Вверх

Конструкция

Несколько слов о 4/3

Прежде чем перейти к описанию конструкции и интерфейса фотоаппарата, мне бы хотелось сказать несколько слов о так называемой системе 4/3. Olympus E-420 — это первая фотокамера с таким байонетом, попавшая к нам на тест.

Olympus E-420 - ISO 100, 1/10 с, 42.0 мм экв., 1.0 МБ

4/3 является самой молодой из представленных сегодня на рынке зеркальных систем. В отличие от компаний Canon, Nikon, Pentax и Sony, производящих цифровые зеркальные камеры на базе байонетов пленочных фотоаппаратов, стандарт 4/3 с самого начала разрабатывался для цифровых фотокамер. Такой подход позволил избежать ряда проблем, с которыми столкнулись другие производители. Например, все объективы совместимые с 4/3 (в том числе и широкоугольные) изначально рассчитывались под матрицу конкретного размера — 18-13,5 мм. Площадь кадра в системе 4/3 в четыре раза меньше площади обычного пленочного кадра (кроп-фактор — 2х). А это значит, что габариты и стоимость объективов могут быть значительно ниже. При этом в расчет оптики закладывалась и высокая разрешающая способность, обусловленная использованием многомегапиксельных матриц. Кроме того, все объективы стандарта 4/3 — телецентрические, то есть они обеспечивают падение лучей на матрицу под прямым углом. В «пленочные» времена подобная характеристика оптики была не особенно важна, однако при падении лучей света на матрицу цифрового фотоаппарата под острым углом, происходит так называемое «угловое» затенение — снижение яркости изображения по краям кадра. Кроме того, возможна паразитная засветка соседних пикселей, что приводит к уменьшению резкости изображения.

Система 4/3 является открытым стандартом, что позволяет разным компаниям выпускать фотокамеры и объективы с таким байонетом. Пример — продукция Panasonic и Olympus со взаимозаменяемой оптикой.

Однако, при столь многочисленных очевидных плюсах, у 4/3 есть и ряд минусов, в частности, самая маленькая площадь матрицы по сравнению с зеркальными камерами других производителей. Как это сказывается на качестве изображения, мы попробуем разобраться при помощи нашего студийного теста. А сейчас давайте познакомимся поближе с конструкцией Olympus E-420.

Конструкция

Olympus E-420 - ISO 100, 1/6 с, 42.0 мм экв., 1.0 МБ
Olympus E-420 - ISO 100, 3 с, 42.0 мм экв., 1.0 МБ

Всю компактность этой модели осознаешь уже в тот момент, когда открываешь коробку — пространство внутри нее практически поровну поделено между самой камерой и зарядным устройством с комплектом кабелей. Достаем «тушку» из коробки, присоединяем объектив и получаем зеркалку, которая кажется почти игрушечной. Даже плечевой ремень этой камеры выглядит непропорционально большим.

Естественно, миниатюризация конструкции не могла не сказаться на форме. Этот фотоаппарат не имеет уже ставшего таким привычным утолщения под правую руку. Да-да, помните, как «лежал» в руках старый добрый «Зенит»? Мне приходилось удерживать камеру буквально тремя пальцами: большим, указательным и средним — остальным просто не хватало места. Однако, каких-то особенно заметных неудобств в процессе съемки это не вызвало. Все-таки над эргономикой конструкторы потрудились на славу.

Легкий корпус E-420 изготовлен из приятного на ощупь шершавого пластика. И если в отношении размеров фотоаппарата сравнение с игрушкой еще уместно, то о качестве сборки ничего подобного сказать нельзя. Все детали подогнаны очень точно, нет никаких щелей, зазоров, люфтов или скрипов. Все собрано практически идеально.

