Вверх

Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом

  • Тест

40 мегапиксилей. Как это работает

В этой части обзора Olympus OM-D E-M5 Mark II, который мы проводим в формате «неделя с экспертом», речь пойдет о режиме, который носит название супер-HD и позволяет при помощи 16-мегапиксельной матрицы получать изображения с разрешением 7296х5472 пикселей (40 мегапикселей). Как такое возможно? — спросите вы. Обо всём по порядку.

В предыдущих частях я уже писал, что одной из ключевых особенностей Olympus OM-D E-M5 II является его продвинутая система стабилизации. Ещё в тесте представленного год назад Olympus OM-D E-M10 мы отмечали, что камера способна выдавать по-настоящему резкие изображения даже при выдержке длиною в секунду. Но прогресс не стоит на месте, и в новом OM-D E-M5 II мы получили улучшенную систему стабилизации.

Olympus OM-D E-M5 II - 1.0 МБ

Её работа основана на сдвиге матрицы по всем двум осям, а также включает компенсацию поворота и наклона камеры вокруг трех осей. По принципу сдвига матрицы работает и функция супер-HD, за исключением того, что в данном случае матрица будет смещаться только по осям X и Y, как бы «достраивая» кадр за кадром недостающие пиксели, которые требуются для получения высокого разрешения. Расстояние сдвига равно половине расстояния от центров двух соседних пикселей, что легко проследить из патента, поданного корпорацией Olympus ещё 9 марта 2012 (любой желающий может ознакомиться с ним здесь). Камера накладывает восемь кадров — именно столько снимков делает автоматика режиме супер-HD, чтобы объединить их в одно сверхдетализированное изображение.

В представленном ниже видеоролике принцип работы функции представлен более наглядно:

Olympus OM-D E-M5 II - ISO 200, F4, 1/60 с, 8.0 МБ E-M5MarkII / 0 0 17 16 0 0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/60 с, 8.0 МБ
Olympus OM-D E-M5 II - 2.0 МБ
Olympus OM-D E-M5 II - 2.0 МБ

Кадр справа снят в стандартном режиме, кадр слева сделан в режиме супер-HD. На изображениях приведены укрупнённые фрагменты со 100% увеличением.

На приведённом выше изображении легко заметить разницу. Картинка становится и впрямь более детализированной без появления каких-либо видимых артефактов. Та же цветопередача, те же светотеневые переходы. А чем же приходиться расплачиваться за столь высокую детализацию? Ведь голос разума упорно твердит: где-то есть подвох.

Одним из главных, и, надо сказать, существенных ограничений является обязательное использование штатива. Оно и не удивительно, ведь при такой съёмке матрица должна отклоняться на невероятно малое расстояние (половина пикселя!) для последующего максимально качественного совмещения изображений. Подобную точность вряд ли возможно обеспечить при съёмке с рук.

Обязательное использование штатива – главное ограничение, которое накладывает режим супер-HD

Обязательное использование штатива – главное ограничение, которое накладывает режим супер-HD

Другим важным ограничением является сокращенный диапазон доступных выдержек и диафрагм. Так автоматика не даст использовать выдержку более восьми секунд. Замечу, что поскольку в режиме супер-HD камера совмещает сразу восемь кадров, то максимальное суммарное время экспонирования для одного итогового снимка составит 8х8=64 секунды. Что же касается минимального значения диафрагмы, то оно установлено на отметке f/8, вероятнее всего для предотвращения возможной дифракции на более закрытых диафрагмах.

В отношении светочувствительности тоже не всё так просто. Максимально доступное ISO составляет 1600 единиц. Но, пожалуй, это вообще нельзя считать ограничением. Поскольку съёмку в любом случае приходится вести со штатива, никто не мешает вам просто удлинить выдержку.

Довольно слов, давайте уже посмотрим на фотографии!

Olympus OM-D E-M5 II - ISO 200, F5, 1/640 с, 18.0 МБ E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm f/2.8 PRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/640 с, 18.0 МБ

Как многие наверняка уже догадались, фотография, сделанная в режиме супер-HD находится снизу. Её нетрудно опознать по слегка размытым облакам, которые получились в результате наложения нескольких изображений. Для того, чтобы добиться такого эффекта при съёмке днём, пейзажные фотографы используют нейтральные (ND) фильтры, позволяющие удлинять выдержку даже при свете солнца. Здесь мы добились похожего эффекта без применения дополнительно дорогостоящего оборудования.

Фрагменты кадра приведены со 100% увеличением.

Фрагменты кадра приведены со 100% увеличением.

