Серийная съемка. Автофокус
В предыдущей главе мы затронули съемку в режиме приоритета выдержки, который чаще всего используется, чтобы запечатлеть движение в кадре. Но выдержка – не единственный параметр, который помогает фотографу получить интересные и качественные кадры.
Важная и полезная настройка – это серийная съемка. Когда она включена, камера снимает за одно нажатие спусковой кнопки не один, а несколько кадров, и продолжает снимать, пока фотограф не отпустит спусковую кнопку.
Для чего это нужно? В первую очередь для того, чтобы выбрать самый удачный момент в динамичной сцене. Фотографу, особенно начинающему, тяжело поймать именно ту долю секунды, когда движущийся объект съемки принял самую выразительную позу. Для этого нужна не только молниеносная реакция, опыт, но и удача. Если же сделать серию кадров, удерживая объект в фокусе, хотя бы один снимок обязательно получится интересным.
Canon EOS 100D снимает со скоростью примерно 4 кадра в секунду – это не очень высокий показатель скорострельности по современным меркам, но достаточный для любительской повседневной съемки. Можно ловить прекрасные моменты при съемке детей, домашних питомцев и диких животных. Если работа с динамичными сюжетами настолько увлечет вас, что захочется попробовать себя в спортивном репортаже, можно будет переходить на более профессиональную камеру с высокой скорострельностью, например, Canon EOS 7D Mark II.
Снимая сюжеты в динамике, нужно учитывать, что длина серии ограничена: ведь камера должна успеть записывать полученные данные на флэшку, а это не моментальный процесс. Чем быстрее скорость записи используемой карты и чем меньше размер самого файла, тем длиннее серию можно получить. Производитель заявляет, что при съемке в JPG серия будет длиной до 28 снимков, при съемке в RAW – около 7 снимков, а если записывается сразу и RAW, и JPG, длина серии составит всего 4 кадра. Таким образом, перед съемкой серии нужно определиться, что важнее: больше кадров за одно нажатие на спусковую кнопку или возможности глубокой обработки, которые дает съемка в RAW.
Динамичные сюжеты – не единственное применение для серийной съемки. С ее помощью можно фотографировать при слабом освещении, когда выдержка получается довольно длинной, и при съемке с рук есть риск смазать снимок, а возможности поставить камеру на опору нет. В ситуации, когда выдержка не чрезмерно длинная, но небольшая «шевеленка» на снимках уже есть, можно включить серийную съемку и снимать два-три кадра в серии. Шансы получить хотя бы один резкий снимок из нескольких гораздо больше, чем если снимать сюжет одиночными «выстрелами», получая смаз в момент нажатия на спуск.
До последнего момента мы не затрагивали вопрос фокусировки, а ведь быстрая и качественная фокусировка – одно из основных преимуществ зеркальной камеры. Свет проходит через объектив камеры, отражается от нескольких зеркал и попадает на датчики фокусировки (а также в видоискатель). Система точек фокусировки у Canon EOS 100D классическая и знакомая по большинству других зеркальных камер производителя: девять крестовых точек фокусировки расположены в форме ромба.
В режиме автоматического выбора точки задействованы все девять, и камера сама определяет, какой именно объект должен быть в фокусе. Если объект крупный и занимает большую часть кадра (а именно так и бывает в большинстве сюжетов), камера без проблем фокусируется на нем. Так что в большинстве случаев использовать автоматику удобно.
Но бывают и ситуации, когда лучше выбрать фокусировку по одной из точек. Типичный пример – съемка сюжета на светосильную оптику с открытой диафрагмой, когда важно получить точную фокусировку, и если фокус съедет пару миллиметров, это уже будет заметно.
Фокусировка по боковой точке
Другой пример – помехи на переднем плане, за которые может зацепиться автоматика. В этом сюжете фокус может зацепиться на ближайшие к камере веточки. Если выбрать фокусировку по одной из боковых точек, удается сфокусироваться на птице.
Бывают и сюжеты, когда область фокусировки настолько мала, что автоматика никак не может за не зацепиться, даже если выбрана фокусировка по одной точке. В этом случае можно фокусироваться вручную, отключив автоматическую фокусировку на объективе. Правда, это замедляет процесс съемки и подходит скорее для статичных сюжетов.
Фокус не цеплялся за крохотную почку, пришлось фокусироваться вручную
Canon 100D оснащена видоискателем с коэффициентом увеличения 0,87x, который охватывает примерно 95% кадра. Показатели немного хуже, чем у топовых зеркалок, но в большинстве случаев никакого дискомфорта не чувствуется. Будущий кадр в видоискателе виден практически целиком, и все же самые его края немного обрезаются. Это удобно в большинстве сюжетов, ведь редко когда бывает нужно разместить главный объект у самого края кадра.
Не будем забывать об одной из удобнейших функций Canon EOS 100D – визировании по экрану вместо видоискателя. В этом случае фокусировка осуществляется по другому принципу, ведь зеркало, которое перенаправляет свет на датчики фокусировки, поднимается при включении режима Live View. Первый способ фокусировки в таком случае – все-таки задействовать классический датчик, на короткое время опустив зеркало и отключив экран. Фокусировка в таком случае быстрая, но изображение на время пропадает с экрана, что не очень удобно. Второй способ – фокусировка по изображению на матрице камеры. Canon EOS 100D отличается от более старых моделей зеркальных камер тем, что на матрице есть датчики фазовой детекции, которые упрощают фокусировку – получается все же немного медленнее, чем при классической фокусировке через видоискатель, но достаточно быстро, чтобы снимать даже подвижные сюжеты. В моделях, где таких датчиков на матрице нет, автофокусировка по изображению – настоящий тугодум, а в нашей камере разница с классической фокусировкой не так явно видна.
Фокусировка по матрице будет еще немного быстрее, если использовать STM-объективы, их технология обеспечивает более плавную, бесшумную и быструю фокусировку в режиме Live View, причем как при съемке фотографий, так и на видео.
Этот сюжет был снят с довольно низкой точки, и чтобы не сгибаться в три погибели, я выстроила кадр по экрану. Фокусировка достаточно быстрая для съемки несговорчивой модели!
Для выбора области фокусировки никакие точки не нужны, достаточно коснуться объекта на экране камеры, на котором нужно сфокусировать изображение. По сравнению с классической фокусировкой это удобнее: не требуется перестраивать изображение после фокусировки, ведь вы не привязаны к конкретным девяти точкам на площади кадра.