Съемка с Останкинской телебашни
Я не перестаю говорить всем, кто выбирает фотоаппарат: для фотолюбителя в путешествии суперзум — идеальный выбор! И пусть он не даст такого качества изображения, как зеркалка с дорогим и качественным объективом. Зато такой фотоаппарат откроет небывалые возможности в выборе сюжета. Чтобы это доказать, я отправляюсь… нет, не в путешествие, а всего лишь на экскурсию. Я хочу взглянуть на Москву с высоты птичьего полета с Останкинской телебашни. Впрочем, иногда и такое небольшое путешествие не обходится без сюрпризов.
По независящим от меня причинам одна из двух подопытных камер оказалась разряженной. Что делать? С многими другими фотоаппаратами пришлось бы просто отменить поездку. Но Nikon СOOLPIX P530 и Nikon СOOLPIX P600 умеют заряжаться от USB. Даже идущее в комплекте зарядное устройство представляет собой адаптер и USB-шнур (у СOOLPIX P600 разъем Micro USB, у СOOLPIX P530 более специфический, но периодически встречающийся в фотокамерах UC-E6). Донором выступил мой ноутбук: по дороге в Останкино он делился зарядом своего аккумулятора с фотоаппаратом.
Останкинская башня была построена к 1965, но работать начала лишь в 1967 году. Два года туда завозили оборудование, тянули коммуникации. На тот момент это было самое высокое строение в мире, занесенное в книгу рекордов Гиннеса. Ее высота составляла 533 метра, но потом за счет установки флагштока была увеличена до 540 метров. Интересно, что такое огромное строение уходит в землю менее чем на пять метров. Весь секрет в конструкции-неваляшке, реализованной главным конструктором башни Н.В. Никитиным. Массивное, похожее на перевернутую лилию с десятью лепестками основание значительно тяжелее остальной, мачтовой конструкции, которая притягивается к основанию многочисленным стальными тросами. Не верится, что такая башня может устоять? Вот и после строительства многие не верили в надежность сооружения: основная часть конструкции была построена за год и еще целый год строительство не велось — скептики изучали, измеряли, обследовали будущую телебашню, пока не убедились в ее надежности.
Вблизи телебашня оказывается все же больше, чем ты ожидаешь. Она уходит куда-то ввысь настолько далеко, что глаз перестает воспринимать расстояние до объектов. Однако и с небольшого расстояния мне удается уместить ее в кадр. Спасибо за это широкоугольному положению объектива 24 мм экв., реализованному в обеих камерах. Здесь же, находясь у самого подножия башни, я делаю по паре снимков на оба фотоаппарата с широкоугольным и с телеположением зума. Если абстрактные цифры зума вам мало что говорят, то эти снимки дадут полное представление об оптике Nikon СOOLPIX P600 и Nikon СOOLPIX P530.
Перед тем, как сесть в скоростной лифт, который доставит меня и еще два десятка людей на смотровую площадку, еще раз проверяю настройки фотоаппаратов. Режим съемки — P, чтобы всегда можно было поменять любую настройку. В обеих камерах я ограничиваю ISO значением 400 единиц. Баланс белого — авто. Стабилизатор обязательно включен, ведь съемка будет скорее всего проводиться на выдержках длиннее критической. Я также включаю Active D-Lighting. Эта функция отвечает за программное осветление теней и легкое приглушение пересветов в кадре. Еще одна настройка — Picture Control. Она отвечает за то, насколько яркой и контрастной будет картинка. Я выбираю значение “ярко”, оно больше подходит для пейзажей.
Скоростной лифт, в котором от перегрузок сходит с ума стабилизатор камеры, 337 метров и всего минута времени — таков он — путь на смотровую площадку Останкинской телебашни. Площадка закрытая, остекленная. Здесь тепло и комфортно, хотя порой чувствуются покачивания конструкции. Их, кстати, пытается отработать и стабилизатор камеры: картинка на экране периодически вздрагивает. Но вот снимать очень неудобно, приходится прижиматься к стеклу, чтобы избежать отражений и бликов. Некоторые снимки получаются чуть нерезкими из-за того, что съемка ведется через толщу стекла.
Многие мои коллеги говорят, что эра фотоаппаратов прошла, и теперь все то же самое можно снять на мобильный телефон. Интересно, что бы им удалось сфотографировать в подобных условиях? Без мощного зума здесь просто нечего делать! Впрочем, и на максимум зум ставить тоже не следует. Съемке мешает нехватка света и дымка, которой окутан город.
Получить резкий кадр зданий, расположенных в десятке километров, вряд ли получится, хотя их контуры прекрасно различимы. Видимость отсюда отличная, Москва как на ладони до самого МКАД. Поэтому я сосредотачиваюсь на тех районах, которые освещены солнцем, а зум устанавливаю средний, порядка 20-30х.
Съемка сверху — это всегда отличный повод попробовать себя в роли абстрактного фотографа. Весь город внизу разбивается на мозаику отличных сюжетов. Выбирай любой и снимай! Вот только и здесь без мощного зума делать нечего. Техника должна помочь фотографу акцентировать внимание зрителя на небольшом фрагменте. В подобных случаях компакты-суперзумы — чуть ли единственный выход. Достойную конкуренцию им могут составить лишь системные камеры с мощными телевиками. Но подобные комплекты техники дороже рассматриваемых нами камер в разы!