.

Если на снимке с ISO 25600 ещё различимы некоторые мелкие детали, то при ISO 51200 их забивают контрастные артефакты, связанные с цифровым шумом. Таким образом, верхние расширенные значения (H) можно применять очень ограниченно. Например, при съёмке с близкого расстояния, когда все детали объекта крупные и контрастные.

X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 6400, F4, 1/58 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 12800, F4, 1/120 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 25600, F4, 1/250 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 51200, F4, 1/500 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW

FUJIFILM X-T3 отлично справляется со съёмкой на высоких ISO, и для большинства применений максимальным рабочим значением можно считать ISO 6400, а в отдельных случаях и ISO 12800.

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 250, F2.8, 1/30 с, 83.0 мм экв.

Динамический диапазон

Для передачи максимального количества полутонов и деталей снимаемого сюжета — от самых светлых, до самых тёмных — фотоаппарат должен иметь широкий динамический диапазон. Посмотрим, на что способна в этом плане FUJIFILM X-T3. Обычно наиболее показательными являются кадры с яркими источниками света и глубокими тенями.

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 320, F8, 1/220 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Среди внутрикамерных автоматических способов расширения динамического диапазона имеется функция D-Rng, которая имеет автонастройку и три градации интенсивности работы. С каждой из них связано минимально необходимое значение ISO. Для DR100% это 160, для DR200% — 320, для DR400% — 640.

В большинстве случаев можно смело назначать функции установку «Авто», и автоматика справится с передачей тонов не слишком контрастных сцен, правда, иногда ценой повышения ISO. Отмечу, что порой эта функция уступает более сильному влиянию профиля модулирования плёнки, такого как VELVIA — он создаёт контрастные картинки с насыщенными цветами.

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/100 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 320, F11, 1/160 с, 44.0 мм экв.Cкачать RAW

Наиболее популярный способ съёмки высококонтрастных сюжетов — запись в RAW-формате и последующая коррекция файла. Посмотрим, что можно сделать с расширением динамического диапазона при обработке «сырых» версий файлов в RAW-конвертерах. Для этого возьмём сюжеты с высоким контрастом.

Сначала — городской пейзаж, снятый ранним вечером, когда не требовалось применять высокое значение ISO. После обработки RAW-файла в редакторе удалось восстановить практически все детали неба и заметно осветлить глубокие тени без появления цифрового шума.

JPG-вариант из камеры

JPG-вариант из камеры

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 320, F8, 1/170 с, 32.0 мм экв.Cкачать RAW
Результат обработки RAW в Adobe Camera RAW с настройками Exposure +25, Highlights -95, Shadows +80

Результат обработки RAW в Adobe Camera RAW с настройками Exposure +25, Highlights -95, Shadows +80

При обработке ночного сюжета, когда небо уже потемнело и пришлось снимать на ISO 3200, удалось восстановить довольно много деталей на ярких участках, а также вытащить из теней почти всё что можно, правда, ценой появления мелкого яркостного шума. Наиболее заметен он на небе, но на снижении детализации практически не сказывается. Всего же проявлять детали в тенях получилось при коррекции до 3 EV.

JPG-вариант из камеры

JPG-вариант из камеры

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/45 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
Результат обработки RAW в Adobe Camera RAW с настройками Highlights -40,Whites −100, Shadows +80, Blacks +20

Результат обработки RAW в Adobe Camera RAW с настройками Highlights -40,Whites −100, Shadows +80, Blacks +20

На снятом днём в парке высококонтрастном сюжете с аркой сильно пострадали светлые участки изображения. При обработке удалось восстановить небо над аркой, информацию в тенях людей, сильно снизить пересветы на брусчатке. В тенях полностью проявились отражения на окнах и текстура стволов деревьев. Всего потенциал по восстановлению светлых участков получился около 3,5 EV — запас в светах огромный!

JPG-вариант из камеры

JPG-вариант из камеры

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/80 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
Результат обработки RAW в Adobe Camera RAW с настройками Highlights -100,Shadows +50

Результат обработки RAW в Adobe Camera RAW с настройками Highlights -100,Shadows +50

Из примеров видно, что камера FUJIFILM X-T3 с новой матрицей имеет очень высокий потенциал в отношении динамического диапазона. Добавлю, что для высококонтрастных сюжетов камера также предлагает съёмку с брекетингом по экспозиции: до 9 снимков в серии, в пределах от −3 до +3 EV, с шагом от 1/3EV до 3 EV.

