Фотопутешествие. Выводы
Многие москвичи меня поймут: никогда нет времени на то, чтобы посетить интересные места в своем родном городе. В путешествии, когда время ограничено, успеваешь за один день обойти три музея, а дома всегда «нет времени, на следующей неделе, в другой раз». Чтобы хоть отчасти исправить эту несправедливость, я решила посвятить день большой прогулке по Москве, попробовать взглянуть на нее свежим взглядом туриста, и заодно опробовать Canon EOS 100D «в боевых условиях». Чтобы не перегружать спину, беру только один объектив – Canon 17-55mm f2.8 – это светосильный объектив с достаточно универсальным диапазоном фокусных расстояний и со стабилизатором изображения.
Начать прогулку я решила с небольшого музея (совесть говорит, что Историческому музею или Третьяковке нужно посвящать целый день). Выбор пал на музей ретроавтомобилей на Фрунзенской – уютный музей с фотогеничными экспонатами недалеко от «туристических мест» Москвы.
В музее эффектное, но сложное освещение: множество источников жесткого света с разной цветовой температурой. Предустановки баланса белого для такого нетипичного освещения, конечно, нет, а выставлять баланс белого вручную пришлось бы отдельно для каждого автомобиля. Поэтому я выбираю формат RAW в настройках, ставлю баланс белого на «лампы накаливания» и снимаю, не переживая о цветопередаче. Ее я настраиваю уже дома при конвертации снимков в JPG.
Свет не очень яркий, так что приходится выставить высокое значение ISO и максимально открыть диафрагму. Выбор светосильной оптики уже себя оправдал. На всякий случай включаю стабилизатор изображения.
Удачно, что минимальное фокусное расстояние объектива – всего 17 мм. Во-первых, автомобили легко помещаются в кадр. Во-вторых, забавные перспективные искажения эффектно дополняют сюжеты. Часто перспективные искажения скорее портят снимок, и хочется их выправить, но в данном случае они точно к месту.
Вдоволь налюбовавшись на автомобили (почти все оказались либо непривычно маленькими, либо огромными: интересно, каково на такой громадине парковаться на улицах современной Москвы?), выбираюсь на свежий воздух и направляюсь к Москва-реке. Меняю настройки: ISO на небольшое значение, формат файла на JPG, режим тот же – приоритет диафрагмы, но теперь диафрагму можно прикрыть, если сюжет требует. Выбираю стиль изображения Пейзаж и отключаю стабилизатор на объективе, чтобы экономить батарею.
Хочется запечатлеть разные стороны Москвы, нашего лоскутного одеяла – не только парадные «открытки» с набережной, но и менее примелькавшиеся виды. Например, ловлю отражение неба в стеклянной высотке.
Вообще отражения – это прекрасная тема для городской съемки. Интересные сюжеты с отражениями можно найти и в городе с не самой выразительной архитектурой. Например, на этом снимке получилось поймать двойное отражение: в зеркале и в самом стекле витрины. Получается немного сюрреалистичный, эффектный снимок.
Добираюсь до Андреевского моста. Мост пешеходный, удобный и интересный для любого фотографа, он эффектно выглядит как снаружи, так и изнутри. Мне нравится сочетание желтых конструкций с голубым небом и, конечно, ритм и перспектива.
На набережной в Парке Горького всегда довольно людно. Солнце уже близится к закату и дает очень красивый боковой свет. В это время особенно интересно подмечать красивые тени.
Пушкинская набережная между Андреевским и Крымским мостами – излюбленное место роллеров, скейтеров и других спортивных молодых людей, которые не только катаются, но и отрабатывают разные трюки. Переключаю камеру в режим Tv, ставлю достаточно короткую выдержку, чтобы точно «заморозить» движение. Чтобы снимки не получались темными, ISO переключаю в автоматический режим.
Здесь мне бы очень пригодился длиннофокусный объектив: на фотографов тут не обращают внимание, но подходить близко мне все-таки неловко, а на 55 мм получается слишком много лишнего пространства в кадре. Но не беда: снимки можно немного кадрировать при обработке или прямо в камере, и получаются вполне симпатичные фото, пригодные даже для печати, пусть и в меньшем разрешении.
Солнце садится все ниже, надо поторапливаться, чтобы успеть сделать красивые снимки в «синий час». Это короткий период сразу после заката, когда небо становится насыщенно-синим и окрашивает свет в этот оттенок. Красивый эффект, а особенно здорово смотрится в сочетании с желтой и оранжевой городской подсветкой. Длится он на самом деле далеко не час, всего около 20 минут.
Возвращаюсь к режиму Av, перехожу реку и продолжаю путь вдоль набережной. К сожалению, я не догадалась сразу перейти дорогу и идти вдоль самой реки, а пешеходные переходы до следующего моста не предусмотрены, предполагается, что переходить на узкий тротуар у реки никому не нужно. Поток машин плотный, приходится снимать с проводами в кадре. И все равно получается красиво: разноцветные дома на другом берегу реки, предзакатное небо…
Особенно здорово смотрится «Красный октябрь» насыщенного кирпичного цвета на фоне синего неба. Несмотря на пессимистичные прогнозы, погода меня не подвела! Почти все пейзажи в этот день я снимала с визированием по экрану: он почти не слепнет даже в такую солнечную погоду, никакого дискомфорта.
