Pentax K-1 в деле
Pentax K-1 позволяет записывать снимки в формате JPEG, 14-битный RAW, который здесь называется PEF. Несомненным плюсом аппарата является возможность сохранения «сырых» снимков не только в PEF, который пока умеют читать не все RAW-конвертеры, но и в универсальном формате цифрового негатива DNG. Его способна открыть любая современная программа.
Весь потенциал Pentax K-1 можно прочувствовать работая лишь с форматом RAW. Камера может похвастаться не только широчайшим динамическим диапазоном, но и великолепной гибкостью RAW-файлов. Потенциал их обработки поистине велик. При съёмке в RAW тени тянутся на отлично.
Пример сильной коррекции экспозиции: +3,5 EV в Adobe Lightroom. Все детали на месте, уровень шума минимальный.
Пример экстремальной «растяжки» динамического диапазона в Adobe Lightroom: Экспозиция +1 EV, Highlights -100, Shadows +100.
Да и света, что удивительно, тянутся тоже очень неплохо. Снимая на Pentax K-1, вы получаете огромные возможности для последующей обработки снимков. Пейзажисты особенно оценят возможности «растягивания» теней и светов на закатных кадрах.
Adobe Lightroom: +1.3EV, Highlights -75, Shadows +40
JPEG камера выдаёт очень качественный, без артефактов. Этим могут похвастаться далеко не все топовые аппараты! Предоставляются широкие возможности настройки насыщенности и цветов при съёмке в JPEG. Можно выбрать и настроить профиль тона изображения. Есть как классические профили (Нейтральный, Яркий, Блеклый, Портрет, Пейзаж и другие), так и творческие (Монохром, Крос-процесс или Bleach Bypass).
Творческая съёмка с профилем «Монохром»
Съёмка с профилем Bleach Bypass
Как видите, творческие фильтры дают хороший, интересный цвет. Они не кажутся попсой или дешёвкой, не портят качество изображения. Их применение вполне возможно при решении творческих задач. Кстати, если выбрать качество RAW+JPEG, то JPEG будет сохраняться с выбранным профилем тона изображения, а RAW, естественно, как есть.
Как и многое другое в этой камере, съёмка HDR устроена крайне необычно. В JPEG сохраняется результат склейки трёх кадров с разной экспозицией, и по нему заметно расширение динамического диапазона. Аппарат клеит HDR качественно, но довольно долго. Съёмка в HDR — занятие неспешное. При определённой сноровке можно снимать и с рук — аппарат гасит вибрации посредством стабилизатора. К тому же, по всей видимости, имеются умные алгоритмы склейки, правильно соединяющие снимки, сделанные без штатива.
HDR максимальной мощности, настройка HDR3
HDR минимальной мощности, настройка HDR1
Но всё же, если в вашем кадре есть движущиеся объекты, иногда в нём проскакивают так называемые «призраки».
Настройка HDR1: виден «призрак» прохожего с детской коляской.
Многие говорили о том, что Pentax K-1 позволяет сохранять HDR в формате RAW. Это не совсем так. В RAW три кадра, снятые для HDR, сохраняются по отдельности без склейки, причём все три снимка попадают в один файл. Естественно, редкая программа способна понять, что в одном RAW-файле содержится три отдельных изображения. Так, Adobe Lightroom 6.6 просто показывает средний по яркости снимок из трёх имеющихся. Естественно, динамический диапазон в нём самый обычный, его расширения не происходит. Зато такой тройной RAW весит втрое больше обычного — только это и выдаёт наличие в нём какой-то дополнительной информации.
Аппарат оснащён RGB-датчиком экспозиции, имеющим разрешение 86 000 пикселей. Чуть меньше, чем в топовых зеркалках конкурентов, но всё равно много! Есть три классических режима замера экспозиции: матричный, точечный, центровзвешенный. Тут обошлось без выдумок. Немного не хватает режима замера по светлым областям, который защищал бы кадры от пересвета.
