Субъективные впечатления и выводы
Корпус
Первое, что замечаешь, когда берешь Sony SLT-A99 в руки — меньший, чем у конкурентов, вес. С батарейкой — 812 грамм. Сказалось отсутствие массивной пентапризмы и блока оптического видоискателя.
На презентации была возможность посмотреть и подержать в руках магниевый корпус камеры. Его вес действительно удивляет — около 30-50 грамм.
Каких-то претензий к эргономике Sony SLT-A99 за целый день съемки не возникло: рукоятка ухватистая, все органы управления легко доступны. Лишь новый джойстик требует некоторого времени на привыкание: его ход был несколько увеличен.
Электронный видоискатель
До сих пор многие фотографы скептически относятся к электронным видоискателям. Их можно понять. Задержка отображения информации, неточная цветопередача, низкая частота обновления кадров — это почти неизбежные минусы электронных видоискателей. Я сам из подобных скептиков. Но при этом я вынужден признать, что инженеры Sony свели количество негативных ощущений от электронного видоискателя к абсолютному минимуму. Я не испытал каких-либо проблем при съемке с недостаточным освещением: частота смены кадров в видоискателе остается высокой, уровень шумов достаточно низок для комфортной работы. Да, при панорамировании изображение может стробить. Но пожалуй, это единственный ярко выраженный недостаток.
Достоинств же куда больше. Все они выражаются в одной фразе: в видоискателе может быть отображена любая информация. Уровень, гистограмма , пикинг при ручной фокусировке, оценка экспозиции и баланса белого в будущем кадре — все это видно в видоискателе.
Подводя промежуточный итог, я бы не стал причислять электронный видоискатель ни к плюсам, ни к минусам камеры. Это ее неотъемлемая особенность с негативными и позитивными сторонами.
Автофокус
Несмотря на то, что производитель заявляет о применении нового датчика фазовой детекции в Sony SLT-A99, есть стойкое ощущение, что датчик позаимствован из предыдущей модели — Sony SLT-A77. Но не будем забывать, что размер кадра у A77 был меньше! В итоге получилась довольно стандартная для полнокадровых камер ситуация, когда большинство точек фокусировки сгруппированы в центре кадра. Снять портрет без перекадрирования после фокусировки, даже фокусируясь по боковым точкам, будет проблематично. Ситуация усугубляется еще и тем, что со светосильными объективами боковые точки автофокуса не всегда точно наводятся.
Во время тестовой съемки в какой-то момент я даже перешел в режим ручной фокусировки. Благодаря тонко настраиваемому пикингу процент удачных кадров получился удивительно высоким. Крутим кольцо фокусировки… Как только у модели “подсветились” ресницы — жмем на спуск. Оперативно и удобно.
Но не будем сгущать краски. В большинстве случаев модуль фазового автофокуса все же справляется со своей задачей если не на пятерку, то на твердую четверку с плюсом. А если учесть, что он сохраняет свою работу и при видеосъемке, то можно поставить ему и пятерку.
Кстати, функция распознавания лиц в камере также реализована и успешно работает. Камера определяет лица и фокусируется по ним. Есть и следящий режим, когда объект слежения можно задать одним нажатием. Распознавая перемещения объекта по площади кадра, камера в этом случае сама выбирает активные точки автофокуса, чтобы максимально эффективно удерживать объект в фокусе. Естественно, при этом нужно стараться держать цель в центральной части кадра, где находятся все точки фокусировки,
У меня была возможность проверить работоспособность дополнительных датчиков в режиме следящего фокуса с новым объективом Sony SAL500F40G. Их плюс в том, что они покрывают сравнительно большой участок кадра. Дополнительные датчики действительно помогают более стабильно удерживать снимаемый объект в фокусе, особенно в случае потери объекта основными точками автофокуса.
При съемке сюжета с большим числом мелких деталей вокруг объекта съемки (ветки, трава), естественно, лучше вручную выбирать одну единственную точку автофокуса, полностью отказавшись от дополнительных датчиков на матрице.
Скорость работы
Благодаря применению затвора с электронной передней шторкой, лага затвора как такового нет. После полного нажатия на кнопку спуска экспозиция начинается моментально.
Скорость серийной съемки составляет 6 кадров/с. Представленная нам предсерийная камера теряла темп съемки после 8 снимков в формате RAW+JPG. В то же время, в спецификациях указано, что непрерывная серия для карт MemoryStick PRO HG Duo (в тесте использовались именно такие карты) должна состоять из 11 кадров. Будем надеяться, что серийные фотоаппараты действительно будут способны обеспечить такую серию. Кстати, примечательно, что при использовании карт формата SD заявлена большая непрерывная серия — до 12 RAW+JPG.
Размер серии в JPG оказался достаточно большим для того, чтобы о нем не вспоминать. Если верить спецификации, то от 24 до 31 кадра для MemoryStick PRO HG Duo и SD соответственно.
Раздельное шумоподавление
Одной из новых технологий, примененных в Sony SLT-A99, стало раздельное шумоподавление для разных участков кадра при съемке с высоким ISO. Для участков с однородной структурой изображения процессор применяет самое сильное шумоподавление. Для граничных участках шумоподавление слабее. И самое слабое — на участках со множеством мелких деталей. К сожалению, пока нет официальной информации, на каком этапе обработки происходит такая сложная борьба с шумами: в RAW или же при конвертации в JPG внутри камеры. Но с результатами работы нового шумодава можно ознакомиться уже сейчас. Данный кадр неплохо иллюстрирует сохранность мелких деталей при ISO 2000.