Постепенно добираюсь до Храма Христа Спасителя. Темнеет, диафрагму приходится открыть: все-таки мне важнее резкие кадры без смаза, чем большая глубина резкости. Выдержка довольно короткая – предпочитаю подбирать параметры с запасом, если свет позволяет, чтобы уж точно исключить возможность снять брак с «шевеленкой» по невнимательности.
Храм волшебно смотрится с не самого привычного ракурса, украшенный еще голыми изящными ветками берез и позолоченный заходящим солнцем. Летом зелень будет мешать, закрывая часть храма, а сейчас, весной, получается здорово.
Когда добираюсь до Кремля, солнце уже село, и включили подсветку кремлевской стены. Приходится немного увеличить ISO и перейти на съемке в RAW, чтобы при необходимости можно было подстроить баланс белого или удалить шумы. С цветопередачей, впрочем, автоматика прекрасно справляется, и шумов на ISO 800 практически нет.
Чтобы небо получилось выразительным и не слишком ярким, ввожу небольшую отрицательную экспокоррекцию. Пока получается снимать с рук без проблем, только веточки на переднем плане сильно размываются из-за открытой диафрагмы. Обстоятельства позволяли ее немного прикрыть, но я торопилась на мост и снимала, не задумываясь над настройками.
С Большого Москворецкого моста снимаю несколько «открыток» уже со штатива. ISO можно поставить на минимальное значение, диафрагму – сильно прикрыть. Выдержка нужна подлиннее, чтобы хоть немного смазать поток машин. Правда, они стоят в пробке, так что эффектный смаз все равно не получается. Чтобы снимок получился резким, снимаю с таймером спуска: за 10 секунд вибрации штатива от нажатия на спусковую кнопку сходят на нет.
Батарейка начинает мигать: ресурс почти иссяк. Неплохой показатель: насыщенный съемочный день, около 700 снимков, практически все были сделаны в режиме Live View, а в музее и в сумерках я использовала «прожорливый» стабилизатор изображения. И к тому же, постоянно отсматривала готовые фотографии. Вычерпать энергию до конца мне не удается: по пути к метро я продолжаю снимать с рук, но камера так и не садится окончательно.
Несколько дней назад я испытала камеру в еще одной выездной съемке, но не использовала стабилизатор: за то же съемочное время ресурс батареи был израсходован примерно на половину. Если же экономить ресурс, не включая Live View и другие ресурсоемкие опции без надобности, его хватит на целый день и даже больше. Кстати, погода в первом путешествии была не так благосклонна, и больше часа камера провела под мокрым снегом. Никаких повреждений это не вызвало. Конечно, лучше не рисковать, так как пыле- и влагозащита не заявлена производителем, может и не повезти. Но приятно знать, что камера не собирается умирать от каждого чиха природы, несмотря на отсутствие влагозащиты.
Выводы
Canon EOS 100D – универсальный творческий инструмент, привлекательный за счет своей компактности и небольшого веса. Камера обладает неплохими техническими данными: достойная для такой малышки работа на высоких значениях ISO, качественная работа автоматики и широкий набор удобных авторежимов. Скорострельность не очень высокая, но ее достаточно для любительских сюжетов — 4 кадра в секунду. Правда, это актуально только при съемке в JPG, если снимать в формате RAW+JPG, скорость серийной съемки падает после нескольких кадров.
И, конечно, главное достоинство камеры — передовая технология автофокусировки в режиме Live View и при видеосъемке.
К недостаткам модели можно отнести короткую серию при серийной съемке в формате RAW и отсутствие поворотного экрана.
Благодаря небольшому размеру и уникальному дизайну камера особенно понравится девушкам. Она может стать как удобным, не требующим глубоких познаний другом новичка, так и отличной стартовой базой для будущего профессионала. Такая универсальность – большое преимущество любительских зеркалок. Можно снимать в автоматическом режиме, используя китовый объектив, слегка корректировать снимки прямо в камере и сразу отправлять их на печать, минуя компьютер. Можно снимать в ручном режиме, контролируя все настройки, подключать светосильную качественную оптику и внешнюю вспышку, использовать формат RAW и проводить глубокую постобработку на компьютере. Камера не навязывает своему владельцу ни тот, ни другой путь, выбор – за вами.
Плюсы:
- необычный дизайн;
- компактность;
- универсальность;
- невысокий уровень шумов на высоких значениях ISO;
- удобный сенсорный экран;
- плавная непрерывная фокусировка при видеосъемке, быстрая фокусировка в режиме Live View;
- в «китовом» комплекте stm-объектив со стабилизатором изображения;
- видеосъемка в формате Full HD.
Минусы:
- отсутствие поворотного экрана;
- неудобный доступ к режиму HDR;
- невысокая скорострельность и короткая серия при серийной съемке в RAW.