Качество снимков, шумы и Pixel Shift
Диапазон светочувствительности Pentax K-1 — от 100 до 204 800 ISO. Все тестовые кадры сделаны в формате RAW+JPEG с отключённым шумоподавлением.
На ISO 100–400 картинка имеет идеальное качество. До ISO 3200 она практически чистая, при ISO 6400 немного теряет в детализации и контрасте. На ISO 51 200 появляется заметный цветовой шум. Значения светочувствительности выше этого будут пригодны для фиксации момента, но не для художественной работы. При максимальном ISO 204 800, картинка становится почти бесцветной, но уровень детализации весьма хорош для такого заоблачного значения!
Сразу же сделаем несколько кадров на высоких ISO с применением технологии Pixel Shift. Что изменится?
Уже на ISO 204 800 уровень цветового шума значительно снижается. На ISO 12 800 присутствует лишь небольшая рябь. ISO 1600 уже почти лишено шумов.
Как видно, технология Pixel Shift помогает снизить количество цифрового шума на несколько ступеней ISO. Это великолепный результат! Уверен, эта возможность заинтересует астрофотографов и всех, кто снимает относительно статичные сюжеты на высоких значениях светочувствительности.
Но что ещё может Pixel Shift? Ведь его задача — улучшать цвет и резкость картинки. Что касается цвета, будем честны: мало кто заметит разницу между снимком, сделанным с применением технологии, и простым кадром при просмотре JPEG-ов с камеры. Разница будет более заметна, если пытаться «тянуть» цвета и яркость кадра при обработке RAW, особенно при съёмке на повышенных ISO.
С другой стороны, в плане резкости разница будет очевидной. Но для этого стоит рассмотреть 100% кропы снимков:
Обратите внимание, что кадры сделаны...
...на один и тот же объектив.
Мне кажется, снимать с Pixel Shift практичнее в RAW. Такие кадры кажутся чуть более гибкими в обработке. По моим наблюдениям, в них ещё лучше «тянутся» тени и света.
Вполне логично, что RAW-файлы, снятые с технологией Pixel Shift, весят более чем в три раза больше обычного. Если обычный сырой файл весит в среднем 40–45 МБ, то файл, снятый со сдвигом пикселей, — 150 МБ.
Важное ограничение технологии Pixel Shift заключается в том, что её можно применять только при съёмке неподвижных сюжетов со штатива. Иначе кадры будут приобретать забавный глитч-эффект. Может, кому-то он пригодится как художественный приём?..
Кадр с Pixel Shift, снятый без штатива. Виден глитч-эффект.
Ещё один нюанс: после съёмки четырёх кадров со сдвигом пикселей аппарат задумывается на несколько десятков секунд. В этот момент происходит склейка кадров и запись их на карту памяти. Пока аппарат думает и записывает на карту, снимать дальше он не даёт.
Резюмируем. Pixel Shift — технология, которая реально поможет улучшить качество снимков и снизить уровень цифровых шумов. Но использовать её можно только при неспешной съёмке неподвижных сюжетов со штатива.
Стабилизация матрицы в Pentax K-1
Пятиосевая стабилизация матрицы — один из главных козырей камеры. 36 мегапикселей — солидное разрешение. Снимая многомегапиксельным аппаратом, получить смаз изображения становится как никогда легко. А значит, стабилизация очень важна. И конечно, хорошо, что в Pentax K-1 стаб работает всегда и везде. Производитель говорит об эффективности стабилизатора до 5 ступеней экспозиции. И после съёмки я склонен верить этой цифре.
Shake Reduction II показал свою эффективность на практике. Часто вообще забываешь о том, что камера постоянно компенсирует твои дрожащие руки и вспоминаешь об этом лишь тогда, когда при выдержках типа 1/30–1/15 чудесным образом получаются вполне резкие кадры даже при съёмке телевиком.
Shake Reduction II показала себя крайне эффективной системой. Она позволяет получать резкие снимки даже в очень сложных условиях.
Ночная съёмка с рук. Спасает лишь стабилизатор!
За предоставленную технику выражаем благодарность магазину www.shop.pentax.ru.