Olympus E-420 - ISO 100, 1/10 с, 29.0 мм экв., 1.0 МБ
E-420 включается при помощи рычажка, сопряженного с диском переключения режимов съемки. Расположен рычажок очень удачно - для включения фотоаппарата достаточно одного движения большого пальца. Диск выбора режимов съемки имеет более чем стандартный для зеркалок вид: неразлучная четверка PASM, автоматический режим, портрет, пейзаж, макро, спорт, ночной портрет. Для тех, кому этого мало, предусмотрен режим Scene, в котором фотографу предлагается выбрать одну из 14 сюжетных программ. Рядом с диском выбора режимов расположена и кнопка спуска. Она упругая, с четкой фиксацией половинного нажатия. Правда, нам показалось, что для такой легкой камеры она даже слишком жесткая, из-за чего E-420 едва заметно дергается в момент спуска затвора. Около кнопки спуска также расположилась утопленная в корпус кнопка экспокоррекции. На самом углу корпуса находится оригинальный орган управления - нечто среднее между диском и управляющим колесом. Вращать его можно как большим пальцем правой руки, так и двумя пальцами. Выполняемые функции - типичные для управляющего колеса. Оно отвечает, например, за изменение диафрагмы или выдержки.
Olympus E-420 - ISO 100, 1/5 с, 42.0 мм экв., 1.0 МБ
Задняя панель фотокамеры отнюдь не изобилует органами управления. Слева от дисплея - стандартный набор кнопок: просмотр, удаление, меню, отображение информации. Справа - еще более традиционный навипэд, чуть выше - кнопка включения режима Live View, еще выше - кнопка блокировки экспозиции. Все на своих местах и легко доступно.
Olympus E-420 - ISO 100, 3 с, 42.0 мм экв., 1.0 МБ
Дисплей камеры имеет диагональ 2,7 дюйма. Ни под каким углом изображение на нем не ухудшается. Яркости вполне хватает для работы на улице в солнечный день. В режиме съемки на дисплей выводятся все параметры съемки, включая некоторые второстепенные данные. Самое приятное, что при помощи навипэда все эти настройки можно изменять. Но об этом позже. Кстати, цветопередачу дисплея можно регулировать через меню камеры. А теперь немного негатива. Если во время ночной съемки поднести фотоаппарат к глазу, то свет от дисплея начинает довольно сильно мешать. Пока кнопка спуска не нажата наполовину, подсветка дисплея не гаснет. Некоторые производители решили эту проблему с помощью специальных датчиков, выключающих подсветку в момент поднесения аппарата к глазу.
Olympus E-420 - ISO 100, 3 с, 42.0 мм экв., 1.0 МБ
Видоискатель фотоаппарата можно описать одним словом: минималистский. Начнем с размера. Как мы уже говорили, площадь кадра у камер системы 4/3 в четыре раза меньше площади обычного пленочного кадра. Меньше площадь - меньше и видоискатель. Он кажется маленьким даже по сравнению с видоискателями большинства цифровых зеркалок формата APS-C. Информация, отображаемая в видоискателе, скудна: выдержка, диафрагма, режим съемки и кружок подтверждения автофокуса. Если внесена поправка в экспозицию, то она отобразится в виде численного значения. Аналогичная ситуация с балансом белого и вспышкой. Если встроенная вспышка включена, то в видоискателе появится соответствующий значок. Если установлен какой-либо пресет баланса белого, то в видоискателе вы увидите буквы WB. Кстати, информационное поле в видоискателе расположено не совсем привычно. Оно находится не снизу, а в виде вертикального столбца справа. Количество точек фокусировки не поражает – всего три. Расположены они в ряд, и нас не слишком порадовала их относительно слабая подсветка. Однако, в последней версии прошивки этот мелкий недостаток устранен.
Olympus E-420 - ISO 100, 1/6 с, 42.0 мм экв., 1.0 МБ
Под ладонью правой руки, на камере расположен отсек для карт памяти. Как и Sony, Olympus имеет свой собственный фирменный стандарт карт памяти - xD. Естественно, все фотокамеры этого производителя просто обязаны иметь слоты этого стандарта. Но инженеры Olympus позаботились и о покупателе, разместив рядом слот для более привычных карт памяти CompactFlash. Именно такие карты мы использовали во время нашего тестирования. Переключение между двумя слотами осуществляется через меню (основное или экранное меню параметров).

Опубликовано: 30.10.2008

Обсудить
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов
Опубликовано 30.10.2008

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Антон Нечаюк, 2009-11-13T22:41:11

+ фокусное там типа "народное".... или "как у класссссической Leika"

Антон Нечаюк, 2009-11-13T22:39:21

Ибо!

Светосильный фикс-объектив стоит как раз во столько дороже.

tmail99, 2009-11-13T16:33:54

А почему Pancake Kit (25mm f/2.8- "с блином") стоит почти на две тысячи дороже? Как я понимаю этот объектив хуже...

Антон Нечаюк, 2009-10-20T19:58:10

думаю что при любых видах съёмки - он БУДЕТ фотографировать..:))) притом при каждом нажатии на кнопку спуска затвора... И фотографии БУДУТ замечательными, если БУДУТ "правильные руки" !

Что касается ооочень макро, и(или) супер портрета - для этого нужны спецОбъективы + навороты. И что самое интересное - это необходимо для всех моделей аппаратов. Даже для таких, как сейчас описаны в новостях!

virtual-md, 2009-10-15T14:11:29

А как этот фотоаппарат будет ве5сти себя при портретной съемке и макросъемке ?

