Снимаем репортаж: Вторые Московские вертолетные гонки
Позвольте мне в подготовке этого теста отойти от привычного порядка изучения камеры и пропустить этап съемки в авторежиме. Во-первых, авторежим практически не будет отличаться, в том числе и по качеству снимков, от любительских моделей в лице той же Nikon D5300, которую мы уже тестировали ранее в формате недели с экспертом. Во-вторых, весь потенциал камеры как раз скрыт в возможности быстрой смены настроек, в скорости управления. Это хоть и относительно недорогой, но серьезный фотоаппарат, пригодный для репортажной съемки.
Поэтому я начинаю тестирование что называется с места в карьер. Сегодняшний и завтрашний день нашей недели с экспертом будет посвящен репортажной съемке. Я отправляюсь на Вертослёт — большой авиационный праздник на подмосковном аэродроме Шевлино. С собой я беру Nikon D7100 и пару топовых объективов, способных на все 100% расркыть потенциал этой камеры: Nikon AF-S 70-200mm F/2.8G ED VR II NIKKOR и Nikon 17-55mm F/2.8G ED-IF AF-S DX ZOOM-NIKKOR.
Уже по дороге к аэродрому становится ясно, что погода способна внести коррективы в мои планы: дождь льет не на шутку! Фотограф не сахарный, от дождя не растает. К тому же у меня есть отличный непромокаемый костюм в багажнике автомобиля. А как быть с фотоаппаратом? Остается одна надежда на его влагозащиту и влагозащиту объективов, которые я использую при съемке: все-таки они относятся к топовой линейки оптики Nikon.
Как ни странно, даже такая дождливая погода и низкая облачность не помешали вовремя начаться празднику. По расписанию стартуют четвертьфинальные соревнования Вторых Московских вертолетных гонок, которые мне удается поснимать буквально с расстояния вытянутой руки, с летного поля. Летчики соревнуются в дисциплине «Развозка грузов». Задача экипажа — пронести груз на веревке через входные ворота, а дальше, не касаясь ни земли, ни контейнеров грузом, опустить его последовательно в три контейнера с высоты 4, 6 и 8 метров. Мне удается занять место у стога сена как раз у «восьмиметровой» бочки. Отсюда и буду снимать!
По привычке я стараюсь полностью замкнуть на себе все управление камерой. Баланс белого — вручную для облачной погоды. Диафрагма — вручную, открытая или чуть прикрытая: чтобы обеспечить короткую выдержку для съемки быстро движущихся объектов. Выбор точки фокусировки — тоже вручную. Даже диапазон дистанции фокусировки я ограничиваю на объективе — от 5 метров до бесконечности (соответствующий селектор есть у Nikon AF-S 70-200mm F/2.8G ED VR II NIKKOR). ISO пока ставлю минимальное — 100 единиц.
А дальше начинаются полеты! Пока в воздухе малютки Robinson, все идет как по маслу. Снимать их удобно, хотя от телевика быстро приходится отказаться: я явно недооценивал размеры вертолета и высоту полета. Здесь нужен ширик. Несмотря на активное маневрирование вертолета, на нем легко удается сфокусироваться, предварительно выбрав точку фокусировки.
Но стоит в небе появиться Ми-2, как сильнейшим потоком ветра сдувает все вокруг. Стог прелого сена, эффектно парящий теплым воздухом, уже не является защитой для фотографов. При маневрировании вертолета буквально сдувает все вокруг: на несколько метров отлетает мой рюкзак с техникой. Как под таким ветром работают судьи — мне не понятно. В перерыве между полетами я одну за другой включаю автонастройки в фотоаппарате. Начинаю с выбора точки фокусировки, потому что ряд снимков приходится делать навскидку. Впрочем, камера на удивление адекватно находит главный объект в кадре и фокусируется на нем.
