Полевые испытания
Работа автоматики. Экспозамер и баланс белого
За замер экспозиции отвечает 256-зонный датчик. Такое количество зон для датчика замера на сегодня далеко не рекордное. Однако этого хватает для того, чтобы камера вела себя достаточно предсказуемо при настройке экспозиции. Ошибается замер в классических ситуациях: при съёмке на светлом или тёмном фоне. Однако фотограф видит на экране аппарата картинку той яркости, которая получится в итоге, и может дополнительно вывести на экран гистограмму и точно откорректировать яркость кадра. Кроме того, под большим пальцем находится удобный диск экспокоррекции.
По сравнению с предыдущей моделью, X-T1, в аппарате появился режим центровзвешенного замера. Но часто наиболее удобен мультизонный (Multi). В нём автоматика выполняет замер по всему полю кадра и выполняет анализ сюжета, затем по результатам настраивает экспозицию.
Помимо классических типов замера экспозиции — точечного и центровзвешенного — также есть режим Average. Он переведён как «Средневзвешенный». В нём высчитывается средняя экспозиция по всему кадру. Режимы экспозамера переключаются с помощью рычажка, находящегося под селектором выдержек.
Автоматический баланс белого отрабатывает абсолютно ожидаемо. При дневном освещении никаких проблем с цветопередачей не возникает. Как обычно, трудности начинаются при искусственном освещении. Так, при съёмке под лампами накаливания автоматика склонна делать кадры жёлтыми. То же самое наблюдается у абсолютного большинства фотокамер. Для получения стабильного и качественного результата при сложном или искусственном свете лучше всего настраивать баланс белого вручную, пользуясь регулировкой цветовой температуры или замером по серой карте.
JPEG и RAW. Гибкость в обработке
Фотоаппараты Fujifilm славятся тем, что ими можно снимать большинство сюжетов в формате JPEG и никак не обрабатывать кадры. Эти камеры прекрасно работают с цветом. Более живые, сочные и приятные оттенки без обработки вряд ли удастся получить с камеры другого производителя.
В X-T2 предусмотрены разные цветовые профили, имитирующие плёнку. Так, пресет, дающий наиболее яркие цвета, называется Velvia, а пресет для портретной съёмки — Astia. Даже стандартный профиль приближен к цветопередаче конкретной плёнки — Provia. Моим любимым пресетом стал Velvia — он даёт яркие, сочные цвета и повышает (порой даже слишком) контраст изображения.
Артефактов сжатия нет, резкость картинки почти такая же, как и в RAW. Бонусом идут фирменные цвета. Странно было бы ожидать другого: JPEG от Fujifilm хорош, почти идеален.
И можно было бы забыть про RAW, если бы не частая нехватка динамического диапазона. В камере не реализован режим HDR, есть только фирменная технология расширения динамического диапазона, которая вытягивает тени и света из одного снимка. Она имеет три степени интенсивности: 100, 200 и 400%. Есть ещё автонастройка, но она отдаёт предпочтение значению 100% даже для самых контрастных сюжетов.
Приведу пример работы функции расширения динамического диапазона с настройкой Auto. Как видим, её эффект при съёмке заката оказался недостаточным. Тени «выпали» в чёрное, а светлые участки на небе остались пересвеченными:
В таких случаях на помощь приходит формат RAW (в камерах Fujifilm он называется RAF). Динамический диапазон при съёмке в нём получается очень широким. Можно довольно сильно «тянуть» и тени, и света (первые, конечно, лучше поддаются коррекции). Шумы проявляются неохотно, цвета не деградируют. RAW-снимки из X-T2 очень гибки в обработке. Кстати, последние версии Adobe Lightroom научились корректно читать «сырые» файлы от Fujifilm.
Обработка в Adobe Camera RAW: Highlights –100, Shadows +100. Пресет Velvia
Склейка HDR в Adobe Lightroom. Были использованы три кадра, снятые с брекетингом экспозиции +/–2EV.
В Fujifilm X-T2 есть режим брекетинга. Он позволяет снимать три кадра с максимальной вилкой экспозиции в +/–2 EV. Отмечу, что для очень контрастных сюжетов этого может не хватить. Брекетинг ограничен лишь тремя кадрами и двумя ступенями экспозиции в каждую сторону.
Возможности панорамной съёмки
Режим панорамной съёмки в Fujifilm X-T2 работает отлично: кадры сшиваются очень быстро и без артефактов.
Итоговая панорама в оригинальном разрешении
Панорама с максимальным углом обзора
В съёмке панорам немного не хватает более точной настройки необходимого угла обзора. Фотоаппарат умеет снимать «длинные» и «короткие» панорамы. Угол обзора зависит от выбранного фокусного расстояния. «Длинная» панорама сохраняется с разрешением 6400х1440 точек, а «короткая» — 6400х2100. Разумеется, съёмка производится только в JPEG. Впрочем, профессионал может снять заготовки для панорамы и склеить их самостоятельно на компьютере. А встроенные в камеру возможности панорамной съёмки — это скорее удобный инструмент для начинающих фотографов.
Панорамная склейка из четырёх вертикальных кадров в Adobe Lightroom
Склейка панорамы в Adobe Lightroom из трёх HDR-изображений, собранных из отдельных кадров с разной экспозицией в той же программе
Мелкие детали, цветопередача и матрица Fujifilm X-T2
Работа с мелкими деталями и фактурами в камерах Fujifilm с матрицами X-TRANS традиционно будет немного отличаться при съёмке в JPEG и проявке RAW в «родном» конвертере. Это хорошо заметно, например, на фактурах камня или дерева.
Но в любом из этих вариантов можно наслаждаться великолепными цветами.
Работа на разных ISO и цифровые шумы
Фотоаппарат позволяет снимать в диапазоне светочувствительности от ISO 200 до 12800. Также доступны расширенные значения светочувствительности: L (ISO 100) и H (ISO 51200 или 25600). Забавно, что параметры экспозиции при съёмке на L и на ISO 200 одинаковы. То же самое справедливо и для ISO 12800 и H. Эти значения ISO — «программные».
Как ведёт себя Fujifilm X-T2 на разных значениях светочувствительности?
На значениях от 200 до 800 единиц ISO картинка остаётся гладкой и приятной. Очень неплохой результат! При ISO 1600 становится заметен цифровой шум. На ISO 3200–6400 уровень шума по-прежнему остаётся приемлемым, но изображение начинает терять в резкости. ISO 12800 вполне рабочее, но есть заметное падение чёткости изображения, пропадают мелкие детали. Лучшую детализацию на высоких ISO можно получить при съёмке в RAW. Отметим, что шум на матрице X-TRANS больше похож на плёночное зерно.
X-T2 показала вполне корректную работу на всех ISO. Аппарат подойдёт для съёмки в любых условиях, в том числе и при недостаточном освещении.