Вчера в Москве состоялась официальная презентация камер Nikon D800 и Nikon D800E. И в добавление к ранее опубликованной новости мне бы хотелось чуть подробнее рассказать про новые камеры, а также показать несколько пробных снимков, сделанных с помощью Nikon D800.
Но начнем все же с описания камеры. Если говорить о конструкции фотоаппарата, то изменений по сравнению с D700 получилось совсем немного: несколько переработан корпус, незначительно увеличен дисплей. Кстати, замена дисплея связана не столько с его увеличением, сколько с улучшением цветопередачи. В этом нам удалось убедиться лично. Корпус камеры по-прежнему изготовлен из металла. Видоискатель теперь имеет 100% охват площади кадра при увеличении х0,7.
Большинство изменений все же запрятаны внутри магниевого корпуса. Первое и главное — это новая матрица. Ее разрешение увеличено сразу в 3 раза, с 12 мегапикселей до 36! Как это сказалось на изображении, мы поговорим чуть попозже. Представители компании утверждают, что новая матрица и разработана, и произведена именно Nikon. Как говорится, вскрытие покажет… В ряде предыдущих моделей многомегапиксельные матрицы были другого именитого производителя.
Естественно, новая матрица потребовала и применения нового процессора. Еще бы — обработать столько информации! Один JPEG-файл весит в среднем около 20 мегабайт, сырой NEF-файл — до 50 мегабайт.
Вы уже задумались о покупке новой флешки? Совершенно правильно! Кстати, камера работает с двумя флешками одновременно: формата CF и SD. Фотограф сам может выбрать, как на них записывать файлы: или на две флешки параллельно, или на разные карты писать разные форматы файлов. Можно переходить к другой карте памяти, когда кончится основная (какая будет основной — тоже определяется в меню).
Но вот незадача! Я взял с собой на презентацию довольно старую карту памяти SD шестого класса скорости. И после съемки серии кадров камера неожиданно “залипла”. Когда закончился буфер, запись одного снимка занимала несколько секунд. В это время и камера, и фотограф бездействовали. А когда меня попросили передать фотоаппарат слежующему журналисту, я потратил около 3 минут на ожидание, пока буфер освободится полностью, и флешку можно будет извлечь. Вот они — минусы высокого разрешения. Так что при покупке карт памяти вам придется разориться на самые дорогие модели из представленных на рынке. И не забудьте проапгрейдить компьютер!
Но раз уж речь зашла о серийной съемке, то самое время сказать, что ее скорость в Nikon D800 не так уж и велика — до 4 кадров/с. Так что для событийной съемки камера годится лишь с некоторыми допущениями по этому параметру. Зато 4 кадра/с совершенно честные: с сохранением работы экспозамера и следящим автофокусом.
А коль речь зашла про экспозамер и автофокус, то самое время поговорить о системах, их работу обеспечивающих. Итак, за экспозамер отвечает сенсор с 91000 точек, причем чувствительный к цвету. Благодаря такому датчику удалось реализовать в камере распознавание лиц даже при визировании через видоискатель. Зачем это нужно? Для более корректной установки экспозиции, баланса белого и фокусировки, если в кадре есть люди.
В основе системы автофокуса датчик Multi-Cam 3500-FX, знакомый нам по нескольким предыдущим моделям. Но представители компании сделали акцент на том, что из всей системы автофокуса прежним остался только датчик. Алгоритмы работы — новые.
Датчик содержит 51 точку фокусировки. Столь высокая избыточность необходима прежде всего для работы следящего автофокуса. Крестообразных элементов в датчике — 15. Почти все они сосредоточены в центре кадра. Зато камера может без проблем фокусироваться с несветосильной оптикой — до f/8. Напомню, что даже в Canon EOS 1D X гарантирована корректная работа автофокуса лишь до f/5,6.
К сожалению, проверить работу автофокуса в деле на все сто процентов не получилось, пришлось довольствоваться статичными сценами в условиях низкой освещенности. Никаких нареканий работа автофокуса не вызвала.
