Canon EF 70-200 f/4L IS USM
Canon EF 70-200 f/4L IS USM — это практически брат-близнец модели Canon EF 70-200 f/4L USM. Объективы очень похожи внешне, но ключевое различие выдаёт золотистая надпись Image Stabilizer. Оптический стабилизатор в корпусе Canon EF 70-200 f/4L IS USM сделал этот объектив тяжелее всего на несколько десятков грамм. А вот разница в цене оказалась куда существеннее. Возможно, различие в стоимости как раз и объясняется тем, что систему стабилизации удалось реализовать, не пожертвовав габаритами и весом объектива.
Использование оптического стабилизатора позволяет вести съемку с рук с увеличенными выдержками. Этот кадр снят с фокусным расстоянием 150 мм и выдержкой 1/30 с.
Никуда не делась «монолитность» конструкции: никакие элементы объектива не выезжают и не вращаются при фокусировке и зуммировании. Корпус защищён от пыли и влаги. Металл корпуса приятно холодит руку. Одним словом, легендарная «элька»… Впрочем, пора переходить к съёмкам. В первую очередь меня интересует, в чём разница в работе у двух объективов: Canon EF 70-200 f/4L USM и Canon EF 70-200 f/4L IS USM?
По скорости автофокуса объективы практически не отличаются. USM-привод работает очень быстро и бесшумно. Возможность ограничения дистанции фокусировки от трёх метров до бесконечности способна дополнительно увеличить скорость работы автофокуса. Но некоторая разница в фокусировке всё же присутствует. Стабилизатор! Он фиксирует картинку при полунажатии кнопки спуска, буквально «прилепляет» её к видоискателю. Это позволяет более точно осуществлять кадрирование и автофокусировку по заданной точке: изображение не прыгает и не скачет при съёмке с рук на максимальном зуме. Если съёмка ведётся с одной активной точкой автофокуса, то стабилизация существенно повышает цепкость автофокуса.
Скорости и цепкости автофокуса вполне достаточно для съемки взлетающего самолета. А скорость отрыва Вильги, кстати, 90 км/ч!
Стабилизатор имеет два режима работы: для статичных и для динамичных сюжетов (1 и 2 соответственно). Во втором режиме его действия не столь агрессивны, и система стабилизации позволяет вести съёмку с панорамированием, не пытаясь «затормозить» картинку, но сглаживая резкие рывки.
Стабилизатор также эффективен при съёмке с рук на выдержках, длиннее критической. Считается, что безопасной является выдержка, обратная фокусному расстоянию. Для 200 мм это будет 1/200 с. Стабилизатор в объективе Canon EF 70-200 f/4L IS USM позволяет использовать и существенно более длинные выдержки. Мне при съёмке с рук удавалось получить резкие кадры с выдержками порядка 1/30–1/20 с.
Это около трёх ступеней относительно критического значения. Впрочем, здесь многое зависит от рук фотографа и выбранного сюжета. Если объект съёмки неподвижен, то стабилизированный объектив может оказаться эффективнее, чем более светосильный телевик, лишённый системы стабилизации.
Имея в своем арсенале стабилизатор, можно смело экспериментировать с длинными выдержками даже без штатива
Оптический стабилизатор существенно усложнил оптическую схему объектива. Она состоит из 20 элементов, объединённых в 15 группах. Для сравнения: у Canon EF 70-200 f/4L USM всего 16 элементов в 14 группах. Однако подобное усложнение конструкции не сказалось на оптическом качестве. Например, объектив практически избавлен от хроматических аберраций. Вы их найдёте только на кадрах с очень высоким контрастом.
Объектив обеспечивает приятное и мягкое размытие фона.
Резкость с открытой диафрагмы высокая как в центре, так и по краям кадра, и лишь к углам она немного снижается. Это справедливо и для положения 70 мм, и для положения 200 мм. Диафрагмирование до f/5.6–f/8 позволяет сделать идеально резкими даже углы кадра.
Фокусное расстояние 200 мм
Фокусное расстояние 70 мм
Ситуация с виньетированием и геометрическими искажениями абсолютно такая же, как и у Canon EF 70-200 f/4L USM. Объективы и в этом похожи, как братья-близнецы. Затемнение углов кадра присутствует на открытой диафрагме, ослабевает при f/4 и полностью уходит при f/8. Прямые линии, расположенные близко к краю кадра, немного изгибаются в сторону центра при съёмке в длиннофокусном положении. Это явление называется подушкообразной дисторсией. Оно свойственно подавляющему большинству телеобъективов.
Прямые линии, расположенные близко к краю кадра, немного изгибаются к центру. Впрочем, дисторсия легко исправляется в любом графическом редакторе.
Выводы
Canon EF 70-200 f/4L IS USM — настоящий брат-близнец более доступного Canon EF 70-200 f/4L USM. Тот же компактный дизайн и сравнительно небольшой вес, защита от пыли и влаги, очень быстрый автофокус. И даже по характеру изображения объективы похожи: оба демонстрируют высокую резкость с открытой диафрагмы, отличаются низким уровнем хроматических аберраций. Минусы у них хоть и не слишком серьёзные, но есть. И тоже одни на двоих: заметное виньетирование на открытой диафрагме и подушкообразная дисторсия в телеположении.
Но есть и очень важное различие — стабилизатор. Он в Canon EF 70-200 f/4L IS USM работает очень эффективно, позволяя снимать статичные сюжеты с рук при более длинной выдержке, комфортнее вести съёмку на максимальном фокусном расстоянии, более уверенно фокусироваться. Одним словом — настоящая палочка-выручалочка фотографа. И если у вас хватает денег на стабилизированную версию данного объектива, то лучше отдать предпочтение ей.
Плюсы:
- сравнительно небольшой вес для этого класса;
- очень высокая скорость фокусировки;
- ограничитель дистанций фокусировки;
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- низкий уровень хроматических аберраций;
- пыле- и влагозащита;
- эффективный стабилизатор.
Минусы:
- заметное виньетирование на открытой диафрагме;
- дисторсия в телеположении.