Съемка днем
Съемка днем
И в Nikon СOOLPIX P600, и в Nikon СOOLPIX P530 установлены сравнительно небольшие матрицы формата 1/2,3” с разрешением 16 мегапикселей. Любой опытный фотограф скажет, что маленькая матрица — это не слишком хорошо для качества изображения. Но если вам нужна большая кратность зума, то без маленькой матрицы не обойтись. Иначе объектив фотоаппарата будет весить, как пудовая гиря, а стоимость такого объектива приблизится к стоимости автомобиля. Так что покупателям фотоаппарата-суперзума нужно просто привыкнуть к некоторым особенностям своих камер. Например, к тому, что для достижения оптимального результата при съемке вам понадобится много света. Солнечный день — вот идеальные условия съемки.
Если света много, то даже гигантским зумом СOOLPIX P600 можно пользоваться во всем его диапазоне и при этом получать резкие снимки. Впрочем, найти реальный сюжет для съемки с 60-кратным зумом не так уж и просто. Те объекты, которые хорошо различимы глазом и воспринимаются фотографом как сюжет кадра, чаще всего требуют меньшей кратности: 42-кратного зума СOOLPIX P530 в большинстве случаев оказывается достаточно. Запас зума у СOOLPIX P600 пригодится для тех редких ситуаций, когда нужно “дотянуться” до очень удаленного или очень мелкого предмета.
Большой зум обеих камер дает огромное преимущество при съемке: возможность выхватить из окружающей действительности маленький, но композиционно законченный сюжет. Поверьте, таких сюжетов вокруг гораздо больше, чем вы думаете! Многие из них могут быть абстрактными, основанными на чередовании линий или обыгрывании цветового акцента в кадре. Но это и есть фотография — многогранная, творческая, авторская.
Фотографами прошлого века была придумана интересная игра, развивающая умение видеть кадр. Фотограф вставал в какую-то точку и должен был сделать максимально много кадров, не сходя с одного места. Могу сказать, что имея в руках Nikon СOOLPIX P600 или Nikon СOOLPIX P530, вы сможете найти множество сюжетов в любом месте, даже за городом. Например, несколько кадров на этой странице сделаны с одной точки.
При съемке днем стоит избегать прямого попадания солнечных лучей на объектив. В ряде случаев это может послужить причиной появления цветных бликов.
Экраны обеих камер неплохо защищены от бликов. Строить кадр по ним можно даже ярким солнечным днем. Тем более у СOOLPIX P600 экран поворотный — снимать можно и с нижней, и с верхней точки. Но если солнце уж слишком яркое, то на помощь придет электронный видоискатель. Изображение в нем несколько хуже, чем на дисплее (разрешение видоискателя примерно 201 000 точек), но для компоновки кадра его вполне достаточно.
Главная сложность при съемке с большим зумом — это необходимость использования короткой выдержки для получения резкого изображения. При этом объективы с мощным приближением редко отличаются большой светосилой, особенно если говорить о компактных камерах. У Nikon СOOLPIX P530 она составляет f/3-5,9, а у Nikon СOOLPIX P600 и вовсе f/3,3-6,5. Так что любителям съемки с большим приближением придется усвоить одно простое правило: приемлемое качество изображения можно получить лишь при ярком дневном свете. Если света недостаточно, то для обеспечения требуемой длины выдержки автоматика поднимет чувствительность, а это в свою очередь приведет к падению качества снимка. Посмотрим, что это означает на практике. В ручном режиме съемки я сделал серию кадров на обе камеры с разными значениями светочувствительности: от самой малой до самой большой.
На снимках видно, что обе камеры обеспечивают идентичное качество изображения в одинаковых условиях. При этом оптимальный результат, естественно, получается при ISO 100. При ISO 200 и 400 снимки также приемлемого качества, но детализация изображения чуть снижается из-за действий системы шумоподавления. А вот кадры на более высокой чувствительности уже выглядят как акварельные картины: мелких деталей почти не остается. В настройках автоматической установки ISO можно ограничить максимальное значение чувствительности 400 единицами (это возможно в режимах P, A, S, M). Это оптимальное решение для получения качественных снимков с минимумом цифрового шума. Выдержки будут получаться более длинными. Но ведь в камерах есть оптический стабилизатор!