Дождь постепенно утихает, но не прекращается полностью. Мой фотоаппарат уже мокрый со всех сторон, ветер от винтов вертолета загоняет влагу во все возможные зазоры. Ремешок можно просто выжимать… Признаться, в этот момент мне стало страшно за объектив Nikon 17-55mm F/2.8G ED-IF AF-S DX ZOOM-NIKKOR. Его конструкция такова, что при зумировании передняя часть объектива выдвигается. Я побоялся, что таким образом «насосу» много влаги внутрь, и, отказавшись от общих планов, перешел к съемке более крупных с помощью телевика.
Nikon AF-S 70-200mm F/2.8G ED VR II NIKKOR — это настоящий танк в мире объективов. Он большой, тяжелый, металлический… Но мне сейчас куда важнее то, что ни одна часть объектива во время съемки не выезжает, не крутится: есть надежда, что он не наберет влагу. Справа на боку объектива целый набор селекторов. Я уже писал, что переключил селектор дистанций в положение «от пяти метров до бесконечности». Но сейчас, здраво оценив снимаемые сюжеты, я меняю настройку и для стабилизатора, выбрав режим Active: так стабилизатор мягче сглаживает движения камеры, не мешая съемке с быстрыми перемещениями камеры.
Объектив радует скоростью фокусировки. Я выставил в меню камеры приоритет фокуса перед спуском затвора. Теперь после нажатия кнопки спуска кадр не будет сделан, пока автофокус не наведется на цель. Но время между нажатием на кнопку и хлопком зеркала ничтожно мало. Сюжет не успевает «убежать». С резкостью тоже все в порядке: быстрый просмотр снимков на мониторе показывает, что диафрагму можно и вовсе не закрывать, снимая на f/2,8 и обеспечивая в кадре размытый фон. Это делает снимки более объемными.
В Nikon D7100 применяется уменьшенная матрица формата APS-C. Но для размытия фона ее размер более чем достаточен. Я бы даже сказал, что для репортажной съемки она подходит идеально: не нужно закрывать диафрагму, не нужно использовать телеконвертеров для увеличения фокусного расстояния объектива. Со своими 200 мм я себя чувствую комфортно, могу «дотянуться» почти до любого объекта на аэродроме. коллеги же с полнокадровыми камерам в основном ходят с огромными и тяжелыми 300-мм и 400-мм объективами.
В этот же день у меня появляется возможность оценить удобства и недостатки управления Nikon D7100. Собственно, недостаток есть лишь один: при работе вслепую или в некомфортных условиях (дождь и висящий над головой Ми-2 — не самое удобное место для настройки камеры) легко можно сбить одну из настроек, повернув не то управляющее колесо. Так вместо отключения RAW я случайно поменял размер файла с L на M. Но плюсом концепции управления с единым статусным дисплеем является то, что одного взгляда достаточно для анализа всех настроек камеры. После некоторого времени съемки на один и тот же фотоаппарат (а на камеры Nikon я снимаю достаточно много) сбитую настройку ты замечаешь на подсознательном уровне: в привычном наборе пиктограмм появляется какой-то диссонанс. Так что через очень короткое время я исправляю настройку камеры.
Зато оперативность управления не может не радовать. Будь у Nikon D7100 новомодный сенсорный интерфейс или настройка через меню, работать с ним в сложных условиях было бы в разы сложнее!
К обеду дождь прекратился, а в программе полетов образовалась небольшая пауза. У меня появилось время немного обсохнуть и высушить камеру (хотя она продолжала абсолютно корректно работать) и отсмотреть снятый материал. Мне не понравились лишь чуть сгущенные тени на снимках. Причину я нашел достаточно быстро: в камере был включен Picture Control «Насыщенный» (данная настройка увеличивает контраст и насыщенность в кадре), а также был выключен Active D-Lighting, отвечающий за осветление глубоких теней. Эту функцию я поспешил включить.
Завтрашний день нашего большого теста Nikon D7100 я также посвящу съемке вертолетных соревнований и аэрошоу. Но забегая вперед, хочу сказать, что динамики в съемках значительно прибавится! Я буду снимать пилотаж на вертолетах и самолетах.