Конструкция
Несколько слов о 4/3
Прежде чем перейти к описанию конструкции и интерфейса фотоаппарата, мне бы хотелось сказать несколько слов о так называемой системе 4/3. Olympus E-420 — это первая фотокамера с таким байонетом, попавшая к нам на тест.
4/3 является самой молодой из представленных сегодня на рынке зеркальных систем. В отличие от компаний Canon, Nikon, Pentax и Sony, производящих цифровые зеркальные камеры на базе байонетов пленочных фотоаппаратов, стандарт 4/3 с самого начала разрабатывался для цифровых фотокамер. Такой подход позволил избежать ряда проблем, с которыми столкнулись другие производители. Например, все объективы совместимые с 4/3 (в том числе и широкоугольные) изначально рассчитывались под матрицу конкретного размера — 18-13,5 мм. Площадь кадра в системе 4/3 в четыре раза меньше площади обычного пленочного кадра (кроп-фактор — 2х). А это значит, что габариты и стоимость объективов могут быть значительно ниже. При этом в расчет оптики закладывалась и высокая разрешающая способность, обусловленная использованием многомегапиксельных матриц. Кроме того, все объективы стандарта 4/3 — телецентрические, то есть они обеспечивают падение лучей на матрицу под прямым углом. В «пленочные» времена подобная характеристика оптики была не особенно важна, однако при падении лучей света на матрицу цифрового фотоаппарата под острым углом, происходит так называемое «угловое» затенение — снижение яркости изображения по краям кадра. Кроме того, возможна паразитная засветка соседних пикселей, что приводит к уменьшению резкости изображения.
Система 4/3 является открытым стандартом, что позволяет разным компаниям выпускать фотокамеры и объективы с таким байонетом. Пример — продукция Panasonic и Olympus со взаимозаменяемой оптикой.
Однако, при столь многочисленных очевидных плюсах, у 4/3 есть и ряд минусов, в частности, самая маленькая площадь матрицы по сравнению с зеркальными камерами других производителей. Как это сказывается на качестве изображения, мы попробуем разобраться при помощи нашего студийного теста. А сейчас давайте познакомимся поближе с конструкцией Olympus E-420.
Конструкция
Всю компактность этой модели осознаешь уже в тот момент, когда открываешь коробку — пространство внутри нее практически поровну поделено между самой камерой и зарядным устройством с комплектом кабелей. Достаем «тушку» из коробки, присоединяем объектив и получаем зеркалку, которая кажется почти игрушечной. Даже плечевой ремень этой камеры выглядит непропорционально большим.
Естественно, миниатюризация конструкции не могла не сказаться на форме. Этот фотоаппарат не имеет уже ставшего таким привычным утолщения под правую руку. Да-да, помните, как «лежал» в руках старый добрый «Зенит»? Мне приходилось удерживать камеру буквально тремя пальцами: большим, указательным и средним — остальным просто не хватало места. Однако, каких-то особенно заметных неудобств в процессе съемки это не вызвало. Все-таки над эргономикой конструкторы потрудились на славу.
Легкий корпус E-420 изготовлен из приятного на ощупь шершавого пластика. И если в отношении размеров фотоаппарата сравнение с игрушкой еще уместно, то о качестве сборки ничего подобного сказать нельзя. Все детали подогнаны очень точно, нет никаких щелей, зазоров, люфтов или скрипов. Все собрано практически идеально.
E-420 включается при помощи рычажка, сопряженного с диском переключения режимов съемки. Расположен рычажок очень удачно - для включения фотоаппарата достаточно одного движения большого пальца. Диск выбора режимов съемки имеет более чем стандартный для зеркалок вид: неразлучная четверка PASM, автоматический режим, портрет, пейзаж, макро, спорт, ночной портрет. Для тех, кому этого мало, предусмотрен режим Scene, в котором фотографу предлагается выбрать одну из 14 сюжетных программ. Рядом с диском выбора режимов расположена и кнопка спуска. Она упругая, с четкой фиксацией половинного нажатия. Правда, нам показалось, что для такой легкой камеры она даже слишком жесткая, из-за чего E-420 едва заметно дергается в момент спуска затвора. Около кнопки спуска также расположилась утопленная в корпус кнопка экспокоррекции. На самом углу корпуса находится оригинальный орган управления - нечто среднее между диском и управляющим колесом. Вращать его можно как большим пальцем правой руки, так и двумя пальцами. Выполняемые функции - типичные для управляющего колеса. Оно отвечает, например, за изменение диафрагмы или выдержки. | |||
Задняя панель фотокамеры отнюдь не изобилует органами управления. Слева от дисплея - стандартный набор кнопок: просмотр, удаление, меню, отображение информации. Справа - еще более традиционный навипэд, чуть выше - кнопка включения режима Live View, еще выше - кнопка блокировки экспозиции. Все на своих местах и легко доступно. | |||
Дисплей камеры имеет диагональ 2,7 дюйма. Ни под каким углом изображение на нем не ухудшается. Яркости вполне хватает для работы на улице в солнечный день. В режиме съемки на дисплей выводятся все параметры съемки, включая некоторые второстепенные данные. Самое приятное, что при помощи навипэда все эти настройки можно изменять. Но об этом позже. Кстати, цветопередачу дисплея можно регулировать через меню камеры. А теперь немного негатива. Если во время ночной съемки поднести фотоаппарат к глазу, то свет от дисплея начинает довольно сильно мешать. Пока кнопка спуска не нажата наполовину, подсветка дисплея не гаснет. Некоторые производители решили эту проблему с помощью специальных датчиков, выключающих подсветку в момент поднесения аппарата к глазу. | |||
Видоискатель фотоаппарата можно описать одним словом: минималистский. Начнем с размера. Как мы уже говорили, площадь кадра у камер системы 4/3 в четыре раза меньше площади обычного пленочного кадра. Меньше площадь - меньше и видоискатель. Он кажется маленьким даже по сравнению с видоискателями большинства цифровых зеркалок формата APS-C. Информация, отображаемая в видоискателе, скудна: выдержка, диафрагма, режим съемки и кружок подтверждения автофокуса. Если внесена поправка в экспозицию, то она отобразится в виде численного значения. Аналогичная ситуация с балансом белого и вспышкой. Если встроенная вспышка включена, то в видоискателе появится соответствующий значок. Если установлен какой-либо пресет баланса белого, то в видоискателе вы увидите буквы WB. Кстати, информационное поле в видоискателе расположено не совсем привычно. Оно находится не снизу, а в виде вертикального столбца справа. Количество точек фокусировки не поражает – всего три. Расположены они в ряд, и нас не слишком порадовала их относительно слабая подсветка. Однако, в последней версии прошивки этот мелкий недостаток устранен. | |||
Под ладонью правой руки, на камере расположен отсек для карт памяти. Как и Sony, Olympus имеет свой собственный фирменный стандарт карт памяти - xD. Естественно, все фотокамеры этого производителя просто обязаны иметь слоты этого стандарта. Но инженеры Olympus позаботились и о покупателе, разместив рядом слот для более привычных карт памяти CompactFlash. Именно такие карты мы использовали во время нашего тестирования. Переключение между двумя слотами осуществляется через меню (основное или экранное меню параметров). |