Устройство в работе: съёмка в помещении
Репортажная съёмка на мероприятии
Первое же задание для Profoto A1 оказалось, пожалуй, и самым экстремальным. Съёмка большого мероприятия, где количество гостей исчисляется сотнями, а сделанные фотографии — тысячами, очень требовательна к возможностям и ресурсам техники.
Для первой части работы — съёмки гостей на фоне пресс-вола с названием мероприятия и логотипами компаний — я выбрал одну вспышку Profoto A1, установленную на стойку и поднятую на высоту 2–2,5 метра на креплении с зонтом, расположив её по центру, в трёх метрах от фона. Запускалась вспышка от радиосинхронизатора Profoto Remote AIR TTL-C (Canon).
При такой схеме обнаружилась проблема в виде блика от любого источника света на фоне. В случае, когда фон не имеет чёткой симметрии рисунка и логотипы нанесены по всей его площади, можно вести съёмку под углом к фону. Но мне требовалось соблюсти симметрию и показать фон во всю ширину.
Так как наибольший блик давал зонт, от него было решено отказаться в пользу насадок, которые шли в комплекте с А1. Поскольку съёмка велась в помещении с включёнными лампами накаливания, то, для придания свету вспышки такой же цветовой температуры, я использовал оранжевый фильтр из комплекта Profoto Gel Kit for A1 Flash. Он мгновенно и надёжно «прилип» к голове вспышки с помощью магнитов.
Сверху на оранжевый фильтр был установлен плоский широкоугольный рассеиватель Wide Lens, а поверх него — небольшой «купол» Dome diffuser.
Для получения максимально мягких краёв светового пятна зум головы вспышки был установлен в широкоугольное положение.
Я был приятно удивлен тому, с какой лёгкостью можно надёжно закрепить на вспышке сразу три дополнительных фильтра/рассеивателя. Такой «сендвич» на магнитах не только дал приемлемый блик на фоне, но и обеспечил световой рисунок, максимально подходящий под стилистику мероприятия.
Кроме того, отказ от зонта означал повышение безопасности гостей, которые могли его случайно задеть, а также более аккуратный вид стойки, которая расположилась практически в центре помещения.
Работа фотографа на большом мероприятии «на пресс-волле» сравнима с работой регулировщика и авиадиспетчера одновременно. Нужно приглашать гостей фотографироваться «у стены» и максимально быстро делать снимки, чтобы не создавать затора, при этом не упустить из вида ни одного приглашённого. Самое слабое звено в такой работе — как раз вспышка: долгая перезарядка, её несвоевременный перегрев и разрядка аккумуляторов приводят к потере драгоценного времени и кадров.
Обычно для обеспечения быстрой перезарядки и долгой работы вспышки от одного комплекта аккумуляторов я использую источники внешнего питания — «бустеры». Обычно гнездом для такого источника снабжены практически все топовые внешние вспышки основных фотопроизводителей. Большое опасение вызывал факт отсутствия у Profoto A1 такого гнезда и того, что без помощи бустера её аккумулятора не хватит надолго.
Однако Profoto A1 не подвела: серии по 5–6 кадров отрабатывались оперативно и чётко. Хотя вспышка работала в TTL-режиме, её экран показывал мощность импульса в условных единицах (от 2 до 10), большие цифры можно было легко разглядеть, не опуская вспышку на стойке. В данном случае мощность варьировалась от 4 до 6 единиц.
Ни малейшего намёка на перегрев или увеличение времени заряда — вспышка работала стабильно. В таком режиме она не дала ни единого сбоя, а аккумулятора хватило на 1600 кадров. Так как с собой была и вторая вспышка, для продолжения съёмки было решено взять её аккумулятор.
Благодаря тому, что батарейный отсек как таковой отсутствует, а аккумулятор крепится снаружи, его замена максимально проста и, что для меня более важно, оперативна. Питающий элемент крепится при помощи защёлки, для его замены не потребовалось даже снимать вспышку со стойки. Аккумулятор можно не глядя отстегнуть от корпуса, поставить другой и спустя какие-то секунды продолжить съёмку. Замечательно!
Вторая часть моей работы на мероприятии — фотосъёмка гостей в интерьерах и на фоне декораций. Для этой задачи я решил снять вспышку со стойки и просто держать её в руке. Таким образом можно удачно расположить источник света в пространстве, создавая световую картину намного интереснее, чем «вспышка в лоб».
Немного модифицировав «бутерброд» на магнитах и убрав из него рассеиватель Dome diffuser, я присоединил фирменный отражатель Profoto Soft Bounce. Синхронизация по-прежнему осуществлялась по радиоканалу. Свет получился очень красивый, мягкий.
Гибкая конструкция отражателя Profoto Soft Bounce позволяет держать этот достаточно объёмный аксессуар в плоском чехле, при извлечении из которого он мгновенно самостоятельно раскладывается в рабочее положение. Убирается в чехол Soft Bounce также очень легко. Ничего не надо отсоединять или разбирать — это очень удобно! Плоский чехол достаточно компактен, чтобы поместиться в набитую оборудованием фотосумку.
Возможность держать вспышку в руке иногда крайне выгодна. Например, для фото гостей вечера на фоне бара мне захотелось получить более жёсткие тени. Тогда я просто попросил одного из гостей ассистировать мне и подержать вспышку на нужной высоте и удалении от меня. Момент вовлечённости в процесс также играет свою роль и повышает расположение гостей к фотографу, а это, в свою очередь, благоприятно сказывается на качестве фотографий.
