Съёмка на улице
Репортажная съёмка людей на улице
При съёмке модели на спортивной площадке я использовал возможность работы вспышки в режиме скоростной синхронизации (HSS). Съёмка велась на максимально короткой выдержке для используемой камеры — 1/4000 секунды, с применением объектива Canon EF 50mm f/1.2L USM. Это обеспечило максимальное размытие фона и получение характерного для данного объектива рисунка, так как снимал я на полностью открытой диафрагме. Синхронизатор и вспышка отработали на отлично.
Canon EF 50mm f/1.2L USM на открытой диафрагме даёт очень небольшую глубину резкости. Модель находилась в движении, поэтому была необходимость снимать сериями — в течении 10-минутной съёмки было сделано 226 кадров! Ни одна обычная накамерная вспышка на такое не способна.
Вспышка Profoto A1 работала в режиме TTL, но на её экране можно было видеть текущую мощность импульса — для этой съёмки значения были от 8,5 до 10. Вспышка отработала замечательно: ни перегрева, ни лишнего времени на перезарядку. Отлично!
При этой съёмке не были использованы дополнительные рассеиватели, а зум головы вспышки был переведён в самое широкоугольное положение.
Постановочная съёмка людей на улице
Для постановочной съёмки группы спортсменов-любителей мне пригодились обе вспышки. При ярком солнечном свете была использована только одна, для подсветки девушек, стоящих на лестнице. Когда же солнце зашло за тучу, была добавлена вторая вспышка для освещения группы ребят. Второй вариант с двумя вспышками мне нравится больше.
Обе вспышки работали в режиме TTL с высокоскоростной синхронизацией (HSS), расчёт автоматикой мощности был верный, срабатывание вспышки — в нужный момент. Никаких нареканий.
Одна вспышка с рефлектором Dome diffuser даёт приятное мягкое рассеянное освещение и её работа не заметна. Единственным намёком на её присутствие служат тени от ног
В следующей сцене от выбора насадок, оптимального места для установки вспышек и съёмки пробных кадров до финального результата прошло всего несколько минут.
Художественная съёмка модели
Работа с моделью и использование «капризных» объективов снова вынудило снимать сериями. При съёмке на металлической лестнице модель находилась в естественной тени холма, прямого солнечного света не было. Для съёмки использовались две вспышки — слева и справа от модели. На правой закреплён рассеиватель Wide Lens, а на левой — Dome diffuser. На этом примере хорошо видно, как ненавязчиво и мягко две Profoto A1 освещают модель, её одежду и окружающее пространство.
В этой съёмке возможность уйти от зонтов и софтбоксов также была очень кстати — на ветру шансы побегать за ними по площадке или уронить стойку с прибором были бы очень велики. По привычке я нагрузил стойки подручными материалами, но большой необходимости в этом не было: «парусность» у Profoto A1 в разы меньше, чем у зонтов.
Добавлю, что картинка из камеры получается готовой к использованию без дополнительной обработки, что демонстрирует скриншот из Adobe Lightroom.
При следующей фотосессии на белой лестнице, усыпанной осенней листвой, использовалась одна вспышка Profoto A1, а съёмка велась двумя объективами на открытых диафрагмах — Canon 50mm f/1.2L USM и «Гелиос-40-2» 85mm f/1.5.
И снова мне понравилась аккуратная работа вспышки, которую на снимках выдаёт только мягкая тень на перилах лестницы и не характерный для обычных вспышек жёсткий свет, видимый и на лице модели.
При съёмке объективом «Гелиос 40-2» режим высокоскоростной синхронизации наиболее востребован. Речь идёт не просто о съёмке в солнечный день на открытой диафрагме, а о сохранении фирменного рисунка объектива с закрученным боке, которое лучше всего проявляется только на открытой диафрагме f/1.5 и теряется при её закрытии даже до f/2.8.
Временами съёмка велась против солнца, но автоматика камеры и вспышки отработала на отлично. Но «Гелиос 40-2» даже с современным просветлением при контровом свете даёт малоконтрастную картинку. Поэтому фотографии были немного доработаны в Adobe Lightroom: добавлена контрастность и изменён цвет; остальные параметры съёмки остались нетронутыми.
Итак, при съёмке на «Гелиос 40-2» в контровом солнечном свете сильно теряется контраст, но кадр выглядит эффектно и с обработкой, и без неё. Profoto A1 отлично справляется с задачей подсветки модели; в автоматическом режиме TTL съёмка в контровом свете не составляет труда.
Съёмка человека с автомобилем
На съёмку автомобиля и его владельца у меня было всего несколько минут. Большой плюс Profoto A1 — это простое управление и моментальная готовность к работе. Установить и включить — больше ничего не требуется. Сделаю здесь одно отступление, чтобы рассказать о возможностях дистанционного управления отдельно стоящими вспышками.