Антон Нечаюк, 2009-10-10T18:56:31

что касается эргономики - лично я уже привык к камере... мы просто сроднились. в процессе съёмки использую почти все настройки - все ок! Хотя наличие доп.кнопок уже на обновленных версиях, конечно упростит задачу, но только для проффесионалов.... и не в коем случае - для начинающих любителей! :))

Антон Нечаюк, 2009-10-10T18:48:59

трех точек фокусировки (как, например, в этой модели) вполне хватает большинству фотографоф.... более того - одной!(центральной). А на момент выхода этой камеры - она вполне была напичкана многими "модными" наворотами.... поэтому на их фоне - отсутствие 11-ти или более точек фокусировки - кажется недостатком..... Короче на качестве Ваших снимков это никак не отразится.

(пользователь Olympus) :)

Константин, 2009-10-10T17:02:47

"Неразвитая эргономика" в данном контексте - недостаточное количество удобств для манипулирования камерой (в частности, специальных кнопок для быстрого управления).

virtual-md, 2009-10-10T13:30:35

Что такое эргономика ?

Константин, 2009-10-10T09:23:25

Трудности, которые могут возникнуть при малом количестве точек фокусировки, описаны вот здесь:
http://prophotos.ru/reviews...

virtual-md, 2009-10-10T07:44:30

Вопрос к Константину : Почему три точки фокусировки являются отрицательным качеством этой модели ? (просто это будет моя первая зеркальная фотокамера и мне хотелось побольше о ней узнать ...)

Антон Нечаюк, 2009-03-21T02:01:36

Вопрос к Jouris.
Здравствуте Георгий. объясните мне пожайлуста: на китовых объективах есть лепестки диафрагмы или там этот момент реализован программным методом? Потому как я их просто не вижу. Даже меняя значение с 3.5 до 22 - в самом объективе ничего не происходит. И тем не менее в режиме "Лайв вью" картинка меняется как положено! Чё за ботва?

Константин, 2008-11-02T03:42:18

Так ведь и я о том же: использование единого объектива позволяет провести сравнение работы разных "тушек". Но при этом испытание штатных объективов тоже необходимо и очень важно (однако при тестировании некоторых камер это не было сделано, возможно, по объективным причинам).

Jouris, 2008-11-01T22:52:32

Подробно о системе студийных тестов Вы можете прочитать здесь:
http://prophotos.ru/reviews...
Если с камерой на тест нам дают какой-либо объектив, мы всегда проверяем его резкость по специальной таблице и пишем о его работе. Все уличные тесты мы снимаем именно с ним.
Наш студийный Карл Цейсс мы используем лишь для съемки тестового натюрморта и теста на цветопередачу для возможности адекватного сравнения разных камер. К сожалению, по техническим причинам в этот раз нам не далось установить его на камеру.

Константин, 2008-11-01T22:29:50

Я считаю, очень даже хорошо, что тесты проводились именно со штатным объективом. Значительной части корреспондентов данного сайта, задающих вопросы из разряда "Что выбрать?", весьма важно знать, как ведет себя "китовая" оптика. А ведь это, как известно, важнейшая деталь фотосистемы. Тесты же камеры со сторонними объективами позволяют проверить работу лишь только агрегатов самого корпуса ("тушки").

Jouris, 2008-11-01T21:25:53

Студийное тестирование мы проводим при свете двух галогеновых источников постоянного света и традиционно пользуемся предустановкой баланса белого. Но вот с камерами Olympus эта предустановка дала легкий холодный оттенок. Однако, если посмотреть галерею тестовых кадров, то с автоматикой баланса белого у камеры все очень хорошо.

Jouris, 2008-11-01T21:20:55

Мы как раз с этого теста начали вводить подобные кадры в наши обзоры как обязательные.
Постараемся в будущем побольше уделять внимания подобным моментам.

Андрюша, 2008-11-01T19:43:05

Уважаемый Георгий Полицарнов, мне кажеться что было бы очень неплохо, если бы в каждом из видеообзоров отныне Вы делали такую же "пристрелку" как с Е-420. Я имею ввиду наведение фокуса на оператора и пара секунд серийной съемки. Конечно я понимаю что скорость автофокуса может зависеть от многих факторов, и главное от света, но я так понимаю что видеообзоры снимаються в практически идентичных условиях и такая демонстрация могла бы неплохо отразить "репортажность" той или иной камеры, потому как я почему-то привык доверять своим чувствам а не "паспортным данным", и такая демонстрация серийной съемки и скорости автофокуса мне кажеться самой удобной и наглядной. (я имею ввиду тесты камер с китом, хотя в принципе можно было бы и придумать что-то похожее с объективами :] )

Андрюша, 2008-11-01T19:05:00

Jouris, скажите, а почему "лампы накаливания" а не в автоматическом? вопрос возник потому что уже и я, вслед за Владиславом вижу преобладание холодного оттенка..

Владислав Бельченко, 2008-11-01T03:06:58

я прошу прощения, совсем плохой стал. конечно, не синева, а просто холодный тон на всех фотах)))) с учетом осенних упаднических настроений получается совсем мрачненько...

D09a3ed9 ba7c 44fc a42d 2de9cb56db63