Опыт использования
Скорость и удобство работы
Порой всё впечатление от работы с продвинутой камерой портит медлительность при включении, съёмке, обработке изображений. Одни беззеркалки долго включаются, у других есть лаг затвора (между нажатием на кнопку спуска и съёмкой проходит некоторое время). Но это не про X-T2. Камера включается менее чем за секунду — буквально глазом моргнуть не успеете. Отключение занимает чуть больше времени, так как выполняется ультразвуковая очистка матрицы.
Демонстрация скорости включения и выключения
Скачать в оригинальном качестве
Согласно техническим характеристикам, лаг затвора составляет 0,05 с. Мне так и не удалось его заметить. Вместе с камерой можно использовать батарейную ручку-бустер VPB-XT2, которая, помимо прочего, уменьшает и без того ничтожный лаг затвора до 0,045 с.
Блэкаут, то есть время, на которое гаснут экран и ЭВИ при съёмке, тоже очень мал: 130 миллисекунд без бустера и 114 — с ним.
Серийная съёмка
В камере есть два режима серийной съёмки. Максимальная скорость в режиме CH — 14 кадров в секунду, а в медленном режиме CL — 5. Съёмка со скоростью 14 кадров в секунду возможна лишь с использованием электронного затвора. Ещё одно отличие режима CH от CL и режима покадровой съёмки состоит в том, что в нём дисплей и ЭВИ не гаснут ни на мгновение.
Зачем фотоаппарату быстрый и медленный режим серийной съёмки? Дело в том, что 14 кадров в секунду — это очень высокая скорострельность. При таком ритме буфер заполнится за пару секунд. Для режима CH и CL скорость съёмки можно настроить.
В каждом режиме можно выбрать, сделать ли кадр после подтверждения точной фокусировки или сразу же после нажатия кнопки спуска. Последний вариант актуален, когда в приоритете скорость съёмки, а не точность наводки фокуса.
Я не встречал сюжетов, где скорости в 14 кадров в секунду оказалось бы недостаточно. Возможно, плохо искал. Но при просмотре такой серии мне порой казалось, что быстро движущийся объект вообще статичен. Настолько маленький временной интервал получается между снимками!
Напомню, что фотоаппарат записывает кадры не напрямую на карту, поскольку запись на неё требует некоторого времени. Чтобы снять несколько кадров подряд и не ждать, пока предыдущий запишется, нужно временное хранилище — буфер. Именно в него быстро записываются снятые кадры. На практике мы выяснили, что в свой буфер Fujifilm X-T2 может записать без потери скорости серийной съёмки около 45–50 кадров в формате JPEG (FINE), порядка 20–25 RAW-снимков или около 20 RAW + JPEG (FINE). При съёмке в JPEG (FINE) камера начинает «запинаться» в районе 50 кадра, однако съёмку можно продолжать с небольшой потерей скорости. А если вы обзаведётесь скоростной картой памяти формата UHS-II, то снижение скорострельности вам не грозит. Кстати, Fujifilm X-T2 — одна из немногих камер на рынке с поддержкой современных карт памяти SD UHS-II.
Серийная съёмка при работе в разных форматах изображения
JPEG:
Скачать в оригинальном качестве
RAW:
Скачать в оригинальном качестве
RAW+JPEG:
Скачать в оригинальном качестве
Скорость автофокусировки
Fujifilm X-T2 имеет сверхмощную гибридную систему фокусировки. Она вооружена 350 датчиками фазового типа, которые покрывают большую часть площади кадра. Не охватывают они лишь правый и левый края — там действует контрастная АФ. Можно выбрать любую из 91 точек (матрица 13х7), которые распределены по всей площади кадра.
Благодаря удобному джойстику, выбирать точку фокусировки очень легко. Однако к его расположению нужно привыкнуть. Пальцы тянутся к стрелочкам, размещённым чуть ниже. Джойстик по сравнению с кнопками навипада имеет ещё одно неоспоримое преимущество: с ним активную точку можно выбирать не только перемещениями влево-вправо, но и по диагонали.
Камера предлагает три базовых режима работы с точками АФ. Есть возможность выбрать одну точку, область 3х3 точки или доверить выбор автоматике.
Работа последней опции в режиме покадровового и непрерывного следящего автофокуса различается. При покадровой фокусировке автоматика берёт на себя полный контроль, а в режиме непрерывной следящей автофокусировки на экране появляется квадратик, который мы можем двигать по экрану джойстиком. Камера ориентируется на его расположение и ищет в этой области объект, за которым нужно следить.
