Расширяем возможности. Сменная оптика
Многие фотографы говорят, что важнее не камера, а объектив, который вы используете при съемке. С этим сложно не согласиться, ведь именно объектив формирует изображение, а задача камеры – принять и переработать эту информацию. Это значит, что вы можете существенно расширить возможности своей Canon EOS 100D, расширив парк оптики. Выбор объективов Canon велик, можно подобрать замечательные варианты на все случаи жизни и практически на любой бюджет. Конечно, более качественные объективы и стоят дороже.
Фотография сделана с объективом Canon EF-S 17-55mm f2.8
Итак, для чего нужны дополнительные объективы, почему практический каждый фотограф-любитель захочет в дополнение к своему китовому объективу купить какие-то еще модели?
Светосильная оптика
В первую очередь хочется вспомнить о светосильной оптике. К примеру, возьмем объектив Canon 50mm f1.4 – сравнительно недорогая модель с очень хорошей светосилой, отличное соотношение цены и качества. Этот объектив позволил мне успешно поснимать в помещении в пасмурную погоду. Моя капризная модель сидела довольно далеко от окна, света и так было немного, а включать искусственное освещение не хотелось, поскольку смешанный свет дал бы некрасивые желтые или голубые пятна на снимках. Возможностей китового объектива не хватает для такой съемки. Даже при высоком значении ISO и максимально открытой диафрагме выдержка требуется слишком длинная.
На светосильном объективе я открыла диафрагму максимально, до f/1.4, поставила высокое значение ISO и получила вполне подходящую выдержку для съемки вертлявой модели с рук. Снимать я решила в формате RAW, чтобы при необходимости можно было усилить шумоподавление. Таким образом получается справиться со сложными условиями съемки. Кстати, «побочный эффект» этих настроек – красиво размытый задний план, что тоже актуально при съемке в помещении: выстроить кадр так, чтобы и фон был идеальным, в тесноте гораздо сложнее. Малая глубина резкости позволяет размыть все лишние детали.
Еще одно важное преимущество светосильной оптики – красивое бокэ. Я попробовала получить яркий, праздничный задний план, который украшает простой сюжет и придает ему сказочный, волшебный вид. Для этого потребовалась обычная праздничная гирлянда с холодным белым светом, размещенная примерно в полутора метрах от камеры. Сюжет статичный, поэтому его можно снимать со штатива, используя минимальное значение ISO.
Получившийся снимок «делает» именно бокэ. С обычным задним планом получилось бы слишком скучно и пресно.
Светосильная оптика актуальна не только в помещении и в других условиях со сложным, слабым светом. Она хороший помощник и на улице, в обычной дневной съемке. Объектив Canon EF 85mm F1.8 USM в большинстве случаев не очень удобен для съемки в помещении из-за большого фокусного расстояния, для него слишком тесно в обычной квартире. Зато на улице он позволяет мне получить трогательные весенние кадры, передать хрупкость и минимализм ранней весны.
Сравните эти два снимка: с максимально открытой диафрагмой и со значением f/6.3 (примерно так размыл бы фон китовый объектив на фокусном расстоянии 55 мм и максимально открытой диафрагмой f/5.6). Фон размыт на обоих кадрах, но во втором случае появляются лишние детали за главным объектом съемки, и снимок получается не таким минималистичным и аккуратным.
Мне захотелось сделать кадр первой мать-и-мачехи в этом году, но она росла среди пестрой прошлогодней травы, фон получался перегруженным деталями. Помог опять же объектив с хорошей светосилой, фон удалось замечательно размыть, выделив цветок за счет фокусировки. Кстати, в этом сюжете мне здорово помог режим Live View, не пришлось ползать по грязному берегу реки. Правда, здесь же я ощутила, как все-таки не хватает в работе возможности повернуть экран, хотя бы наклонить его под углом 30 градусов к корпусу камеры.
Для пейзажей обычно используют закрытую примерно до f8 - f11 диафрагму, стремясь получить большую глубину резкости. Но мне нравятся и пейзажные снимки с открытой диафрагмой и размытым задним планом, особенно если в кадре присутствует выраженная перспектива. Например, уходящая вглубь дорожка и ряд фонарей, как в данном случае. Малая глубина резкости придает этому сюжету легкость, особое весеннее настроение, воздушность. Для этого эффекта обязательно требуется светосильный объектив с большим или средним фокусным расстоянием.
Телеобъектив для Canon EOS 100D
Кстати, о фокусном расстоянии – это второй параметр, по которому китовый объектив со временем может начать стеснять вас. Диапазон 18-55 мм достаточно универсален и подходит для большинства сюжетов, однако в некоторых ситуациях его не хватает. Очевидный пример – фотоохота.
Фотоохота – это жанр фотографии, съемка диких животных и птиц. Конечно же, эти модели редко подпускают человека близко. Поэтому чем больше фокусное расстояние объектива будет, тем лучше. Опробуем в деле объектив Canon EF-S 55-250 f/4-5.6 IS II — длиннофокусный зум, не слишком светосильный, зато с отличным диапазоном фокусных расстояний, компактный и легкий. Для съемки в дневное время на улице это то, что нужно.
В парке я нашла целую стаю прикормленных уток, которые не против попозировать. Но все же настолько близко, чтобы сделать крупноплановый портрет на 55 мм, они фотографа не подпустят. А на 250 мм можно сделать отличный кадр!
Маленьких певчих пташек снимать еще сложнее, они более пугливы и попросту мельче размером. Если взять слишком общий план, птица потеряется в кадре. Большое фокусное расстояние позволяет сделать достаточно крупноплановый «портрет». Здесь же уместно использование серийной съемки: птицы очень подвижны, и только в серии удается поймать удачный ракурс. Canon EOS 100D это позволяет.
А в этом сюжете утки были слишком далеко от берега. Даже на 250 мм в кадре слишком много лишнего пространства, но если этот снимок обрезать, используя инструмент кадрирования в самой камере, получится отличный результат, пусть и немного меньшего размера, чем остальные снимки. На 55 мм этот сюжет попросту не получился бы, вместо уток на снимке были бы две невыразительные точки на фоне тающего льда.
Еще один пример использования длиннофокусной оптики – это пейзажи. Принято снимать пейзажи на широкоугольные объективы, и с этой задачей прекрасно справится китовый объектив. Но в некоторых случаях хочется видеть эффект, противоположный широкоугольной оптике: хочется сжать пространство, вместить отдаленные планы в один компактный кадр, зрительно увеличить отдаленные объекты. Именно такой эффект дают длиннофокусные объективы.