Sony Cyber-shot DSC-RX100
Перед нами родоначальник серии и один из пионеров класса премиальных компактных камер с большой матрицей. Это самая простая и доступная модель линейки.
В отличие от второй (Sony Cyber-shot DSC-RX100M2) и третьей (Sony Cyber-shot DSC-RX100M3) модели, этой камере пока ещё не было посвящено полноценного обзора на Prophotos.ru, что не совсем справедливо, ведь это предок всей серии камер. Именно благодаря успеху на рынке этой модели появились остальные камеры из нашей статьи. Поэтому мы остановимся на «единичке» чуть подробнее.
Из «фишек» Sony Cyber-shot DSC-RX100 может похвастать только наличием удобной встроенной вспышки. Но ни встроенного электронного видоискателя, ни поворотного дисплея у аппарата нет. Если об отсутствии видоискателя можно жалеть разве что при работе на очень ярком полуденном солнце, когда на дисплее могут появляться блики, то об отсутствии поворотного экрана я жалел постоянно. Без него сложно снимать и держа камеру над головой, и от бедра — поиск интересных ракурсов становится весьма проблематичным. С другой стороны, такой аскетизм в плане дополнительных функций позволил серьёзно удешевить модель по сравнению с её одноклассниками, при этом оставив главное — большую матрицу и отличное качество изображения.
Объектив. Камера оснащена качественным зум-объективом ZEISS Vario-Sonnar T*, имеющим фокусное расстояние 28-100 мм (в 35-миллиметровом эквиваленте). То есть аппарат имеет вполне универсальный 3,6-кратный зум, который подойдёт как для съёмки сцен с широким углом обзора, так и для фотографирования удалённых объектов, портретов. Да, бывают объективы и с большим зумом, но встречаются они, как правило, на фотоаппаратах с меньшей матрицей. Такие камеры проигрывают данной модели в компактности и светосиле.
Кадр, сделанный с максимальным оптическим зумом
Кадр, сделанный при максимальном угле обзора
На минимальном фокусном расстоянии объектив имеет светосилу F1.8, что позволяет более эффективно снимать при недостаточном освещении — в помещениях, ночью на улице.
На максимальном фокусном расстоянии (при максимальном приближении) объектив значительно теряет в светосиле. Она снижается до значения F4.9, что, в общем-то, тоже неплохо, если посмотреть в сторону других компактов, у которых объективы могут иметь ещё меньшую светосилу на максимальном зуме.
Что касается резкости изображения, то она не только приятно удивит тех фотографов, которые перешли на эту камеру с недорогих компактных фотоаппаратов, но и вполне удовлетворит продвинутых «зеркальщиков». Да, разглядывая на 100% увеличении кадры, сделанные при максимальной светосиле F1.8 и самом коротком фокусном расстоянии, можно рассмотреть небольшую «мягкость» изображения. Но она быстро уйдёт, достаточно лишь прикрыть диафрагму на ступень. Аналогичная ситуация и при максимальном фокусном расстоянии объектива. Уровень хроматических аберраций, разноцветных контуров, образующихся вокруг контрастных предметов, сведён к минимуму. Нужно сильно постараться, чтобы на снимках, сделанных даже при открытой диафрагме, найти хроматические аберрации.
Минимальное фокусное расстояние:
Максимальное фокусное расстояние:
Интересно, что закрыть диафрагму на объективе можно лишь до F11, что будет немного непривычно владельцам зеркалок, на объективы которых, как правило, диафрагмируются до F16 или F22. Такой ранний «потолок» диафрагмирования, вероятно, сделан из-за появления эффекта дифракции на более закрытых диафрагмах. Единственное, когда стоит жалеть об отсутствии более закрытой диафрагмы, — съёмка с длинными выдержками. В последующих версиях аппарата, в моделях начиная с Sony Cyber-shot DSC-RX100 III появится встроенный нейтрально-серый фильтр, который позволит фотографу даже при интенсивном освещении брать достаточно длительные выдержки. Это большое подспорье в творческой съёмке! Минимальная дистанция фокусировки объектива составляет от 5 см при минимальном фокусном расстоянии и до 55 см при максимальном.
К условным недостаткам объектива можно отнести отсутствие на нём резьбы для светофильтров. Многие продвинутые фотографы хотели бы иметь такую резьбу для использования, скажем, поляризационных фильтров, но от неё разработчикам аппарата пришлось отказаться по очевидным соображениям — компактность превыше всего! Кстати, объектив при выключении камеры полностью складывается.
Оптическая стабилизация и съёмка видео. Как и все камеры линейки, Sony Cyber-shot DSC-RX100 оснащена оптической стабилизацией изображения. Часто бывает, что в условиях плохой освещённости получаются смазанные кадры — виной всему слишком длинная выдержка и дрожание рук фотографа. Оптическая стабилизация спасает ситуацию: она компенсирует дрожание камеры в руках, и картинка получается достаточно резкой. Можно смело снимать с рук на выдержках в районе 1/30 секунды, не боясь получить «шевелёнку».
К тому же оптическая стабилизация очень сильно помогает при съёмке видео. Когда держишь камеру в руках и записываешь видео на ходу, часто картинка сильно дрожит — смотреть такие ролики неприятно. Оптическая стабилизация помогает решить эту проблему.
