Качество изображения: боке, бликозащита, искажения
Одной резкостью качество изображения не ограничивается. Например, на полном кадре все три объектива могут довольно сильно размывать фон. А значит, самое время вспомнить про боке — характер размытия зоны нерезкости.
Боке
Размытие при фокусном расстоянии 24 мм
Степень размытия фона сильно зависит от установленного фокусного расстояния. На 24 мм размытие получается довольно слабым даже на объективах со светосилой f/2,8. Поэтому в нашем тесте речь пойдет исключительно о характере боке на 70 мм.
Размытие при фокусном расстоянии 70 мм
По степени размытия фона лидируют, безусловно, два самых светосильных участника теста — Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и Canon EF 24-70mm f/2.8L USM. Разница в характере размытия очень хорошо заметна. Старичок Canon EF 24-70mm f/2.8L USM создает в боке более мягкие блики, с равномерным заполнением, как в лучшие пленочные времена. Но форма блика не всегда кругла, иногда обрезанная. Более новый Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM обладает менее пластичным и мягким рисунком. У него в боке блики более контрастны, а заполнение бликов неоднородно. Его боке более жесткое и менее художественное. Но справедливости ради отметим: форма блика круглая, в отличие от предшественника. Естественно, EF 24-70mm f/4L IS USM размывает фон слабее двух своих конкурентов — сказывается более низкая светосила. Его боке также отличается не слишком равномерным заполнением блика, что в целом характерно для современных зумов.
Обратите внимание на разницу в крупности планов снимков, сделанных на Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и другие объективы. Во время съемки на малой дистанции из-за особенностей оптической схемы он обеспечивает меньший масштаб съемки при том же фокусном расстоянии и дистанции до объекта фотографирования.
Промежуточный итог в этом сравнении ожидаем и очевиден: более старый объектив дает классическое боке с мягким размытием. Более новые модели имеют менее «правильное» размытие: это плата за высокую резкость.
Бликозащита
Все три объектива претендуют на роль универсальной оптики, с помощью которой фотограф будет решать любые задачи в самых разных условиях. А как они отработают в условиях жесткого света? Я знаю сюжет, который может вызвать трудности даже у самого лучшего объектива. Это городской пейзаж с обилием огней в кадре. Причем я располагаю камеру таким образом, чтобы яркий прожектор городской подсветки находился сразу за границей кадра слева внизу. Бленду я не ставлю ни на один объектив — создаю для испытуемых самые сложные условия!
На открытой диафрагме паразитных засветок или потери контраста нет ни у одного объектива. И это очень хороший результат!
Но попавшие на переднюю линзу косые лучи провоцируют Canon EF 24-70mm f/2.8L USM на появление зеленых бликов в верхней части кадра. EF 24-70mm f/2.8L II USM ловит свой первый блик (зеленый отсвет в нижней части кадра) от расположенного за кадром прожектора при f/4. Похожий блик появляется у EF 24-70mm f/4L IS USM при f/8, а по-настоящему становится заметен лишь при f/11. По мере закрытия диафрагмы блики становятся более яркими и четкими. Но у меня есть хорошая новость для фотографов: подобных проблем удастся избежать, если использовать бленду. Попавшие в кадр фонари практически не создают бликов при умеренном диафрагмировании, от f/2,8 до f/11.
На f/4 все три участника нашего теста демонстрируют появление характерных лучиков вокруг освещенных объектов. Это переотражения от лепестков диафрагмы. У новых моделей EF 24-70mm f/4L IS USM и EF 24-70mm f/2.8L II USM по 18 лучиков — вдвое больше, чем лепестков диафрагмы. У Canon EF 24-70mm f/2.8L USM лучиков всего восемь, ровно по числу лепестков.
Искажения
Безусловно, когда речь заходит о зуме, к тому же не широкоугольном, вопрос геометрических искажений не стоит так остро. Тем не менее я сделал одинаковые кадры на все три объектива, чтобы сопоставить уровень дисторсии в широкоугольном положении. Легкая «бочка» присутствует у каждого объектива, причем у обоих светосильных зумов она выражена чуть сильнее. Но искажение будет заметно лишь на искусственных сюжетах, где прямые линии (в данном случае плитки на полу станции) расположены близко к краям кадра. В реальной съемке столь низкий уровень дисторсий вряд ли способен сказаться на качестве снимков.