Olympus OM-D E-M5 II - 1.0 МБ

На укрупнённых фрагментах с правой верхней части кадра явно заметны артефакты, образующиеся от склейки движущихся объектов. Разумеется, если вы не планируете последующую печать таких фотографий на большом формате, то вам даже не стоит об этом задумываться, однако в противном случае без последующей ретуши в Photoshop не обойтись.

Когда из движущихся объектов в кадре присутствуют только облака, это, пожалуй, не так страшно, но что происходит в случае если на снимке появляются вода и лодки?

Olympus OM-D E-M5 II - ISO 200, F5.6, 1/800 с, 17.0 МБ

При беглом взгляде на снимок можно сразу представить в каких местах могут появиться артефакты от склейки. Наверняка проблемы возникнут у верхушки дерева на переднем плане, ведь она будет раскачиваться даже от небольшого ветра. Аналогичная ситуация будет и с лодками, вне зависимости от того, плывут они или же просто стоят на якоре.

Olympus OM-D E-M5 II - 1.0 МБ
Olympus OM-D E-M5 II - 1.0 МБ

Намного интереснее выглядят следы, оставляемые движущимися людьми.

Olympus OM-D E-M5 II - ISO 200, F4, 1 с, 18.0 МБ E-M5MarkII / Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 14–150mm F4.0–5.6 II УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1 с, 18.0 МБ
Траектории от движения при использовании длинной выдержки

Траектории от движения при использовании длинной выдержки

Траектории от движения при съёмке в режиме супер-HD

Траектории от движения при съёмке в режиме супер-HD

В этом случае движения людей фактически размываются, превращая такие кадры в съёмку призраков. Обратите внимание что параметры экспозиции на обоих снимках идентичны.

После всего увиденного могу констатировать: для того, чтобы получить хороший результат от функции супер-HD, нужно чётко понимать, зачем и, главное, для какого сюжета вы её применяете. В случае, если вы снимаете репортаж или любые динамические сцены, вам не стоит надеяться на то, что она придёт вам на помощь. Используя функцию аккуратно и обдуманно, можно добиться интересного творческого эффекта, например при съёмке фризлайта. А в случае съёмки статичных сцен при отсутствии какого-либо движения в кадре, режим супер-HD уже точно окажется практически обязательным к применению.

Olympus OM-D E-M5 II - ISO 400, F6.3, 1/3 с, 18.0 МБ E-M5MarkII / 0 0 21 16 0 0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F6.3, 1/3 с, 18.0 МБ

В случае, если вы занимаетесь съёмкой репродукций, натюрмортов или предметной фотографией, режим супер-HD окажется очень полезным. Обязательно нужно учитывать и то, что подобная технология в коммерческом продукте реализована впервые, и инженеры Olympus наверняка не остановятся на достигнутом, расширив сферу применения этого режима в следующих моделях камер.


P.S: Уже во время написания нашего обзора генеральный менеджер Olympus Сетсуя Катаоки дал интервью нашим коллегам, в котором рассказал о том, что в стенах компании уже ведётся работа оптимизацией скорости работы режима супер-HD. Компания улучшить его работу для того, чтобы производить съёмку в режиме сверхвысокой детализации можно было не только с применением штатива, но с прямо с рук.


Опубликовано: 13.03.2015

Обсудить
A4cf57be 9d78 441f b890 bf023f9bb5d8 square 100
Александр Врублевский
Опубликовано 13.03.2015

Увлекаюсь фотографией более 8 лет, а с 2013 года занимаюсь этим профессионально. Окончил школу современной фотографии Photoplay по специализации «Рекламная съёмка». Однако больше всего меня привлекает пейзажная и travel-фотография. В свои поездки я стараюсь брать новейшие модели фотокамер, чтобы испытать их в реальных съёмочных условиях.

www.instagram.com/mr_tols

Alexander Savochkin, 2017-10-15T12:26:10

Марк-2 понятие растяжимое, но будем считать, что вы про Олимпус. От вашей модели Сони он отличается размером сенсора и наличием видоискателя. Однако если для меня наличие видоискателя критично, то вы, возможно, и не заметите неудобств — многие снимают, визируя по экрану.

Ольга, 2017-10-15T12:05:15

Привет, подскажите пожалуйста и мне. вчера купили фотокамеру Sony a 5100L. стоял еще марк II, если не ошибаюсь. я новичок. надеюсь я не ошиблась с выбором))?

George Malitsky, 2017-01-14T22:43:38

Поменял старичка своего Nikon D90 на эту модель с объективом 12-50. И как раз думаю, на дне рождении дочери испытаю его. Это в помещении и дети постоянно носятся. В общем пока не привычно, и из 408 фото смог только 47 оставить, и то еще некоторые под вопросом. Много не сфокусированных и тд. В общем не думаю что фотик плохой, будем с ним больше общаться и налаживать отношения)

Георгий Полицарнов, 2016-10-24T11:35:10

Если для дальнейшего обучения фотографии, то лучше выбрать камеру со сменной оптикой. Olympus OM-D E-M5 II — хороший выбор!