Кстати, о видеовозможностях аппарата. Камера умеет снимать видео в формате Full HD с частотой 50 кадров в секунду и максимальным битрейтом 28 Мбит/сек. Даже сегодня для класса компактных камер это является отличным показателем. Не все современные зеркалки могут предложить такое качество записи видео, не говоря уже о компактах!
Матрица. Камера оснащена матрицей Exmor CMOS разрешением 20,2 Мп. Перед нами «классическая» матрица без каких-либо технологических изысков, коими щеголяют более новые модели в линейке. Диапазон светочувствительности, в котором может работать камера, составляет от 80 до 6400 ISO. Этого диапазона вполне хватает для съёмки в большинстве съёмочных ситуаций — от фотографирования в летний полдень до работы при ночном городском освещении. Но ради справедливости отметим, что более новые модели имеют, во-первых, более широкий диапазон ISO, а во-вторых, представляют больше промежуточных значений при ручном выборе ISO: к примеру, в RX-100 нет промежуточных значений ISO между значениями 200, 400 и 800. Это, конечно, не беда, но порой бывает полезно иметь под рукой, скажем, ISO 640 для более точной настройки экспозиции. Забавно, что при функции ISO AUTO эти промежуточные значения вполне доступны: автоматика запросто может установить ISO 640, а вот фотограф сделать это вручную не сможет.
«А что там с шумами?» — спросит пытливый читатель. Действительно, камера не такая уж молодая, сможет ли эта она составить достойную конкуренцию в плане борьбы с шумами более новым моделям? Ещё как сможет!
Разумеется, в аппарате есть встроенная система подавления цифрового шума, работающая при съёмке в JPEG, но и без неё фотоаппарат даёт весьма низкий уровень шума. В этом легко убедиться, посмотрев RAW-файлы, на которых встроенный в камеру «шумодав» никак не сказался.
Кадр, сделанный на Sony Cyber-shot DSC-RX100 при включённом шумоподавлении
В сравнении с более новыми моделями аппарат тоже выдаёт вполне достойную по шумам картинку. Сравним фрагменты двух кадров, сделанных на ISO 3200: один на Sony Cyber-shot DSC-RX100, другой на новейшую Sony Cyber-shot DSC-RX100M4.
Да, «старичок» немного проигрывает по количеству шумов, но не так уж и сильно.
Дисплей — то единственное средство, с помощью которого вы можете строить ваши будущие кадры. Он имеет диагональ 3 дюйма и разрешение 1228800 точек. Это отличный показатель и сегодня. На дисплей можно выводить информацию о параметрах съёмки в различных сочетаниях. Также можно вывести виртуальный уровень — очень полезная штука, с ней вы никогда не завалите горизонт на фото!
Удобство использования. Основной плюс фотоаппаратов серии RX100 — компактность. Разумеется, носить с собой фотоаппарат, по размеру и массе сопоставимый с современным смартфоном, удобнее, чем огромную зеркалку. Но есть и нюансы: все органы управления камерой миниатюрны. Хоть и расположены они удобно и логично, их размер лично у меня потребовал привыкания (возможно, я просто избалован крупными зеркалками).
Аппарат приятно удивляет быстрой скоростью фокусировки: она сопоставима со скоростью многих зеркальных аппаратов. Причём фокусировка не пасует даже в условиях слабой освещённости — в экстренных случаях фокусу помогает встроенная лампа подсветки.
Что касается серийной съёмки, аппарат умеет снимать со скоростью 10 кадров в секунду — результат, даже сегодня недосягаемый для большинства зеркальных аппаратов! Вкупе с хорошим автофокусом камеру можно считать вполне подходящим решением для съёмки в репортажном, динамичном стиле.
Что касается режимов съёмки, тут камера «заряжена» до предела: есть целых два автоматических режима («Интеллектуальное авто» самостоятельно определяет снимаемый сюжет и соответственно настраивает параметры, «Супер авторежим» к этому прибавляет ещё и автоматическое устранение аберраций и шумоподавление), режим сюжетных программ, режимы P, A, S и М, режим съёмки панорам и особый режим MR. В режим MR (Memory) вы можете записать все последние съёмочные параметры (выдержку, диафрагму, ISO и тому подобные вещи), чтобы потом в любой момент вернуться к этой комбинации в одно касание. Очень удобная функция, перекочевавшая в этот компакт из профессиональных и полупрофессиональных моделей фотоаппаратов Sony.
Автоматика камеры работает корректно и вполне предсказуемо. Это касается как работы с экспозицией, так и настройки баланса белого. На Auto снимать удобно и приятно. При этом переход в ручной режим тоже не осложнит съёмочный процесс — особенно если приноровиться к не совсем «зеркалочному» управлению: многие параметры (например, экспокоррекцию) придётся выбирать через меню камеры. Впрочем, управление камерой хорошо настраивается, и самые востребованные функции вы можете назначить как в быстрое меню, так и на отдельные кнопки и кольца управления.
Минусом автоматики мне показалась невозможность настройки экспокоррекции в режиме М при использовании ISO AUTO. Во всех более новых моделях эта возможность есть.