Обзор Sony FE 200–600mm f/5.6–6.3 G OSS
Объектив, попавший к нам на тест в этот раз — мечта споттера, анималиста и репортажного фотографа. Возможность иметь в одном зуме фокусные расстояния от 200 до 600 мм есть далеко не в каждой фотосистеме. В беззеркальной системе Sony Alpha она реализована: сегодня мы будем снимать на Sony FE 200–600mm f/5.6–6.3 G OSS (SEL200600G).
Формально SEL200600G относится не к топовой серии G Master, а к G-серии (раньше стояла на верхней ступени иерархии оптики Sony). Это отразилось на цене: она традиционно для современной оптики высока, но не заоблачна.
Из внешних отличий от G Master стоит отметить лишь другой цвет логотипа — чёрный вместо красного. Возможно, переменная светосила не позволила получить этой модели красный логотип с буквой G. Потому что после двух недель съёмки на SEL200600G складывается мнение, что это очень качественный супертелевик, по-своему уникальный.
Конструкция
Перед нами объектив если не огромный, то как минимум очень большой. Конечно, после съёмки на SEL400F28GM уже сложно испугаться размеров. Но чтобы представлять габариты SEL200600G, достаточно указать диаметр светофильтра — 95 мм! Кстати, подобные фильтры есть в продаже и не являются большой редкостью, хоть и стоят прилично.
По длине телевик с трудом влезает в крупную фотосумку. А чтобы уместить бленду, точно придётся попереставлять перегородки внутри сумки. После решения проблем с транспортировкой приходит пора оценить вес. Он хоть и велик, но не шокирует. Всего 2115 г. С камерой комплект получается около 3 кг. Для многочасовой съёмки лучше использовать монопод, но в целом работать с SEL200600G можно и с рук на протяжении сравнительно длительного времени. Например, я без проблем отснял с ним целый день аэрошоу на МАКС-2019 без штатива и монопода.
Как и со всеми крупными телевиками, с Sony FE 200–600mm f/5.6–6.3 G OSS работает правило: не объектив надеваем на камеру, а камеру на объектив. Такой подход ускорит процесс соединения устройств и поможет правильно организовать съёмку. Например, плечевой ремень лучше убрать с камеры и перевесить на объектив — ушки для этого на корпусе предусмотрены. Носить конструкцию тоже лучше за ручку на SEL200600G, которая по совместительству является штативной лапкой с двумя отверстиями под разный диаметр крепления: ¼″ и ⅜″. Если снять лапку, то в самом корпусе объектива предусмотрено дублирующее отверстие ¼″.
Одним из неочевидных, но важных плюсов Sony FE 200–600mm f/5.6–6.3 G OSS является нераздвижная конструкция. Корпус объектива монолитный: ни во время зумирования, ни во время фокусировки внешние элементы конструкции не перемещаются. Потенциально это улучшает пыле- и влагозащищённость, делает съёмку более удобной за счёт практически неизменной центровки объектива. Кольцо зума имеет сравнительно короткий и очень лёгкий ход, что упрощает зумирование при съёмке динамичных объектов.
Ход кольца ручного фокуса длинный и линейный. Есть полное ощущение того, что вращаешь механическое, а не электронное кольцо. Однако применение в системе автофокусировки DDSSM-приводов однозначно указывает на то, что кольцо всё же электронное.
Автофокусировка происходит абсолютно беззвучно и без каких-либо вибраций. Есть ощущение, что это самый тихий из современных телевиков Sony. Но тихо не значит медленно. Прогон от минимальной дистанции 2,4 метра до бесконечности занимает примерно секунду. Время автофокусировки можно сократить, используя лимитер. Доступны три диапазона: полный, от 2,4 до 10 м и от 10 м до бесконечности.
Я использовал лимитер при съёмке аэрошоу. Во-первых, это позволило избежать фокусировки на ограждении взлётно-посадочной полосы. Во-вторых, из тысячи кадров в брак по фокусу попало ничтожно мало снимков. В серии уже первый сделанный навскидку кадр чаще всего оказывался резким.
Для блокировки автофокуса на корпусе предусмотрены три кнопки под разный хват. В меню фотоаппарата их функцию можно перепрограммировать.
В оптической схеме применяется всего одна асферическая линза (ниже мы проверим, как малое применение асферики сказывается на характере боке) и целых пять элементов из низкодисперсионного стекла. Объектив состоит из 24 линз, собранных в 17 групп. Это одна из самых сложных оптических схем, которые мы видели в последнее время. В конструкции диафрагмы использовано 11 скруглённых лепестков.
Важным моментом является совместимость объектива с телеконвертерами. С современными камерами даже при использовании двукратного телеконвертера сохранится автофокус. Диапазон фокусных расстояний и диафрагмы при использовании телеконвертера:
- 1,4x конвертер: 280–840 мм f/8–f/9;
- 2,0x конвертер: 400–1200 мм, f/11–f/13.
В моём распоряжении не было телеконвертера, поэтому некоторые снимки я кадрировал на этапе обработки, чтобы получить требуемую крупность. Запаса детализации для этого достаточно.
Sony FE 200–600mm f/5.6–6.3 G OSS имеет встроенный оптический стабилизатор изображения, который может работать вместе со стабилизатором камеры. У стабилизатора есть три режима работы: обычный, для панорамирования и для активного перемещения объектива. Например, для авиашоу я использовал последний.
При съёмке статики с рук стабилизатор позволяет дополнительно увеличивать выдержку до 4 ступеней. Резкие кадры удавалось получать до 1/80 с при фокусном расстоянии 600 мм. Дальнейшее увеличение выдержки провоцировало смаз, хотя приемлемый результат для публикации в сети можно реализовать даже при 1/40 с.