Kawa, 2016-10-16T15:06:38

Добрый день!
Просмотрела обзоры и совсем запуталась... Пожалуйста, подскажите, какую камеру, на Ваш взгляд, лучше выбрать для новичка: SONY DSC-RX10II, Olympus OM-D E-M5 II или Olympus OM-D E-M10?

Георгий Полицарнов, 2016-10-14T12:53:38

Все зависит от условий съемки и параметров оценки качества. По шумам ситуация будет близка. По детализации тоже. А вот глубина резкости при использовании светосильной оптики может сильно различаться.

Натали, 2016-10-14T08:37:56

Подскажите, в сравнение, например, с кэнон 5д марк2 фотографии с этой камеры сильно хуже качества?

Георгий Полицарнов, 2016-10-05T12:36:49

Это где такое?

Андрей Иванов, 2016-10-05T09:19:59

А что за "репетитор" у диафрагмы?

ирина, 2016-09-16T05:13:29

у него светосила меньше

Георгий Полицарнов, 2016-09-15T12:59:43

14-150 универсальнее за счет большего диапазона фокусных расстояний.

Ирина, 2016-09-15T11:28:58

Отличный сайт! спасибо! понимаю , что выбираю между "нессравнительных", но все же между
1. Olympus OM-D E-M5 Mark 2 в комплекте с объективом 12-40

2.Olympus OM-D E-M5 Mark 2 в комплекте с объективом 14-150

3. Зеркалка Фотоаппарат зеркальный премиум Canon EOS 6D WG Kit 24-105 IS STM Black.
нужен результат : цена- качество и отличные фото, надежность фотоаппарата !

Ирина, 2016-09-15T11:22:47

какой объектив лучше в паре ( более универсальный и лучший) Кит 12-40 или 14-150. В чем отличие для съемки?

Георгий Полицарнов, 2016-06-20T07:27:06

Да, Вам подойдет этот объектив.

Ирина, 2016-06-18T21:32:53

Отличный обзор,спасибо! Мне, как новичку-любителю, даже сложные моменты стали более понятны. А что посоветуете, исходя из следующих предпочтений:
хочу снимать ночью, скажем, архитектура в теплом свете (подсветка), или машины с красным/желтым светом фар, случайный пешеход в свете фонаря, витрина магазина/кафе вечером при тусклом освещении (освещенная светом из помещения), горы на рассвете, восходящее солнце в иллюминаторе самолета, солнечный луч на лице, солнечные лучи над деревьями - я люблю красивый цвет, игру цвета/света, красивый блик на фотографии, случайные кадры - без штатива, travel - фотография, редко - портреты.. какой объектив выбрать? Данная камера подходит? Общалась сегодня с продавцом в магазине, очень советовал Olympus OM-D E-M5 Mark 2 в комплекте с объективом 12-40, мол, предложение очень выгодное. Но я не уверена, подходит ли мне этот объектив (т. к. разбираюсь пока плохо, опыта мало, но есть желание расти, хотелось бы сразу не ошибиться с выбором)
Спасибо!

Максим Чесноков, 2015-12-07T10:42:11

Печально, но за ответ спасибо

Георгий Полицарнов, 2015-12-07T07:56:13

Одновременно стабилизаторы работать не могу. Нужно будет один из них отключать.

Максим Чесноков, 2015-12-06T21:24:27

Уже давно хочу сменить свой Lumix G1 на что-нибудь более современное. Положил глаз на эту камеру, плюс останется весь парк оптики для байонета Micro 4/3. И вот возник вопрос, будет ли работать стабилизатор в 14-45мм объективе Lumix вместе со стабом в камере?

Dima135, 2015-10-17T12:28:57

Скажем провести съёмку не в очень идеальных и предсказуемых условиях по свету, да ещё и в динамике (например стрит лайфстайл) хорошенько потягать в фотошопе осуществив свои замыслы и подготовить файл по резкости и зерну под требования айса или шаттера, да так чтоб 3000 точек по короткой стороне от этого файла ещё осталось (чтобы угодить серьёзным клиентам, которым на печать). Вот это с микры точно не возмёшь. Да и с кропа 1.5 такое получить почти невозможно. А вот для веб камера и система идеальна. Маленькая, удобная, шустрая - всегда можно носить с собой и расчитывать на неё

zinov, 2015-05-15T00:01:59

А "много" это сколько?

A6585167 796e 44b1 900d 701a914db067