Какова же скорость работы всей этой системы? Если вы фокусируетесь в области, покрытой датчиками фазовой детекции, фокусировка будет точной и молниеносной. Разумеется, многое зависит и от скорости объектива. Во время теста использовалась разная оптика, в том числе и светосильный портретник Fujinon XF 56mm F1.2 R. Я ожидал, что его автофокус будет очень медленным, как и у сверхсветосильных портретников других производителей. Каково же было моё удивление, когда я смог с этим объективом «ловить» даже динамичные сюжеты! Вся оптика, приехавшая к нам на тест, оказалась очень быстрой.
Благодаря улучшенным алгоритмам работы следящей и покадровой фокусировки, её точность и скорость высока как никогда. Теперь фокусировка стала возможной даже при освещённости до -3 EV (ясная лунная ночь за городом), причём с использованием как фазовых, так и контрастных датчиков. Даже почти в полной темноте фотоаппарат наводится на резкость весьма уверенно, но при следящей фокусировке начинает промахиваться чаще, чем при обычной.
На объектах, имеющих низкий контраст, бывает непросто сфокусироваться. Это справедливо для всех фотоаппаратов. Но несмотря на увеличивающееся время автофокусировки, Fujifilm X-T2 всё же неизменно попадал в цель. Дело в том, что разработчики отдельно проработали алгоритмы для малоконтрастных объектов и объектов со сложной текстурой типа шерсти животных.
Скорость автофокусировки снижается во время съёмки при слабом освещении. Зато точность неизменна.
Чуть медленнее камера наводится на объекты, находящиеся у краёв кадра, то есть там, где нет фазовых датчиков. Впрочем, для большинства задач и этой скорости вполне достаточно. Точность фокусировки остаётся на высоте.
Следящий автофокус получил множество дополнительных настроек. Теперь опытный фотограф сможет настроить систему под себя, выбрав поведение объекта и указав, в какой момент должна производиться перефокусировка.
Тонкая настройка работы следящей фокусировки. Можно выбрать готовый пресет или выполнить настройку самостоятельно.
Уверен, эти настройки пригодятся фотографам, снимающим динамику, спорт. После того как вы поснимали в настройках по умолчанию и поняли, чего вам не хватает, можно настраивать систему под свои нужды. Кстати, при заводских настройках следящий автофокус работает великолепно.
В Fujifilm X-T2 есть функция распознавания лиц. Лицо в кадре определяется мгновенно, если оно достаточно крупное. С активной функцией распознавания лица можно снимать портреты начиная с ростового. В режиме следящей АФ распознавание лиц тоже работает отлично.
Доступны и тонкие настройки. Например, можно выбрать, на какой глаз модели фокусироваться.
Подведём промежуточные итоги. Система автофокусировки в Fujifilm X-T2 поражает скоростью и точностью работы. Незначительные поводы для придирок полностью перекрываются достоинствами. Фокусировка точная, цепкая и очень быстрая. Особенно порадовали широчайшие возможности следящей фокусировки.
Что ж, по скорости фокусировки беззеркалки обгоняют не только любительские зеркалки, но и продвинутые репортажные модели. Не верите? Возьмите в руки Fujifilm X-T2 и проверьте сами!
Механический и электронный затвор
Раньше для точной отработки выбранной выдержки в камере был необходим затвор со шторками или ламелями. До начала экспонирования кадра такой затвор закрыт, в начале съёмки он открывается, а по окончании — закрывается. Примерно так работает механический затвор в любом фотоаппарате. Разумеется, вся эта механика с её подвижными частями замедляет скорость работы, создаёт шум и некоторую вибрацию. Механический затвор был принципиально необходим при работе с фотоплёнкой. Но цифровая матрица может работать без шторок, мельтешащих перед ней. Когда появилась технологическая возможность отказаться от механики, многие фотопроизводители, в том числе и Fujifilm, ею воспользовались. При работе электронного затвора выдержки отрабатываются программно. X-T2 может снимать как с использованием механического затвора, так и без него — только с электронным.
Плюсы электронного затвора в X-T2:
- высокая скорость: возможна серийная съёмка со скоростью 14 кадров в секунду;
- полное отсутствие вибраций и звука. Впрочем, при съёмке мы слышим щелчок (так камера сигнализирует, что кадр сделан);
- возможна съёмка на сверхкоротких выдержках — до 1/32000 секунды. Можно снимать сюжеты, которые не улавливает даже человеческий глаз! Освещение при этом должно быть ярким и постоянным, ведь вспышку на такой выдержке синхронизировать не удастся.
В использовании электронного затвора есть небольшие нюансы. При съёмке движения может возникать эффект rolling shutter: быстро перемещающиеся в кадре вертикальные объекты на фото будут как бы наклонены. Однако при съёмке днём искажения геометрии не было.