Мне удалось задать несколько вопросов по поводу камеры-близнеца Nikon D800E. Напомню, что она отличается отсутствием противомуарного фильтра (АА-фильтра). Это позволяет получить более высокую детализацию на большинстве сюжетов, но одновременно увеличивает и риск появления муара на снимках. Представители Nikon открыто заявляют, что цветопередача камеры будет неидеальной, а большинство проблем будет связано с черным цветом, который может приобрести фиолетовый оттенок. Тем не менее, камера отлично подойдет для черно-белой съемки. Если говорить о использовании Nikon D800E для инфракрасной съемки, то было официально заявлено, что камера не будет пригодна для ИК-фотографии.
Представители компании также прокомментировали ситуацию с ценами на новинки: Nikon D800 должен появиться в продаже по цене 113000 рублей за “тушку”, Nikon D800E, будет стоить чуть дороже, около 125000 рублей. В его комплектацию будет включен софт Nikon Capture NX2.
Видеовозможности
Лавры Canon EOS 5D Mk II давно не давали покоя компании Nikon. За несколько лет “пятерка” стала стандартом для всех видеолюбителей де-факто. Музыкальные клипы, кино- и телефильмы, реклама — это все оказалось по зубам фотокамере. В Nikon D800 также реализован режим съемки видео. Разрешение — до 1080p при 24/30 кадрах/с (битрейт 24Mbps) и до 720p при 60 кадрах/с. Nikon D800 стал второй после Nikon D4 фотокамерой, в которой кроме гнезда для подключения внешнего микрофона появилось гнездо для наушников, столь необходимое операторам.
Еще одной уникальной особенностью Nikon D800 является возможность снимать несжатый поток видео с HDMI-выхода. То есть при подключении внешнего рекордера Nikon D800 превращается в настоящую видеокамеру с высочайшим качеством видео на выходе. Впрочем, некоторые ограничения все же есть: длина одного записанного ролика не может превышать 30 минут. Это ограничение введено искусственно с целью избежать проблем при сертификации модели именно как фотокамеры.
Первые снимки
К сожалению, на презентации мне не удалось поснимать с достаточным освещением и раскрыть весь потенциал камеры. Зато удалось другое — поставить камеру в самые сложные условия съемки: недостаточное освещение и контрастная сцена. Вы сами сможете оценить уровень шума в теневых и светлых участках кадра, возможность вытянуть света и тени из RAW.
По одной серии кадров очень трудно сделать вывод о качестве снимков вообще, но уже сейчас можно сказать, что камера не разочаровала. По сухим цифрам спецификации можно было сделать вывод, что уровень шума может быть несравнимо выше. Отдельные зерна шума видны уже на ISO 400, что в целом характерно для многомегапиксельных КМОП-матриц. Но при этом скачкообразного роста уровня шума не наблюдается ни на ISO 800, ни на 1600, ни на более высоких значениях. Более того, ISO 3200 остается вполне рабочим, а ISO 6400 — условно рабочим, если отказаться от печати сверхбольшим форматом.
Здесь 36 мегапикселей раскрылись во всей своей красе: несмотря на то, что попиксельный шум кажется довольно высоким, фотографию можно печатать не очень большим форматои или публиковать в сети. Ведь и в том, и в другом случае зерно шума оказывается меньше точки на изображении. И общее влияние шума на изображение резко снижается. Но если вы захотите получить действительно попиксельную детализацию, то придется задуматься о покупке дорогой топовой оптики. Несмотря на заявление представителей о том, что все современные объективы компании без проблем справляются со столь высоким разрешением матрицы, даже доступный на презентации Nikon AF-S Nikkor 50mm f/1.8G выдающихся результатов не показал. Другая потенциальная проблема — шевеленка. Если хочется попиксельной резкости, выдержку придется ставить заведомо более короткую, чтобы избежать микросмаза.
Подведем итоги
Nikon весьма умело вписал новую камеру в уже существующую линейку техники. Она идеально подойдет для пейзажистов, для студийных фотографов, для творческой фотографии в не очень сложных условиях освещения. Здесь очень кстати придется и высочайшее разрешение, и не слишком сильное влияние уровня шума на итоговое изображение. Отличный автофокус и экспозамер — это скорее камень в огород конкурентов, нежели реальное конкурентное преимущество. Даже с худшим автофокусом и экспозамером камера нашла бы своего покупателя. Ведь по всем предпосылкам D800 вряд ли заменит D700 в нише любительского репортажа и событийной съемки. Скорее всего, обе камеры успешно уживутся на рынке.
Ну и продолжаем с интересом смотреть за новым витком гонки мегапикселей. То ли еще будет!