Снимаем ночью
Тест Nikon D7100 был бы не полным, не проверь я работу камеры в условиях недостаточного освещения. Это непростое испытание для фотоаппарата даже сегодня, когда матрицы цифрозеркалок стали совершенными. Ведь в подобных условиях хороший результат съемки складывается из множества составляющих, среди которых и работа системы экспозамера, и автофокус, и баланс белого, и внутрикамерное шумоподавление… Список можно продолжать сколь угодно долго, но лучше сразу перейти к съемке.
Да простят мне наши читатели слабость к городским пейзажам, но я не могу пропустить замечательную погоду за окном: два дня лил дождь, и вот наконец небо над городом расчистилось. Я отправляюсь в центр города, взяв с собой штатив и фоторюкзак с парой объективов.
Июньские ночи — лучшее время для подобных съемок. После захода солнце небо еще долго остается голубоватым, затем становится густо-синим. На контрасте с ярко-желтым светом натриевых ламп городского освещения оно смотрится очень эффектно. Кстати, автоматика баланса белого Nikon D7100 отлично отрабатывает в таких сложных условиях, не уводя оттенки в излишнюю желтизну, как это делают некоторые другие фотоаппараты. Цвет в кадре получается насыщенным, ярким и чистым.
Я использую преимущественно широкоугольный объектив Nikon 17-55mm F/2.8G ED-IF AF-S DX ZOOM-NIKKOR. И дело тут не только в удобном для пейзажной съемки фокусном расстоянии. Он имеет одну очень интересую аберрацию: при закрытии диафрагмы от ее лепестков образуются переотражения, которые видны на снимках в виде лучиков вокруг источников света. Мне очень нравится такой эффект, хотя формально это можно было бы назвать недостатком объектива. Порой я даже специально включаю в кадр фонари, чтобы получить звездочки.
Работой экспоавтоматики я доволен полностью: она не преподносит сюрпризов, работает предсказуемо. Хотя порой я все же ввожу экспокоррекцию, чтобы кадры не казались слишком «дневными», затемняю их. Но делаю я это осмысленно, непосредственно перед съемкой, заранее представляя, каким будет снимок. Яркие фонари, попавшие в поле зрения камеры при перекомпоновке кадра, не способны сбить ее с толку: яркость серии снимков все равно получается ровной, одинаковой. А это избавляет фотографа от лихорадочного введения коррекции после каждого кадра, позволяет спокойно и вдумчиво снимать.
Все параметры съемки я меняю при помощи монохромного дисплея, включая, если нужно, подсветку. В этом случае экранчик светится слабым зеленым светом, не ослепляя фотографа — очень удобно по сравнению с использованием основного дисплея.
Ну что же, настало время поговорить и о съемке на высоких ISO. Для начала я решил снять один и тот же кадр на разных значениях светочувствительности, чтобы у вас была объективная картина в отношении шумов и детализации снимков при плохой освещенности.
Ни на ISO 100, ни на ISO 200 шумов нет, несмотря на то, что в камере включен Active D-Lighting, несколько осветляющий тени. Детализация очень высокая: на снимках отлично читается кирпичная кладка зданий. ISO 400 отличается лишь легким снижением детализации в тенях. При ISO 800 еле-еле начинает пробиваться яркостной шум в тенях, заметный лишь при 100% увеличении. Остальная площадь кадра по-прежнему имеет высокую детализацию. И лишь начиная с ISO 1600 происходит плавное и равномерное снижение детализации из-за действий системы шумоподавления.
Во многом даже избыточное разрешение 24-мегапиксельной матрицы используется для более эффективного шумоподавления: детали теряются, но зато шум практически не проступает. Даже на ISO 3200 шум заметен лишь в виде монохромного «песка», да и то виден лишь на увеличенном снимке. ISO 6400 — та граница, переходить которую нужно очень осторожно и лишь в крайнем случае. На этой чувствительности изображение уже сильно деградирует: теряется контраст, мелкие детали, полутона. ISO можно поднимать и выше, но я бы рекомендовал делать это лишь в крайних случаях.
IMAGE L TEST 90433 center 700]
Сам же я на время откладываю штатив в сторону и продолжаю съемку с рук. Мне интересно, справится ли камера с этой задачей? Все же я использую нестабилизированную оптику…
Камера справляется, хотя местами автоматика поднимает ISO до 6400 единиц. Но это оправданное действие: Nikon D7100 подбирает выдержку оптимально — чуть длиннее, и уже появится шевеленка; чуть короче — и изображение пострадает из-за шумов на высоких ISO.
Впрочем, снимки, сделанные даже на самых высоких значениях чувствительности, отлично годятся для публикации в сети или печати небольшим форматом. Обратите внимание, я выкладываю необработанные снимки непосредственно из камеры. При умелой конвертации RAW-файла и вдумчивой работе с шумами можно получить гораздо лучший результат! Попробуйте сами: к каждому кадру мы загрузили сырой RAW-файл.
Возможность снимать навскидку, без штатива ночью дает свои результаты: мне очень нравится кадр, приведенный ниже. Промчавшийся по реке полицейский катер оставил на ее поверхности красивый узор из волн, который держался буквально несколько секунд. С другой камерой такой снимок я мог бы и не сделать…
Наконец, уже далеко заполночь я добираюсь по крайней точки своего съемочного маршрута — Воробьевых гор. Отсюда открывается отличный вид на Москву: снимать можно хоть широкоугольником, хоть телевиком, выхватывая те или иные фрагменты.
Летнее ночное небо здесь преподносит приятный сюрприз. Оно не черное, как это бывает осенью или зимой: на севере на небе образуется приятный градиент от теплых к холодным оттенкам. Отличный фон для городских кадров!
Оставайтесь на связи и заходите к нам завтра! Вас ждет заключительная часть теста Nikon D7100 и выводы.