Макросъемка на Nikon D7100
Макросъемка — один из жанров, где Nikon D7100 может раскрыться, пожалуй, на все сто процентов. Макросъемке и будет посвящена сегодняшняя часть теста D7100. Я заряжаю батарейку камеры, вставляю две флеш-карты и отправляюсь в подмосковный лес на поиски интересных моделей. Из оптики со мной только Nikon 105mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor — современный бескомпромиссный макрообъектив.
Мой, пожалуй, самый любимый объект макросъемки — жук-бронзовка. Таких жуков можно найти в конце весны и начале лета на цветах. Они не кусаются, то есть их можно аккуратно брать в руки и пересаживать на более удобную для съемки точку. Жуки достаточно крупные, и потому не требуют съемки в масштабе 1:1. Бронзовки яркие, переливаются на солнце всеми цветами радуги. А если вы найдете для него цветок, который придется жуку по вкусу (в прямом смысле слова), то можете рассчитывать на продолжительную фотосессию. В противном же случае жук просто улетит через пару минут.
Несколько кадров я делаю по-старинке, сфокусировав объектив в ручном режиме на определенную дистанцию, а дальше лишь перемещаю камеру вперед-назад, ловя резкость. Способ простой и эффективный. В видоискателе Nikon D7100 отлично видно, когда объект съемки попадает в резкость. Что ни говори, а видоискатель здесь отличный! Но мне хочется также испытать и автофокус камеры.
Я включаю непрерывную фокусировку по заданной точке и навожусь на жука. Нужно заметить, что не все точки фокусировки работают одинаково. Естественно, самая цепкая — центральная. По ней фокусировка происходит быстрее всего, без промахов. Поэтому чаще всего я работаю с ней.
Но в казалось бы налаженный съемочный процесс вносит свои коррективы ветер. Его сильные порывы так раскачивают мою модель, что жук моментально выпадает из резкости в совершенно неподходящий момент. Конечно, камера вновь на нем фокусируется через долю секунды, но процент брака велик.
В итоге я перехожу к покадровой фокусировке. Для подобных условий эта настройка оказывается оптимальной. Достаточно надавить кнопку спуска, и камера сделает кадр, как только поймает резкость.
Объектив оснащен оптическим стабилизатором. Это дает определенные удобства: при съемке с крупным масштабом изображение в видоискателе не скачет и не прыгает. Ведь в макросъемке малейшее дрожание рук фотографа зачастую приводит к значительному смазу. Но полностью избавиться от шевеленки все равно не получается: ведь движется сам объект съемки, раскачиваемый ветром.
Вообще Nikon D7100 очень чувствителен к микросмазам. Причина — высочайшее разрешение матрицы в 24 мегапикселя. Безусловно, это огромный потенциал для получения высокой детализации, который я и реализовываю в большинстве кадров. Но при этом получить действительно попиксельную резкость при съемке макро с рук очень трудно. Для этого приходится укорачивать выдержку: 1/320 с, которую устанавливает автоматика камеры по умолчанию для 105-мм объектива не всегда оказывается достаточно. И лучше использовать значения короче 1/500 с. Это, в свою очередь, может потребовать применения искусственного освещения или повышения ISO.
Кстати, об искусственном освещении… Я очень спокойно отношусь к макровспышкам: есть они под рукой — хорошо, нет — снимаю без них, с естественным светом. Но иногда все же возникает необходимость немного подсветить тени в кадре, особенно при съемке в контровом свете. Что делать, если макровспышки под рукой не оказалось? Все очень просто: нужно открыть встроенную вспышку камеры! При этом вам придется работать с относительно длинной выдержкой, ограниченной выдержкой синхронизации встроенной вспышки. Но для Nikon D7100 это значение не так уж и велико — 1/250 с. У многих других камер выдержка синхронизации длиннее, что с большей степенью вероятности приведет к смазу. Здесь же каких-либо проблем не возникает.
В который раз я хотел бы коснуться вопроса размера матрицы. Существует распространенное мнение, что полнокадровые камеры по всем параметрам превосходят модели с уменьшенной матрицей — формата APS-C. Но это далеко не так. Например, в той же макросъемке уменьшенная матрица позволяет получать большую крупность плана с той же или даже более высокой детализацией изображения при использовании одинаковой оптики.
Конечно, можно снять такой же сюжет на полный кадр, а затем скадрировать снимок, обрезав края. Но велик шанс, что при этом пострадает детализация. На рынке существует лишь пара полнокадровых фотоаппаратов с такой же плотностью пикселей, как у Nikon D7100. Например, это полнокадровый 36-мегапиксельный Nikon D800 или его модификация с матрицей без низкочастотного фильтра Nikon D800E.
Из условных минусов, которые отделяют Nikon D7100 от абсолютно идеального макрофотоаппарата, я бы мог отметить лишь два. Во-первых, это не поворотный дисплей. В режиме Live View поворотный экран мог существенно облегчить работу фотографу. Но, видимо, удобство съемки было принесено разработчиками Nikon D7100 в жертву надежности камеры.
Второй минус я уже упоминал ранее — не слишком большой объем буфера при съемке в RAW+JPG. Если вы снимаете сериями, например, подвижных насекомых, то стоит иметь в виду эту особенность. Впрочем, мне скорострельности в 6 кадров/с и длины серии для комфортной съемки хватало.