Эффект rolling shutter должен быть виден при съёмке продольного движения в режиме электронного затвора, но днём он не возник ни разу.
А вот на тестовых кадрах в студии получить этот эффект оказалось довольно легко, если при съёмке быстро поворачивать камеру.
Если вы опасаетесь таких искажений, то имеет смысл переключиться в режим механического затвора. Также этот совет актуален, если вы планируете снимать на выдержках длиннее 30 секунд. Это максимальное значение для электронного затвора в X-T2. При работе с механическим затвором аппарат чуть громче «щёлкает» и медленнее снимает серию.
Отметим, что при работе с механическим затвором фотоаппарат остаётся достаточно тихим.
Кое-что о ручной фокусировке
В Fujifilm X-T2 есть всё для комфортной и точной работы с ручным фокусом. Например, имеется функция фокус-пикинга с разным цветом контура. Она подкрашивает контрастные области, находящиеся в фокусе, в выбранный вами цвет. Есть функция увеличения выбранной области кадра в момент поворота кольца фокусировки на объективе. Она отключается полунажатием на кнопку спуска. Отдельно хочется сказать о шкале глубины резкости. Мне непонятно, почему такой важный параметр никто, кроме Fujifilm, не выводит на экран своих фотокамер. В Fujifilm X-T2 вы можете рассчитывать ГРИП буквально на лету, просто поглядывая на дисплей. Фотоаппарат сам рассчитает глубину резкости и выведет её в графическом виде на экран. Вам больше не нужно определять гиперфокальное расстояние и пользоваться примитивными шкалами ГРИП, размеченными на объективе. Кроме того, в настройках можно выбрать один из двух вариантов расчёта ГРИП: с большим «плёночным» кружком нерезкости или с ориентацией на размер пикселя изображения. В первом случае график покажет большую зону глубины резкости, но по её краям изображение всё-таки будет немного терять в резкости. Выбирая шкалу ГРИП с расчётом по пикселям, мы получаем данные о том, на какой дистанции изображение будет максимально резким. Пока я снимал на Fujifilm X-T2, совсем забыл о том, что у меня в смартфоне установлен калькулятор ГРИП и гиперфокального расстояния, а ведь обычно я им пользуюсь очень активно. Никогда ещё съёмка пейзажа с ручной фокусировкой и наводкой на гиперфокальное расстояние не была такой удобной!
Обработка Adobe Lightroom + коррекция LAB в Adobe Photoshop
Форсированный режим и бустер VPB-XT2
В дополнение к любой серьёзной фотокамере, как правило, выпускается батарейная ручка. Она увеличивает время автономной работы и улучшает ухватистость. Но в случае с Fujifilm X-T2 это ещё не всё! Для этой камеры выпущена ручка VPB-XT2, которая также ускоряет работу.
В фотоаппарате предусмотрен так называемый форсированный режим. Некоторые его функции — увеличенная до 100 кадров в секунду частота обновления картинки в видоискателе (против 60 в обычном режиме) и немного увеличенная скорость автофокусировки — доступны и без использования рукоятки. Однако они будут значительно сажать батарею.
Все возможности форсированного режима можно активировать после установки ручки-бустера. Она немного сократит и лаг затвора, и время блэкаута, и интервал между кадрами. Но главное — увеличит скорость серийной съёмки с механическим затвором с 8 кадров секунду до 11. Добавлю, что батарейная ручка VPB-XT2 позволит снять без подзарядки свыше тысячи кадров (хватит на очень большую фотосессию), поскольку в ней размещены ещё два аккумулятора. Кстати, для их подзарядки прямо внутри бустера, в его комплект входит адаптер питания.
Важная деталь для видеографов: выход на наушники есть только на бустере. Так что если вы рассматриваете X-T2 в качестве инструмента для профессиональной видеосъёмки, сразу включайте в бюджет покупку VPB-XT2.
Кроме бустера, можно приобрести рукоятку, улучшающую хват. Она никак не влияет на работу фотоаппарата, но будет весьма полезной. Дело в том, что «кирпичик» X-T2 имеет слабо выраженную рукоятку, и держать его не всегда удобно, особенно одной рукой. В ручку встроена штативная площадка стандарта Arca-Swiss.
Если вы собираетесь пользоваться крупными объективами (например, телевиком Fujinon XF 100-400mm F/4.5-5.6 R LM), такая рукоятка попадает в разряд must have.