Удерживать вспышку в руке удобно, но под пальцами оказывается переключатель режима «TTL/ручной», который не имеет чёткой фиксации в крайних положениях. Пару раз я случайно его сдвигал и переводил вспышку в ручной режим. Но со временем привык быть немного аккуратнее с этой стороной корпуса, и в дальнейшем проблем не возникало.
В течение остального вечера конфигурация вспышки менялась не раз из-за попеременных съёмок в двух залах. В одном из них требовалась компенсация цветовой температуры, а в другом — нет. За пару секунд оранжевый фильтр снимался и ставился обратно под рассеиватель Soft Bounce. Это даже проще, чем снимать и ставить колпачок/рассеиватель с фильтром на «классические» фотовспышки.
Итогом вечера я остался очень доволен, поскольку не было ни одного сбоя в работе или промедления из-за перегрева вспышки или снижения скорости перезарядки. Замену батареи можно не считать проблемой, имея запасную в кармане. На её смену тратится совсем мало времени, несравнимо меньше, чем в случае с батарейками АА в «классической» накамерной вспышке. К тому же, для этого вспышку не нужно снимать со стойки.
Ещё одна подмеченная особенность Profoto A1 — совершенно бесшумная работа. Едва слышен лишь механизм зумирования рассеивателя вспышки и характерный звук «пых» при использовании вспышки на максимальной мощности.
Съёмка на выставке
Следующая задача — съёмка деталей и целиком бытовой техники на выставочных стендах. Рисунок вспышки мне очень приглянулся с первой съёмки. Формируемое круглой головкой вспышки пятно хорошо само по себе, а при помощи рассеивателей Wide Lens и Dome diffuser можно получить картинку намного интереснее той, что даёт зонт. Учитывая то, что в моих руках появился мощный инструмент для творчества и снимать придётся на работающей выставке с посетителями, я решил отказаться от зонтов вообще и впервые за долгое время оставил их дома.
Съёмку я вёл на камеру Sony, синхронизатором работал универсальный Profoto Air Remote, а сами вспышки для установки на камеры — для Canon и Nikon. Выпуск Profoto A1 для камер Sony пока только в планах производителя. Вообще, вспышка А1 для любой фотосистемы будет работать на любой камере при включенном режиме XSync. Она также сможет управлять другими устройствами Profoto Air, но без функций TTL и HSS. Благодаря встроенному функционалу Profoto Air, обеспечивается перекрестная совместимость любой из существующих вспышек A1 со всем семейством триггеров Air Remote. Поэтому пока находящийся в разработке радиосинхронизатор AirTTL-S запустил бы вспышки Profoto A1 для Canon или Nikon в полном рабочем режиме, включая TTL и HSS.
Немного разобравшись в возможностях рассеивателей, я уже не строил большой магнитный «бутерброд». Использовал обе имеющиеся вспышки, установив на каждую оранжевый фильтр (для подстройки температуры вспышки под окружающий галогеновый свет) и по одному рассеивателю: на одну — Wide Lens, на другую — Dome diffuser. Свет, формируемый вспышкой в комбинации с рассеивателями, хорошо подошёл и для этой задачи.
Комбинация двух источников с разной жёсткостью пятна дала хороший результат, тем более, что при помощи зум-головы можно было корректировать жёсткость краёв и плотность пятна. К каждой сцене удалось подобрать оптимальный рисунок и успешно выполнить задачу. На мощностях 7–10 единиц обе вспышки выдержали всю съёмку — около 300 кадров при запасе энергии в аккумуляторах около 1/4 от полного заряда.
Отказ от громоздких зонтов благоприятно сказался на возможности выбора точек для установки стоек со вспышками и предотвращении их появления в кадре, устранении бликов и отражений от вспышек.
Надо отметить, что синхронизатор Profoto Remote AIR TTL-C для Canon, помимо студийных вспышек Profoto c системой Air, может успешно управлять вспышкой Profoto A1 для системы Nikon. Для меня это очень важно, так как я часто снимаю сразу на несколько систем. В данном случае — на Canon и Sony. Для разных задач я выбираю разные камеры и использую одни и те же вспышки. Иметь вспышки с креплением под разные системы, но управляемые одним синхронизатором, в моём случае — необходимость.
Съёмка в галерее винтажной мебели
При этой съёмке удалось использовать мощный и красиво сформированный свет, достаточно далеко расставляя приборы или устанавливая их так, чтобы не приходилось кадрировать слишком плотно. Даже жёсткий свет в виде круглого пятна на стене смотрится очень хорошо без дополнительного рассеивателя. В этом случае также использовалась камера Sony.
Съёмка тканей и интерьеров
На этой съёмке я уже прекрасно ориентировался в единицах мощности импульса и при помощи колёсика управления быстро вносил поправки. Большой монохромный экран вспышки имеет три степени яркости подсветки, поэтому информацию на нём хорошо видно и в солнечный день.
В галерее тканей, после демонстрации первых же отснятых кадров, свет был назван заказчиком «театральным». И действительно, при помощи зума отражателя вспышки и дополнительных рассеивателей можно добиться пятна, похожего на то, которое формирует линза Френеля, часто устанавливаемая в кино- и театральные источники света. Съёмка также была проведена без зонтов и софтбоксов.
На кадрах выше и ниже хорошо видно, насколько к месту пришёлся этот самый эффект театрального света.
Для контроля резкости я включал на вспышках пилотный свет. Как сказано выше, он показывает, как примерно будет выглядеть пятно вспышки без дополнительных рассеивателей при разных положениях зума.