Вверх

Olympus OM-D E-M10: неделя с экспертом

Дата публикации: 18.02.2014

Макросъемка на Olympus OM-D E-M10

Если погода не радует фотографа эффектным светом и живописными пейзажами, всегда можно найти интересные сюжеты у себя дома или даже на собственном рабочем столе. Не верите? Тогда просто возьмите макрообъектив и посмотрите на окружающий мир через него. Вместе с Olympus OM-D E-M10 к нам на тест попал макрообъектив Olympus M.Zuiko Digital ED 60mm f/2.8 Macro, с ним я сегодня и буду снимать. К тому же, макросъемка — это отличный способ раскрыть целый ряд возможностей камеры.

Красивые сюжеты для макросъемки можно найти даже на собственном столе

Красивые сюжеты для макросъемки можно найти даже на собственном столе

E-M10 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/80 сCкачать RAW
E-M10 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/500 сCкачать RAW

Начнем, пожалуй, с масштаба съемки. С Olympus M.Zuiko Digital ED 60mm f/2.8 Macro камера может делать снимки в масштабе 1:1, то есть размер проекции изображения на матрицу будет идентичен реальным размерам объекта. Но за счет уменьшенной матрицы, которую многие скептики ставят в минусы E-M10 перед полнокадровыми зеркалками, изображение будет казаться крупнее. Например, снимая в масштабе 1:1 стандартный предмет — десятирублевую монету — это легко увидеть. Если в случае полнокадровой зеркалки монета займет лишь центральную часть кадра при максимальном увеличении, то при съемке на E-M10 вы получите куда более крупный план.

Максимальный масштаб съемки

Максимальный масштаб съемки

E-M10 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/500 сCкачать RAW

Чтобы продемонстрировать, насколько крупный план можно получить при макросъемке, я отправляюсь на улицу за фотомоделями. Февральская оттепель позволяет без труда найти на проталинах небольшой кусочек мха. Он меньше спичечного коробка размером, но это целый макромир со своими деревьями и кустарниками. И даже со своими обитателями. Обитатели, кстати, невооруженным глазом абсолютно не видны. Но как только я сфокусировал объектив, сразу заметил крохотное насекомое, жившее во мхе. Вот это сюрприз!

Детализации снимка достаточно, чтобы в подробностях рассмотреть мелкое насекомое, которое даже глазом нельзя заметить

Детализации снимка достаточно, чтобы в подробностях рассмотреть мелкое насекомое, которое даже глазом нельзя заметить

E-M10 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/50 сCкачать RAW

Для того, чтобы сфокусироваться в макрорежиме, я отключаю автофокус: он тут просто не нужен. Ведь мы снимаем статичный объект, к тому же со штатива. В меню камеры я включаю помощь при ручной фокусировке — увеличение фрагмента на экране. Какой фрагмент увеличивать, я указываю прикосновением к экрану. Увеличение происходит автоматически при вращении кольца фокусировки — очень удобно и оперативно!

E-M10 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.2, 1/4000 сCкачать RAW
E-M10 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/80 сCкачать RAW

Но есть и еще один способ упростить фокусировку — пикинг. Это выделение областей кадра, находящихся в резкости, при помощи увеличенного контраста. Аналогично, пикинг активируется при вращении кольца фокусировки. Этот способ, безусловно, является более быстрым, но менее точным. При съемке в масштабе 1:1 попасть идеально в фокус при помощи пикинга не так уж и просто. Но если снимать в чуть меньшем масштабе, то пикинг становится предпочтительнее.

Пикинг — выделение области резкости при помощи увеличенного контраста

Пикинг — выделение области резкости при помощи увеличенного контраста

Обратите внимание, насколько хорошо различимы детали на краю снимка — в хвосте приманки. Даже на открытой диафрагме макрообъектив обеспечивает высокую резкость по всему полю кадра

Обратите внимание, насколько хорошо различимы детали на краю снимка — в хвосте приманки. Даже на открытой диафрагме макрообъектив обеспечивает высокую резкость по всему полю кадра

E-M10 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/500 сCкачать RAW

На моем столе лежат купленные к лету рыболовные снасти. Чем не объект съемки? Это настоящие произведения рыболовного искусства: яркие, по-своему красивые, эффектные… Остается лишь найти для них фон. Кусок камуфляжной ткани, напоминающий о дальних походах и увлекательных рыбалках, будет как раз кстати. Но акцентировать внимание на текстуре ткани я не собираюсь, поэтому открываю диафрагму и размываю фон. Свет здесь поставлен при помощи фонарика. Это еще одна причина, по которой я люблю макросъемку: вместо огромной студии вам нужен фонарик и иногда несколько листов цветной бумаги в качестве фонов.

E-M10 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/320 сCкачать RAW

Самые крохотные из рыболовных приманок я решаю снять в их естественной среде — воде. Правда, для более интересного эффекта я использую газировку. Мне нравится, как смотрятся пузырьки газа на острых крючках.

E-M10 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/250 сCкачать RAW

До этого момента я вел съемку со штатива. А если снимать с рук? Есть ли тут какие-то особенности в работе камеры? Безусловно, есть. При съемке с рук я активно использую стабилизатор. Но я не злоупотребляю его возможностями, как в случае пейзажной съемки. Ведь чем крупнее масштаб макросъемки, тем больше сказываются вибрации камеры на смещении изображения в кадре. При съемке в масштабе 1:1 с 60-мм объективом (а это 120 мм в эквиваленте) я бы поставил выдержку порядка 1/400 с. Но автоматика камеры смотрит на этот вопрос более оптимистично, подбирая выдержку на уровне 1/125 с. И к резкости снимков у меня претензий не возникает — стабилизатор отрабатывает отлично. Но что будет, если еще увеличить выдержку? К сожалению, мне не удалось получить достаточно резких кадров на более длинных выдержках. Безусловно, стабилизатор эффективен при макросъемке, но дать такого же преимущества, как при съемке удаленных объектов, он уже не может. Возможно, 5-осевой стабилизатор старших моделей типа E-M1 справился бы лучше.