Качество изображения
Несмотря на то, что по своим характеристикам матрица похожа на применявшуюся в Sony DSLR-A850 и A900, на пресс-конференции нас заверили в том, что это принципиально новый сенсор. И дело даже не в датчиках фазового автофокуса. Уже после первого часа съемок стало понятно, что ситуация с шумами значительно улучшилась, а цветопередача — традиционная сильная сторона камер Sony — хуже не стала.
На минимальной чувствительности ISO 50 камера показывает превосходную детализацию, точную цветопередачу и полное отсутствие шума. Повышение ISO до 400 единиц включительно в характере изображения ничего принципиально не меняет.
Лишь на ISO 800 в теневых участках кадра становится заметен мелкий, почти попиксельный монохромный шум. Детализация все еще остается высокой.
При ISO 1600 монохромный шум становится заметен и на более светлых участках. Но ни цветопередача, ни детализация снимка пока от действий системы шумоподавления не страдают. Это ISO остается полностью рабочим.
Пороговым можно назвать ISO 3200. Монохромный шум становится все заметнее, в тенях на однородных участках появляются отдельные пятна цветного шума. Но и это ISO все еще можно применять на практике практически без опаски: снижение детализации и деградация цвета намечаются, но не проявляют себя полностью.
При ISO 6400 в тенях становятся хорошо заметны следы работы системы шумоподавления: появляются характерные артефакты, детализация снижается, цвета деградируют. Такие снимки уже не получится напечатать большим форматом, но для публикации в сети они все еще подходят.
Кадры, снятые при ISO 12800 условно применимы на практике: они также годятся для публикации в сети или даже для печати до А4, но придется смириться с потерей цветов и деталей, особенно в теневых участках. Посмотрите на картину в правом нижнем углу кадра.
ISO 25600 стоит применять лишь в самых крайних случаях, когда снимок нужно получить любой ценой.
Выводы
Составить полное представление о новой камере нельзя, не знаю ее цену. Ориентировочная цена Sony SLT-A99 для старта продаж была озвучена на пресс-конференции. По неуточненным данным она составит от 110000 до 120000 рублей за камеру без объектива. Что же, не так уж и мало… Это дороже, чем Nikon D800 и почти столько же, сколько стоит сейчас Canon EOS 5D Mark III.
По качеству изображения Sony SLT-A99 вполне может тягаться со своими конкурентами. Один из главных козырей — цветопередача. Она очень точная и естественная. Да и ситуация с шумами в целом радует. Нет претензий и к скорости работы. Sony SLT-A99 находится на одном уровне с одноклассниками.
Если же говорить про автофокус, то сделавшие на него ставку Canon и Nikon все же окажутся впереди за счет большего покрытия площади кадра датчиками фазового фокуса и за счет их большей цепкости. Новая гибридная система автофокуса от Sony выглядит многообещающе, но работает пока не со всеми объективами. Есть ряд претензий к ее работе, которые, впрочем, могут быть обусловлены “сырой” прошивкой предсерийных камер. Зато фазовый автофокус A99 сохраняет свою работоспособность при видеосъемке! А такого ни у одного конкурента просто нет. Это делает новинку чрезвычайно привлекательной для видеографов, занимающихся съемками динамичных сюжетов. Также к услугам видеографов: Full HD с частотой до 60p, чистый несжатый сигнал с HDMI-выхода, пикинг ручного фокуса, бесшумное управляющее колесо, выход для наушников, возможность подключения системного SLR-адаптера.
К бесспорным плюсам камеры нужно отнести поворотный дисплей высокого разрешения. У SLT-A99 также просто великолепный электронный видоискатель. Но его наличие нельзя отнести ни к плюсам, ни к минусам: у такой технологии есть как сторонники, так и противники. В отношении этой характеристики пусть каждый сделает собственные субъективные выводы.
За рамками нашего теста, к сожалению, осталось множество дополнительных функций, которые по объективным причинам за короткий промежуток времени мы просто не успели протестировать: съемка HDR, художественные фильтры, тонкие настройки камеры… Я надеюсь, что скоро мы сможем получить на тест серийный экземпляр Sony SLT-A99 и расскажем о нем более подробно.
Плюсы:
- высокое качество изображения;
- возможность визирования по дисплею;
- поворотный дисплей;
- обилие отображаемой в видоискателе информации;
- высокая скорость работы;
- отличная цветопередача;
- низкий уровень шумов до ISO 3200 включительно;
- продуманное управление;
- стандартный горячий башмак.
Минусы:
- основные датчики автофокуса сосредоточены в центре кадра;
- недостаточно цепкие боковые датчики автофокуса;
- сравнительно высокая стоимость;
- не очень большой объем буфера в RAW+JPG.
Наше резюме
Sony SLT-A99 уже не выглядит “пробным шаром”, как это было с первыми SLT-камерами. Инженеры компании смогли обкатать технологию настолько, что новая полнокадровая модель с полупрозрачным зеркалом встала почти в один ряд с моделями от Nikon и Canon. “Почти” — потому что SLT-A99 имеет все же несколько другую целевую аудиторию. Эта камера скорее подойдет не репортажникам и коммерческим фотографам, а фотохудожникам и видеографам. Уж они-то по достоинству оценят и отличную цветопередачу, и обилие дополнительных функций, и уникальные видеовозможности новинки.