Качество изображения. Выводы
Резкость, виньетирование
Чтобы наглядно показать разницу в качестве изображения между двумя объективами, я снял серию кадров на всех значениях диафрагмы. У G Master максимальная диафрагма f/1,4, а у SEL28F2 — f/2. Это целая ступень светосилы! При недостаточной освещённости в два раза более короткая выдержка, которую обеспечит такая светосила, может стать настоящей палочкой-выручалочкой.
На открытой диафрагме оба объектива ведут себя очень достойно по центру кадра. 42 мегапикселя им по зубам. Ближе к краям детализация снижается. У SEL28F2 это снижение выражено ярче — края мягковаты, а у SEL24F14GM края лишь немного уступают в резкости центру. Вот в чём сила G Master! Ещё одно существенное различие — хроматические аберрации. У SEL24F14GM их не видно даже на f/1,4, а у SEL28F2 на f/2 вы можете найти незначительные следы розовой хроматики по границам бликов ближе к периферии.
Виньетирование обоих объективов выражено достаточно сильно, но уходит при диафрагмировании. На f/2 G Master оставляет затемнёнными лишь углы кадра. А детализация периферии повышается до высокого уровня, ещё не догоняя центр, но уже позволяя использовать такие кадры для печати очень крупным форматом.
Закрываем диафрагму до f/2,8. И здесь вновь мы видим разницу в классе оптики. SEL28F2 выступает уверенно: виньетирование снижается, хроматические аберрации почти не видны, резкость в центре кадра высокая, и лишь края отличаются мягкостью. Но SEL24F14GM обходит его по всем параметрам: будучи задиафрагмированный уже на две ступени, он виньетирует картинку намного слабее; края значительно резче, а следов хроматических аберраций нет даже по краям контрастных бликов.
Диафрагма f/4 преподносит сюрприз: по уровню виньетирования SEL28F2 вырывается вперёд. Края бюджетного фикса значительно резче. Но стоит взглянуть на картинку с G Master, и вновь разница становится очевидна: паритет по резкости есть только в центре кадра, периферия у топовой модели имеет существенно более высокий, почти идеальный уровень детализации.
Диафрагмирование до f/5,6 и даже до f/8 не изменяет тенденцию: преимущество у SEL28F2 есть только в уровне виньетирования. По всем остальным параметрам резкий SEL24F14GM его превосходит. SEL28F2 явно проигрывает в детализации на периферии, но обеспечивает сравнимую резкость в центре.
При f/11 резкость обоих фиксов можно назвать сопоставимой. По углам G Master смотрится лишь чуть-чуть более уверенно.
Значение f/16 является минимальным для G Master, уже на нём становится заметно падение детализации из-за дифракции. Она съедает всю разницу в качестве изображения между объективами. На f/22 у SEL28F2 резкость снижается до минимальной.
Геометрические искажения
Тест на геометрические искажения немного прояснил ситуацию с падением резкости у Sony SEL28F2 по периферии кадра. В JPEG камера применяет неотключаемую коррекцию геометрических искажений, что неизбежно приводит к снижению детализации по краям. И исправлять там есть что! Если открыть RAW без коррекции, то вы увидите довольно заметную бочкообразную дисторсию. Она даже сильнее, чем в сверхширокоугольных зумах, которые мы тестировали ранее. Её исправление заметно уменьшает угол обзора объектива.
На его фоне SEL24F14GM выглядит намного выгоднее. Геометрические искажения скомпенсированы настолько хорошо, что в ряде случаев программная коррекция даже не потребуется. Лёгкая подушкообразная дисторсия выражена слабо и незаметна на большинстве сюжетов.
Ниже мы приводим кадры без коррекций и RAW-файлы с обоих объективов, чтобы вы могли увидеть различия.
Контровый свет и бликозащита
В контровом свете оба объектива проявляют свои слабые места. Так, на открытой диафрагме Sony SEL28F2 демонстрирует лёгкое падение контраста и розоватую локальную засветку, в кадре появляется заметный блик. Хроматические аберрации присутствуют, но выражены слабо. Примерно то же самое мы видим и у SEL24F14GM. Разница лишь в том, что при f/2 G Master всё же набирает контраст, засветка становится меньше.
При f/2,8 у SEL24F14GM засветка чуть слабее, а бликов больше — сказывается более сложная оптическая схема.
При f/4 G Master даёт большее количество бликов, чем бюджетный Sony SEL28F2. Дальнейшее диафрагмирование только повышает их яркость и контрастность. Но в то же время площадь локальной засветки у SEL28F2 больше, а лучики — переотражения от лепестков диафрагмы — выглядят менее аккуратно. Справедливости ради нужно отметить, что в более простых условиях пробить бликозащиту объективов может оказаться не так легко. Здесь мы старались показать действительно худший случай. Ранее в наших тестах SEL24F14GM и SEL28F2 продемонстрировали куда лучший уровень бликозащиты, поскольку работали в более простых условиях.
Боке
Перед нами два широкоугольника, но за счёт высокой светосилы каждый из них может довольно заметно размывать фон, будучи сфокусированным на ближней дистанции. Минимальная дистанция фокусировки у объективов почти совпадает: 24 см у более широкоугольного SEL24F14GM и 25/29 см (в зависимости от ручного и автофокуса) у SEL28F2.
В отношении характера размытия G Master выступает явным лидером. Из-за большей светосилы он сильнее размывает фон. Одиночный блик имеет более равномерное заполнение несмотря на сложную оптическую схему. Кстати, именно за правильность заполнения блика отвечают XA-элементы — выполненные с прецизионной точностью (погрешность до 0,01 мкм) асферические линзы.
Рисунок SEL24F14GM в боке чуть жестковат (чётко очерченные блики дают так называемое голливудское боке), но не образует двоений и «чешуи». Это мы отмечали и ранее в полном тесте SEL24F14GM.
Выводы
На примере Sony SEL28F2 и SEL24F14GM прекрасно видна разница между сравнительно бюджетным и топовым фикс-объективом. Sony FE 28mm f/2 демонстрирует неплохую резкость по центру кадра и приемлемую по краю после закрытия диафрагмы, хорошо держит контровый свет, не даёт сильных хроматических аберраций, чрезвычайно прост по конструкции (не имеет никаких внешних органов управления) и компактен.
Sony FE 24mm f/1.4 GM массивнее по всем измерениям, но при этом оснащён не только выключателем автофокуса, но и отдельным кольцом установки диафрагмы с возможностью бесступенчатого хода. Его светосила на ступень выше. Он резок с открытой диафрагмы по всему полю кадра, а на прикрытой диафрагме может похвастаться практически идеальной детализацией. По углам разница с SEL28F2 очень заметна. Кроме того, у SEL24F14GM почти идеальная геометрия кадра, лёгкая подушкообразная дисторсия практически не распознаётся глазом. И в этом он тоже существенно опережает SEL28F2, у которого даже нельзя отключить программное исправление искажений. Боке — сильная сторона серии G Master. Тут FE 24mm f/1.4 GM не исключение: рисунок зоны нерезкости намного правильнее и приятнее, чем у FE 28mm f/2. И лишь в контровом свете из-за более сложной оптической схемы G Master может поймать больше бликов.
С любительскими задачами оба объектива справятся одинаково уверенно. Но в профессиональном производстве, где на первый план выходит техническое качество изображения, более резкий, с низким уровнем искажений G Master будет предпочтительнее. Кроме того, он на ступень светосильнее, а развитая эргономика способствует оперативному управлению как при репортажной фотосъёмке, так и при видеозаписи.