Геометрические искажения, стабилизация, боке
Переходя к теме геометрических искажений, я бы хотел лишний раз напомнить читателям, что речь здесь пойдёт об изгибании прямых линий в кадре, а вовсе не о перспективных искажениях, столь свойственных сверхширокоугольникам. Дело в том, что перспективные искажения не зависят от конкретного объектива, лишь от дистанции до объекта съёмки. Перспективные искажения мы демонстрируем на снимке ниже:
Что же касается геометрических искажений, то в этом отношении оба широкоугольника примерно равны. В широкоугольном положении они демонстрируют умеренную бочкообразную дисторсию, изгибая прямые линии от центра кадра к краю.
Такие искажения легко исправляются применением профиля в RAW-конвертере и включением коррекции в самой камере при съёмке в JPEG. Минус в том, что придётся потерять в широте угла обзора, и это нужно учитывать при съёмке.
В положении 35 мм дисторсия направлена в обратную сторону — к центру кадра. Такие искажения называются подушкообразными. Их уровень является примерно одинаковым для обоих сверхширокоугольников и типичным для большинства подобных зум-объективов.
Пожалуй, в сегодняшнем тесте это единственное испытание, в котором объективы выступили на равных.
Стабилизатор
Оптический стабилизатор Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS (SEL1635Z может оказаться важным плюсом, если вы используете камеру без стабилизации на основе сдвига матрицы. Но даже при использовании камеры со стабилизатором SEL1635Z обеспечивает небольшой выигрыш по сравнению с SEL1635GM. По результатам нашего теста он составляет примерно полступени-ступень выдержки. Там, где SEL1635GM позволяет вести съемку с рук при выдержках до 1/2 с, SEL1635Z даёт возможность увеличить выдержку до 1 с. Стабилизатор частично компенсирует разницу в светосиле, но лишь для статичных сюжетов и вдумчивой съёмки с тщательным подбором параметров.
Боке
При фокусном расстоянии 35 мм оба объектива могут размывать фон на снимках довольно сильно, поэтому логично будет провести сравнение их боке, то есть характера размытия.
Безусловным лидером здесь является Sony FE 16-35mm F2.8 GM (SEL1635GM). Во-первых, за счёт большей светосилы он размывает фон сильнее. Во-вторых, одиночные блики в зоне нерезкости у него имеют более равномерное, хоть и неидеальное заполнение. У Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS блики смотрятся как клубки ниток, а их границы контрастны, что формирует довольно жёсткий и неприятный рисунок в зоне нерезкости. Представители Sony утверждают, что при создании объективов G Master качеству боке уделяется особое внимание, разработчики всегда пытаются получить не только высокую резкость, но и приятное размытие. И в частности для этого используются высокотехнологичные оптические элементы XA.