Моделирование плёнки

Очень интересная фирменная функция фотоаппаратов FUJIFILM — моделирование различных плёнок FUJIFILM. В X-T3 представлен классический набор режимов для полюбившихся многим плёнок, а также профиль плёнки ETERNA, которая из-за сниженного контраста идеально подходит для видеосъёмки с последующей цветокоррекцией — да, моделирование плёнки можно использовать и в видеорежиме.

Меню выбора профиля моделирования фотоплёнки

Меню выбора профиля моделирования фотоплёнки

Пресет VELVIA с яркими насыщенными цветами и повышенной контрастностью лучше всего подходит для пейзажной съёмки.

Профиль плёнки VELVIA

Профиль плёнки VELVIA

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 320, F8, 1/300 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Зато портреты этой плёнкой снимать нужно с осторожностью, поскольку на коже могут появиться слишком насыщенные неестественные оттенки. Но ряд других профилей с более умеренной насыщенностью и мягкими тоновыми переходами позволит сделать портреты в наиболее подходящей к ситуации и самой модели манере.

PROVIA / Стандарт

PROVIA / Стандарт

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
ETERNA / Кино

ETERNA / Кино

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
ASTIA / Слабая

ASTIA / Слабая

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
CLASSIC CHROME

CLASSIC CHROME

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
PRO Neg. Hi

PRO Neg. Hi

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
PRO Neg. Std

PRO Neg. Std

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.

Иногда портреты хорошо выглядят и при использовании профилей чёрно-белых и тонированных плёнок.

ACROS

ACROS

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
Монохромный

Монохромный

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
Сепия

Сепия

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.

Впрочем, профиль ACROS очень хорош и для съёмки графичных сюжетов.

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 2500, F5.6, 1/60 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

А SEPIA лучше использовать для съёмки старинной архитектуры и других подобных сюжетов, отсылающих к событиям давно минувших дней.

X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 320, F5.6, 1/500 с, 51.0 мм экв.Cкачать RAW
Дата публикации: 31.10.2018
Комментировать
Главы:123456
Предыдущая главаДалее «Видеосъёмка. Беспроводные функции»
Павел Иванов, 2018-12-16T21:24:01

я не знаю как capture one fujifilm ,
но в capture one 10 равы xt2 тянулись плохо .

Robert, 2018-12-14T15:26:17

А вот от примеров с m50 действительно сгореть от стыда можно,снимки отвратительны. Ну это нормально:сколько х т3 стоит и сколько м50.

krasitsky, 2018-12-14T15:17:39

Искренне рад

Robert, 2018-12-14T12:42:43

скачал raw здесь и потянул,что вы мне хотите доказать,если я все своими глазами видел? использовал capture one fujifilm

krasitsky, 2018-12-13T22:51:03

Хороший снимок

krasitsky, 2018-12-13T22:50:23

Рав там не особо и тянется. Почитайте западные обзоры, посмотрите видео. А лучше, сами попробуйте.

krasitsky, 2018-12-13T22:49:27

Вы меня пугаете...

krasitsky, 2018-12-13T22:48:57

Хэштег забыли! #фуджаничемнеиспортишь =)

krasitsky, 2018-12-13T22:48:00

Какая-то у вас натура... не та =)

krasitsky, 2018-12-13T22:47:26

Особенно натурально выглядят у Сони скинтоны =)

krasitsky, 2018-12-13T22:45:38

Raw Therapee прекрасно декодирует RAF

krasitsky, 2018-12-13T22:44:55

Что-то подсказывает мне, что у вас и монитор Фуджи =)

Максим Камышев, 2018-12-10T12:29:14

Чтооооо, какой цвет в Сони, как можно вообще сравнивать эти желтушные цвета с Кенон??!?! У меня и четвертый пятак кенон и сонька 7ка вторая простая, на Сони уходит уйма времени, чтобы привести скинтон хоть к какому-то натуральному значению. У Никона изначально матрица производит Сони, потому они очень похожи по цвету, дд и светочуствительности. Кенон им проигрывает по последним двум пунктам, но цвет у Кенон самый натуральный, скинтона вообще можно не править! И сейчас я взял fujifilm x-t3, это мое первое общение с фуджи, не скажу, что все нравится по цветам, но со скинтоном у него вообще все впорядке. Кстати по поводу автофокуса, он и вправду впечатляет. Но зеркальный Кенон все равно мне ближе.