Эргономика и удобство управления
X-T2 — далеко не первый фотоаппарат, который я тестирую. Любая камера требует времени на привыкание. Но с Fujifilm X-T2 его будто бы и не потребовалось. Все кнопки и регуляторы оказались там, где я их и искал. Управление абсолютно интуитивное. Все настройки перед глазами: сверху на корпусе — механические регуляторы.
Радует то, что селекторы для установки ISO и выдержки фиксируются кнопкой.
Почти все съёмочные параметры — на верхней панели камеры. Умиление вызывает гнездо с резьбой для тросика, вмонтированное в кнопку спуска, как в старых плёночных аппаратах. Я даже нашёл старый тросик, оставшийся с плёночных времён. Впервые со мной путешествовало это забавное устройство, а не электронный пульт ДУ.
Споры может вызвать лишь сама философия аналоговых переключателей — ведь с их помощью в камере настраиваются почти все параметры. На верхней панели аппарата размещена куча селекторов, рычажков… Во-первых, ими сложно пользоваться без отрыва от видоискателя. Во-вторых, какими бы прочными ни были эти переключатели, это механические детали, а механика со временем изнашивается. Разумеется, о надёжности фотоаппарата я судить не могу. Насколько долговечна эта система, покажет лишь время. В-третьих, многие рычажки очень маленькие. Например, переключаться между серийной и покадровой съёмкой приходится с помощью кончика указательного пальца или ногтя. То же самое касается переключения режимов замера экспозиции. Чтобы стать востребованной у профессионалов, а не только в среде вольных фотохудожников, камере нужно иметь переключатели покрупнее. Представьте военного корреспондента, который, находясь под огнём, пытается ногтем поддеть переключатель режима съёмки.
Итак, управление практически идеальное для любительской съёмки, но не для всех профессиональных задач.
Меню интуитивно понятное и простое в освоении, особенно если использовать английский язык. В русском переводе оказалось много непонятных сокращений и ошибок. Кто бы мог подумать, что «Параметры кронштейна» означают настройки брекетинга? Моих базовых знаний английского языка хватило для того, чтобы быстро сориентироваться среди знакомых фотографических терминов.
Fujifilm X-T2 оснащена большим электронным видоискателем. Если вы относитесь с предубеждением к ЭВИ, попробуйте поснимать на эту камеру. Здесь он яркий и чёткий. Изображение не дёргается и не шумит даже во время съёмки при слабом освещении. В электронный видоискатель выводятся все необходимые параметры съёмки. Картинка может поворачиваться в зависимости от ориентации: при съёмке вертикальных кадров — на 90 градусов. Это работает так же, как автоматический поворот экрана на смартфоне. ЭВИ здесь обладает всеми известными достоинствами. Мы видим картинку такой, какой она получится в итоге: с той же яркостью, с теми же цветами и с той же глубиной резкости. Видоискатель имеет широкие возможности настройки.
Электронный видоискатель в Fujifilm X-T2 основан на технологии OLED и даёт увеличение 0,77х (диагональ 0,5 дюйма), обладает 100% покрытием кадра и разрешением 2,36 миллиона точек. Частота обновления — 60 кадров в секунду в обычном режиме и 100 кадров в секунду — в форсированном. Имеется диоптрийная коррекция для людей с неидеальным зрением.
Переключение между ЭВИ и экраном осуществляется с помощью автоматического датчика: когда мы подносим аппарат к лицу, он гасит дисплей и включает видоискатель. При переключении с ЭВИ на дисплей есть небольшая задержка. Однако датчик переключения слишком чувствительный — он может сработать тогда, когда вы снимаете от пояса. Выход из ситуации простой: с помощью кнопки отключить автоматическое переключение дисплей/ЭВИ.
Оценка дистанции срабатывания сенсора автоматического переключения с дисплея на ЭВИ:
Скачать в оригинальном качестве
Сегодня простым наклонным дисплеем никого не удивишь, но X-T2 это удалось. Нажимаем маленький рычажок на правой части дисплея, и теперь экран может перемещаться в ещё одной плоскости!
В таком положении очень удобно делать вертикальные снимки с нижней и верхней точек, держа аппарат на вытянутой руке. Экран свободно крутится в обеих плоскостях. Единственный его недостаток в том, что малюсенький рычажок для откидывания экрана в «альтернативную» сторону нащупать непросто. А в плюсы экрана ещё запишем защитное закалённое стекло, которое не царапается.
Съёмка с экстремально низких точек? С наклонным экраном — легко! Проявка Adobe Lightroom + коррекция кривых LAB в Adobe Photoshop
Если фотосъёмка для вас — страсть и удовольствие, этот фотоаппарат вам подойдёт. При первом же знакомстве с ним кажется, что большинством органов управления пользовался всю жизнь.