Знакомство с камерой и первый опыт съемки
Весна, лето и первая половина осени — традиционная пора отпусков. Для кого-то это возможность немного загореть под южным солнцем или поплескаться в ласковом море. Но для фотографа отпуск — это прежде всего смена обстановки, новые эмоции и, естественно, новые сюжеты. Не зря многие опытные фотогуру советуют тратить деньги не на фототехнику, а на фотопоездки. Впрочем, совсем без фотоаппарата отправляться в путь тоже не стоит.
Выбор техники для съемки в путешествии — вопрос очень неоднозначный. Какого-то единого решения здесь нет и быть не может. Я знаю людей, которые даже в горы берут с собой громоздкую среднеформатную систему. Другие же обходятся лишь мобильным телефоном. И те, и другие привозят по-своему прекрасные снимки. Я же решил не вдаваться в крайности. В поездку в Грецию на остров Корфу я беру любимую зеркалку и малыша Sony Cyber-Shot RX100 II. Мне интересно сравнить их в деле. Я тестировал первую версию этого компакта — Sony Cyber-Shot RX100 — и могу сказать, что снимки с нее зачастую не уступают снимкам с зеркалки. Сможет ли DSC-RX100M2 заменить в этой поездке моего полнокадрового гиганта? Посмотрим.
Прежде чем перейти к съемке, давайте немного познакомимся с Sony Cyber-Shot RX100 II. Это компактный фотоаппарат размером немногим больше пачки сигарет. Корпус — металлический, без лишних декоративных элементов. Дизайн минималистичен и строг. В этом есть свои плюсы: камера не привлекает к себе внимание, но и не смотрится дешевой “мыльницей”.
Впрочем, назвать ее столь унизительным эпитетом язык не поворачивается. Судите сами: внутри установлена очень большая для компакта матрица формата 1”. Конечно, она уступает по размеру матрицам зеркалок, но при этом она в разы больше матриц большинства других компактов и тем более мобильных телефонов.
Именно большая матрица позволяет фотографу рассчитывать на высокое качество изображения. Несмотря на то, что на ней расположено целых 20 миллионов пикселей, на матрице им не тесно: шумы при съемке даже на высокой чувствительности малозаметны, а детализация высока. Впрочем, в этом мы еще убедимся не раз.
Sony Cyber-Shot RX100 II оснащен несъемным объективом с диапазоном фокусных расстояний 28–100 мм (экв.) и светосилой F1,8–4,9. Также в объективе находится оптический стабилизатор изображения.
Я уже упоминал, что это вторая версия данного компакта. Ключевыми отличиями от самой первой модели серии является применение улучшенной матрицы с обратной засветкой. Это позволяет снизить уровень шума на высоких ISO. Кроме того, в камере появился Wi-Fi интерфейс с поддержкой NFC, с помощью которого удобно обмениваться снимками между разными устройствами. Об этом мы поговорим более подробно чуть позже. Наконец, дисплей стал наклонным. Его можно поворачивать вверх и вниз, что дает значительно больше свободы при выборе точки съемки. Ну что же, заряжаем аккумулятор, и в путь!
Первое преимущество DSC-RX100M2, которое я оценил сразу же, — малый вес и размер. Что ни говори, а человек в отпуске, пусть даже опытный фотограф, превращается в ленивое существо, не готовое каждый раз носить с собой фоторюкзак. Вот и я, отправляясь с семьей в древний город Керкиру в первый раз, взял с собой лишь самое необходимое: бутылочку воды, немного денег и маленький фотоаппарат. Как же это приятно — путешествовать налегке!
Город встретил нас жарой, безоблачным небом и криком стрижей. Людей на улицах почти нет — сиеста. Это ленивое настроение быстро распространяется и на фотографа. Какая вдумчивая съемка? Какие установки экспопараметров? Всё — от ISO до баланса белого — отдано на откуп автоматике. В камере установлен режим P — пусть и выдержку, и диафрагму фотоаппарат подбирает за меня. Посмотрим, простит ли мне камера такое пренебрежительное отношение.
К счастью, автоматика Sony Cyber-Shot RX100 II не знает сиесты: она работает усердно, быстро, точно. Даже просмотра снимков на экране фотоаппарата достаточно, чтобы убедиться в их качестве. Детализация высочайшая, цветопередача отменная, промахов по экспозиции нет. Вот тут в фотографе и просыпается настоящий азарт охотника: а как сделать кадр еще лучше?
Первая настройка, которую я меняю, — это “стиль изображения”. Я выбираю параметр “Vivid”, то есть “Насыщенный”. Это позволяет получить более яркие цвета в кадре, несколько увеличить контраст. То, что нужно для ярких южных красок.
Вторая настройка — это включение функции DRO (оптимизация динамического диапазона). Она позволяет программно вытягивать тени и чуть приглушать пересветы при съемке в JPG. Впрочем, часто и этого оказывается недостаточно — полуденное солнце создает излишний контраст в кадре.
Тогда на помощь приходит съемка HDR. Включается этот режим там же, в настройках динамического диапазона. Но работает исключительно при съемке в JPG. Чтобы оперативно включать этот режим, я захожу в меню и изменяю набор параметров для кнопки Fn. Теперь после нажатия Fn я могу оперативно поменять ISO, баланс белого, формат сохранения файлов, настройку динамического диапазона и эффект рисунка (об этой функции — чуть позже). Нужные мне настройки всегда под рукой.
HDR я использую очень часто. Камера делает последовательно три кадра, объединяя их в один с расширенным динамическим диапазоном. При этом вовсе не обязательно использовать штатив. Можно смело снимать с рук и не волноваться за качество совмещения деталей. Я не знаю, как это удается Sony Cyber-Shot RX100 II, но результат получается действительно качественный с первого раза.