Снимая в крупном масштабе, я предпочитаю ставить короткие выдержки во избежание смаза

Снимая в крупном масштабе, я предпочитаю ставить короткие выдержки во избежание смаза

E-M10 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/500 сCкачать RAW
Применение стабилизатора позволяет увеличить выдержку при съемке макро с рук

Применение стабилизатора позволяет увеличить выдержку при съемке макро с рук

E-M10 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F2.8, 1/125 сCкачать RAW

Подводя итоги, хочется отметить, что для предметной и макросъемки Olympus OM-D E-M10 подходит идеально: удобство работы с сенсорным наклонным дисплеем трудно переоценить, при том же масштабе съемки 1:1 крупность снимков получается существенно больше, чем у зеркалок, а два варианта помощи при ручной фокусировке делают работу фотографа простой и комфортной. Приятно, что стабилизатор сохраняет свою работоспособность при макросъемке, хотя его эффективность при этом чуть снижается.

Дата публикации: 18.02.2014
Комментировать
Главы:12345678
Предыдущая главаДалее «Wi-Fi, Live Comp, интервальная съемка — как это применять на практике?»
Alexander Savochkin, 2018-03-05T18:19:07

Василина! Вам нужно изучить в инструкции настройку видоискателя или экрана, в зависимости от того, где вы это видите.

Василина!, 2018-03-05T17:35:33

подскажите, скинула настройки до стандартных. Как выйти из режима супер контроль? чтобы видела что фоткаю.. Спасибо)

Robert, 2018-01-03T15:37:03

спасибо за ответ!

Elnara Magomedova, 2017-11-09T18:18:37

спасибо

Alexander Savochkin, 2017-11-08T17:55:29

Любую формата SDHC или SDXC 10 класса. Если вы собираетесь снимать видео, следите, чтобы карта поддерживала скорость записи хотя бы 30 мегабайт в секунду.

Elnara Magomedova, 2017-11-08T17:39:19

Подскажите пожалуйста, какую карту памяти по скорости нужно брать к фотоаппарату второго поколения?

Robert, 2017-08-06T07:21:12

есть ли преимущества по качеству фото между первым и вторым поколением OM-D E-M10?

Георгий Полицарнов, 2017-07-25T12:33:36

По большому счету в любительском применении разницы не заметите.

Ксюша Заярная, 2017-07-25T09:13:59

Георгий спасибо. А если судить не по размерам, а по начинке? Я в принципе не гонюсь за компактностью.

Георгий Полицарнов, 2017-07-25T09:11:24

Вот так корректно! Это "блинчик" — очень компактный складной объектив. Берите его, он действительно удобен в работе.

Ксюша Заярная, 2017-07-25T08:43:36

В комплектации указывают модель M.ZUIKO DIGITAL ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ

Георгий Полицарнов, 2017-07-25T08:35:54

Уточните про 14-45mm EZ. Какую именно модель Вы имеете в виду? Olympus 14-45mm f/3.5-5.6 Zuiko EZ — это объектив из системы 4/3, а не Micro 4/3.

Robert, 2017-07-25T07:36:44

вы сравнили 2 аппарата разной "весовой" категории
важна компактность : берем олик
важно качество: только никон 5300. лучше только D7100

Robert, 2017-07-25T07:31:29

оба аппарата крутые,но sony a6000 будет лучше по дд, автофокусу, видеосъемке и немного по качеству фото

Ксюша Заярная, 2017-07-25T07:06:28

Добрый день. Подскажите пожалуйста, я не профессиональный фотограф, но очень хочу научиться снимать хорошие фотографии и вообще покопаться в ручных настройках. Цели занять первое место на фотоконкурсе у меня нет. В основном это повседневные снимки природы и городов в путешествиях, людей. В общем ничего особенного. Остановилась в выборе на марке Olympus, на моделях om-d em10 и om-d em10 Mark II. Но дело даже не в модели. Я не могу определить с какой линзой лучше купить в комплекте. Видела и с 14-45mm II R и c 14-45mm EZ. Обе китовые. Отзывов множество. И все разные. Я вообще хочу от объектива в принципе возможность ручного зума. Хотелось бы совета, с каким из этих объективов лучше брать? Есть ли между ними какие-то кардинальные различия?

Георгий Полицарнов, 2017-04-27T06:18:20

Здравствуйте! Вот в этом обзоре говорится о Olympus OM-D E-M10 Mark-II. Это обновленная версия камеры.
http://prophotos.ru/news/17...

Регина, 2017-04-26T21:04:18

Здравствуйте, не нашла информацию в сети, может, подскажете, чем кардинально отличаются камеры Olympus OM-D E-M10 Kit 14-42 и Olympus OM-D E-M10 Kit 14-42 Mark-II?

Георгий Полицарнов, 2017-02-01T08:10:54

Все зависит от конкретного случая. В общем случае света в помещении всегда не хватает. Для этого и придуманы светосильные объективы и вспышки.

Дарья Афонина, 2017-02-01T05:52:19

А света в помещении ему будет хватать?

Георгий Полицарнов, 2017-01-30T07:40:26

Для Ваших целей подойдет!

E8f7b9bb 3e45 40fb b656 47552a3332b1