Контровый свет, бликозащита
Сверхширокоугольные объективы обязаны уметь работать в жёстком контровом свете. Сложных ситуаций, когда яркий свет будет бить в переднюю линзу, не удастся избежать, здесь даже бленда не поможет — уж слишком большой угол обзора. Каким бы идеальным объектив ни был, всегда можно найти такое расположение источника света, при котором оптика поймает блики. В нашем тесте мы расположили солнце в углу кадра и сняли серию на разных диафрагмах.
Бликозащита, 16 мм
На открытой диафрагме солнце в углу кадра вызывает локальную засветку у обоих объективов. Вокруг него образуется пурпурный блик. У Sony FE 16-35mm F2.8 GM засветка меньше по площади и на f/2,8, и на f/4.
Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS здесь подводит чётко очерченный лучик, который идёт от яркого источника света в сторону центра кадра. Он сохраняется даже при изменении точки съёмки. Из плюсов нужно отметить полное отсутствие цветных бликов в других участках кадра, а также высокий контраст.
При диафрагмировании до f/5,6 длина лучиков вокруг солнца увеличивается у обоих объективов, но направленный в центр кадра луч есть только у SEL1635Z. Цветных бликов нет.
При f/8 SEL1635Z всё же даёт первый цветной блик. Он довольно заметный, но не оказывает существенного влияния на техническое качество снимка. При f/11 появляется ещё один (уже зелёный) блик ближе к центру. SEL1635GM держится молодцом, его бликозащита непробиваема ни при f/8, ни при f/11.
На f/16 и f/22 лучики вокруг солнца, вызванные переотражениями от лепестков диафрагмы, становятся более вытянутыми и контрастными. У SEL1635GM лучиков больше: у него 11 лепестков диафрагмы, а у SEL1635Z — только семь. При этом длина лучей у G Master намного короче, смотрятся они аккуратнее. И лишь при таком сильном диафрагмировании этот объектив добавляет пару не слишком заметных цветных бликов в кадр.
Бликозащита, 35 мм
При фокусном расстоянии 35 мм объективы демонстрируют схожую ситуацию лишь с одним отличием: SEL1635GM позволяет себе впустить в кадр маленький блик уже при f/5,6. На его фоне SEL1635Z смотрится не так уверенно: он рисует менее аккуратные лучики по мере закрытия диафрагмы и выдаёт более контрастные и яркие блики.
В целом уровень бликозащиты обоих объективов можно охарактеризовать как высокий с некоторым преимуществом Sony FE 16-35mm F2.8 GM.
Для любителей бликов…
В ходе теста бликозащиты мы также подобрали худшие условия съёмки и положения камеры, чтобы продемонстрировать максимальный уровень бликов и засветок, на который только способна оптика. То, что вы видите на снимке, является результатом умышленной охоты за «зайцами», как называют их многие фотографы. Подобные блики в ряде сюжетов могут быть использованы как творческий инструмент. Изменение точки съёмки на пару сантиметров, поворот камеры на один градус способны их почти полностью убрать.
Мы видим, что за счёт большей светосилы блики у SEL1635GM получаются менее контрастными и более размытыми. Есть и различия в цвете: SEL1635GM тяготеет к жёлто-зелёной гамме, а SEL1635Z даёт сиреневую засветку. Но даже в столь сложных условиях оба объектива почти не теряют контраст.