В ручном режиме все приборы Profoto с системой Air (AirTTL) можно разделить на шесть групп (A-B-C-D-E-F). Количество управляющих источников для каждой группы не ограничено. Энергию импульса для каждой группы можно отдельно регулировать с пульта Air remote или непосредственно вспышкой A1.
В режиме TTL&HSS будут работать три первые группы (A-B-C) из созданных. Для каждой из этих групп можно ввести коррекцию относительно нулевого значения, выдаваемого камерой. Т.е. если TTL-замер камеры командует вспышкам установить значение 5.0, а мы для группы А установили коррекцию −1.0, а для группы В +1.0, то они отработают соответственно со значениями 4.0 и 6.0. Если для следующего кадра TTL в камере запросит больше мощности, например, 7.0, то вспышки отработают со значениями 6.0 и 8.0 соответственно. Это уникальная запатентованная функция Profoto. Оставшимся трём группам вспышек (если такие будут созданы) можно установить мощность импульсов в виде константы, а потом также управлять ими с пульта.
Если фотограф делает снимок в режиме TTL, а затем переходит в ручной режим управления, вспышки запомнят последнее установленное значение мощности, и корректировать можно будет от этого значения, что сэкономит время настройки.
В съёмке автомобиля были использованы две вспышки: перед капотом слева — с рассеивателем Dome diffuser, перед владельцем авто — с Wide Lens. Этот пример хорошо показывает, что при помощи точечного источника с рассеивателем можно получить мягкий направленный свет. Немаловажно, что вспышки оставили едва заметные блики. Использование зонтов или софтбоксов не только усложнило бы задачу и замедлило процесс съёмки, но и, скорее всего, потребовало бы удаления бликов с кузова авто в фоторедакторе.
Спортивная съёмка вечером
К моменту съёмки спортсмена на лыжероллерах с участием вспышек Profoto A1 было сделано около 800 кадров в течение дня, многие из них — на большой мощности (7−10 единиц). Поэтому после первых же отснятых кадров одна из вспышек, разрядившись до конца, отключилась, но сюжет удалось снять с оставшейся.
Съёмка велась сериями, без использования рассеивателей и модификаторов. Цветовая температура освещения вспышки хорошо сочеталась как с дневным светом, так и с закатным, поэтому в цветовой коррекции не было необходимости.
Я сделал несколько серий кадров с разным расстоянием до спортсмена, и во всех случаях вспышка «добивала» до цели.
Энергопотребление и температурный режим Profoto A1
Так как в реальных съёмках я не смог определить количество импульсов в серии, способных вызвать перегрев Profoto A1, то было решено провести «лабораторные» испытания.
Установив вспышку в ручной режим и на максимальную мощность (10 единиц), я нажал на кнопку спуска затвора и стал ждать. До заполнения буфера памяти камера снимала со скоростью около 4 кадров в секунду. Profoto A1 в режиме максимальной мощности, по паспорту, необходимо 1,2 с на перезарядку. Вспышка всё же подсветила 5 кадров, затем случился пропуск одного и снова — отработка 5 кадров. Далее, при такой же скорости съёмки, пропуски пошли через каждые два кадра.
Как только внутренний буфер камеры заполнился и потребовалось время на запись карты памяти, скорость съёмки упала до 1 кадра в секунду. Вспышка стала успевать перезаряжаться, а количество пропусков не превышало 2−3 на 10 сделанных кадров. В таком режиме вспышка отработала серию в 285 кадров. Заряд аккумулятора вспышки на индикаторе «таял» на глазах, но только к 318-му кадру начались пропуски через один, и я решил остановить съёмку. Голова вспышки к этому моменту нагрелась, но, кажется, она продолжила бы снимать и дальше, до полного истощения аккумулятора. Ни одна из известных мне накамерных вспышек не способна показать подобный результат.
Я не смог придумать задачу в реальной жизни, в которой понадобилась бы настолько длинная серия импульсов на полной мощности. Но приятно знать, что запас «прочности» Profoto A1 превышает реальные потребности, что оставляет большое поле для фантазии.
Энергопотребление радиосинхронизатора Profoto Remote AIR TTL-C
При съёмке в галерее выяснилось, что радиосинхронизатор Profoto Remote AIR TTL-C требует «усиленного питания», поэтому с собой желательно иметь запас батареек или аккумуляторов AAA. На одном комплекте батареек синхронизатор, по паспорту, может проработать 30 часов. То, что у меня батареек хватило всего на три съёмки, объясняется большой мощностью триггера — дистанция работы до 100 метров с поддержкой TTL и до 300 метров — в ручном режиме.
В реальных условиях мне удалось выполнить задачу, в которой между передатчиком и вспышкой было 50 метров, при этом они не были в прямой видимости — их разделял ряд толстых колонн из кирпича.