Снимаем репортаж: аэрошоу в небе и на земле
Удивительно, насколько подмосковная погода бывает изменчива. Начав снимать репортаж под проливным дождем, уже к обеду я сушу промокшую камеру под теплым солнцем. Утренняя программа полетов окончилась, и у меня есть полчаса времени чтобы перевести дух и поснимать сам аэродром.
Впрочем, затишье это длится недолго. В воздухе вновь раздается довольное урчание моторов. Сначала взлетает Вильга с планером «на хвосте», а затем, начиная демонстрационные полеты, поднимается и Ми-2 с триколором.
После дождя над аэродромом собрались большие кучевые облака, солнце пробивается через легкую дымку — идеальный свет для съемки: в кадре не создается сильных теней, и в то же время на снимках появился яркий летний цвет. В настройках камеры у меня по-прежнему стоит режим Picture Control «Насыщенный». С таким светом эта настройка отрабатывает на все 100%: снимки выглядят сочно.
Под стать погоде и летная программа: пилоты решили побаловать зрителей полетами на всем, что только может летать. Сначала пилотаж на вертолете. На малой высоте под умелым управлением Елены Жупериной Robinson выделывает эффектные трюки, на которые только способен небольшой гражданский вертолет.
У меня получается снимать с относительно небольшого расстояния на телеобъектив, получая сравнительно небольшую глубину резкости в кадре и размывая фон. Скорость автофокуса не разочаровывает… Впрочем, снимать сам вертолет быстро надоедает. И я начинаю ловить момент, когда в кадре будет видно лицо пилота. Здесь уже помогает серийная съемка. Для подобной задачи достаточно 3 кадров/с. В камере эта настройка называется Cl — серийная съемка с низкой скоростью.
Следующий номер программы — полеты на автожире, одном из самых безопасных летательных аппаратов. Его особенность в том, что даже в случае отказа двигателя на авторотации автожир может относительно безопасно приземлиться. Его скорость перемещения чуть выше, и здесь уже пригождается высокоскоростная серийная съемка — шесть кадров в секунду.
В таком размеренном темпе съемки Nikon D7100 в тандеме с объективом AF-S 70-200mm F/2.8G ED VR II NIKKOR позволяет вообще не задумываться о технической стороне вопроса. Где фокусироваться, какое ISO и выдержку ставить, какой баланс белого выбирать — это все отдано на откуп автоматике. И результат ее работы меня полностью устраивает. Мне остается лишь выбирать сюжет, строить кадр и жать на спуск. Снимать не сложнее, чем на мобильный телефон.
Вскоре начинается вторая сессия соревновательных полетов. На этот раз вертолетчики соревнуются в слаломе. Правила просты: оператор — сидящий рядом с пилотом человек — должен ведром на веревке зачерпнуть воды из бочки, затем экипаж проносит наполненное ведро через специальные ворота, возвращается обратно и ставит ведро на финишную точку. Звучит как задание для детских «веселых стартов». А теперь представьте, что все это делается с помощью многотонной винтокрылой машины! Если представить не получается, то посмотрите небольшой видеоролик, как это происходит.
Плюс современных фотокамер в том, что они очень неплохо снимают видео. Nikon D7100 — не исключение. Съемка ведется в Full HD разрешении при частоте кадров до 30 при покадровой развертке и до 60 при черезстрочной развертке. Во время съемки сохраняет работу автофокус. Фокусировка будет осуществляться по контрастному принципу. Запускать фокусировку можно самостотельно полунажатием кнопки спуска (так я и делал), либо включить режим фокуса AF-F: тогда камера будет сама перефокусироваться. Но из-за применения контрастного принципа фокус при этом может немного «рыскать». Во время съемки работает стабилизатор изображения в объективе, и работает весьма неплохо: ведь снимал я телеобъективом с рук при очень сильном ветре. Когда вертолет подлетает близко, человека буквально сбивает с ног.
Даже при съемке таких динамичных сюжетов я не испытываю потребности перейти к непрерывному автофокусу. В камере по-прежнему включен покадровый фокус (AF-S) с автовыбором точки по широкой зоне. И промахов практически нет! Скорость фокуса отменная.
Впрочем, совсем скоро у меня все же появляется необходимость применить не только непрерывный, но и следящий автофокус. Речь идет о съемке пилотажа на спортивном самолете СУ-31.
Подобное выступление пилота снимать «по старинке» уже не получится. Самолет проносится над публикой на очень высокой скорости: на глаз уж точно больше 100 км/ч. При этом на фоне красивейших облаков он делает эффектные бочки и выпускает дым. Смотрится потрясающе, а через 200-мм телеобъектив еще лучше!
3D-трекинг: даже при перемешении объекта съемки по кадру автоматика следит за ним и выбирает наиболее подходящую точку фокусировки
Я включаю высокоскоростную серийную съемку (шесть кадров в секунду) и 3D-трекинг. Теперь, когда самолет приближается к предполагаемой точке съемки, мне нужно лишь указать камере, что я собираюсь снимать именно его. Я совмещаю активную точку фокусировки (в моем случае — центральную) в видоискателе с самолетом и придавливаю кнопку спуска.
Дальше камера сама ведет цель: если самолет перемещается в пределах кадра, автоматика меняет активную точку фокусировки. В этом ей помогает чувствительный к цвету датчик экспозамера, который вместе со мной «смотрит» в видоискатель. Красный СУ-31 он отличает от облаков и синего неба так же хорошо, как глаз человека.
Все, что остается фотографу, — надавить до конца кнопку спуска в нужный момент и выдать серию из нескольких кадров. Удачные снимки я буду выбирать уже дома… Но даже предварительный просмотр на дисплее показывает, что промахов по фокусу практически нет.
Единственное, что несколько осложняет съемку, — это ограниченный размер серии. После полутора десятков кадров камера сбивается с высокого ритма съемки — переполняется буфер. Этот эффект можно свести к минимуму использованием максимально быстрых флешек. Но тем не менее долгие серии Nikon D7100 не по зубам.
На этом ярком полете можно было бы поставить точку в съемках, но мне впадает возможность сделать еще несколько интересных кадров — с борта вертолета Ми-2. Кто снимал с вертолета, тот знает, что главная проблема — это пониженный контраст снимков: плексиглас, к сожалению, по своей прозрачности далек от оптического стекла. А открыть «форточку» можно далеко не всегда. И поэтому подобные снимки требуют некоторой коррекции в графическом редакторе. Зато мне удается снять очень удачный портрет коллеги-журналистки. Вот уж точно: никогда не знаешь, какой сюжет ждет тебя в следующие несколько минут.
Заслуженный мастер спорта Виктор Дегтярь, обладатель Гран-При Вторых Московских вертолетных гонок
Эффектной точкой в моей съемочной программе, но не в программе полетов, становится прыжок парашютиста с огромным флагом-триколором. Площадь флага составляет 500 квадратных метров! Везет и со светом, и с фоном: голубое небо пробивается через легкую белую дымку. Nikon D7100 дает в кадре отличные сочные цвета!
Прыжок с флагом 500 квадратных метров выполняет Сергей Разомазов
Уже дома, просматривая снимки на компьютере, я подвожу промежуточный итог в тестировании Nikon D7100: у камеры очень большой ресурс аккумулятора! Сегодня я сделал ровно 1417 кадров с использование стабилизированной оптики, записал несколько видеороликов, не ограничивал себя в просмотре снятого материала. Индикатор заряда при этом показывает, что аккумулятор израсходован лишь на половину — отличный результат.