Nickolay Smirnov, 2018-12-07T10:11:20

У всех и у каждого?

Повторю вопрос: фотограф с калиброванным монитором сделал идеально повторяющий цветап природы снимок, и напечатал его на идеально откалиброванном принтере.

Как он покажет его другим людям, со смартфонами, телевизорами и китайскими планшетами?

Или он снимает только для себя, и тихонько медитирует по ночам на свои идеальные снимки, никому этого не показывая?

Анатолий Клян, 2018-12-07T01:15:40

Монитор должен быть откалиброван.

Nickolay Smirnov, 2018-12-04T12:45:38

Как именно показать?
И как он будет это контролировать?

Допустим, он снял всё идеально точно. У него на мониторе это выглядит идеально точно. И тут он загружает это в интернет - и кто-то смотрит картинку на старом ноуте, и у него желтит монитор, а яркость завышена в 3 раза. У другого смартфон с амолед-экраном, и цвета ядрёно-насыщенные.

Фотограф опечалился, выгрузил картинку обратно из интернета себе на комп, чтоб там её не осталось. Побил тех, кто посмел рассматривать на неправильных устройствах. И пошёл в лабораторию, печатать.

Напечатал картинку, повесил на серую стену в серой комнате с белым-белым светом - красота. Вторую подарил другу, а у того то солнышко на отпечаток светит, то лампочка - и сразу не то.

Что же делать бедному борцу с искажениями, не подскажете?

Анатолий Клян, 2018-12-03T17:44:26

Вы пишете: "Опять таки, это сугубо ваше мнение". О каком моём "этом" мнении Вы говорите? О том что найден способ объективной фиксации цвета? Но на нём сейчас зиждется вся фототехника. Это не субъективное мнение. Это истина. Я ведь именной о ней и пишу.

Ильдар Зарипов, 2018-12-03T17:38:40

Опять таки, это сугубо ваше мнение. Спорить далее бессмысленно, так как дальше уже идет вкусовщина.

Анатолий Клян, 2018-12-03T17:34:24

Конечно, это моё мнение. Но с Вашим утверждением о том, что на фото невозможно хорошо передать природные цвета, я согласиться не могу. Ваше утверждение: "...человеческий глаз видит принципиально иначе, чем матрица фотоаппарата", - не имеет отношения к вопросу о цветопередаче изображения. Как видит глаз, насколько помню, ещё никто достаточно хорошо не знает. Но объективно (через статистический анализ субъективных восприятий) фиксировать цвета люди научились лет 90 назад. На том и строится калибровка цветопередачи в камерах и мониторах. На объективной оценке цвета строится вся фототехника. Поэтому стремление к возможно более точной цветопередачи натуры в фотографии закономерно и естественно. Природную красоту можно испортить, но не улучшить. Искажение цветовой гаммы уместно в целях той или иной художественной выразительности, для создания какого-то нужного впечатления. Но цель показать природу как есть всегда была, есть и будет в фотографии. И эта цель мне представляется наиболее интересной, поскольку именно она отделяет фотографию как искусство от живописи.

Ильдар Зарипов, 2018-11-29T08:01:28

Это ваше мнение, а не истина. Фотограф - тот же художник. Он фотографирует кадр, а потом раскрашивает кадр в редакторе по своему вкусу, о какой "натуральности" идет речь? "Как в жизни", снять все равно не получится, человеческий глаз видит принципиально иначе, чем матрица фотоаппарата. Но если привести снимок к "натуральности", он банально будет скучным. Фуджи делает не натурально, но красиво, и технически совершенно. Остальные снимают "натурально", но скучно и не особо красиво. Просто разные подходы. Большинству обычных людей, и экспертов нравятся фото именно с фуджи. Большинству фотографов которые раньше снимали на кэникосони не нравится цветопередача фуджи потому что она непривычная. Вот и все.

D4007a87 c720 4bbc a4c9 bd3c41cd76cf