Снимаем природу на Nikon D7100
В двух предыдущих частях теста я коснулся темы интенсивной репортажной съемки, работы с разными режимами автофокуса, серийной съемки… Но далеко не каждый день фотографу приходится снимать в подобном напряженном графике: гораздо чаще есть время и подумать над кадром минуту–другую, и выбрать точку съемки, и не спеша определиться с глубиной резкости в кадре, и без суеты выставить необходимые настройки. Здесь на первый план выходят вопросы, связанные так или иначе с качеством изображения.
Сегодняшний день нашего теста в формате недели с экспертом будет посвящен съемке на природе.
Прежде, чем отправиться снимать, я чуть-чуть изменяю настройки камеры. Во-первых, я включаю режим съемки в RAW+JPG. Конечно, можно получить качественный результат и сразу в JPG, но всегда лучше иметь подстраховку в виде сырого файла. Nikon D7100 поддерживает запись 14-битных RAW, а это значит, что при конвертации у фотографа будет чуть больше свободы действий. Собственно, в этом я убеждаюсь практически сразу же.
Вечером я отправляюсь снимать еле пробившийся через плотные облака закат. Солнце после дождя выглянуло внезапно, осветив все вокруг слепящими лучами. Но оказывается, это было не просто субъективное ощущение, связанное с резким изменением характера света. Солнце точно так же, как фотографа, «ослепило» и камеру. В кадре появился слишком сильный контраст. Там, где глаз человека различал хоть какие-то детали, на снимке — темные области. Не справился даже Active D-Lighting. Ну что же, попробуем исправить ситуацию при помощи RAW-конвертера.
Результат конвертации RAW в Adobe Photoshop
Я открываю сырой файл в Adobe Photoshop и по макисмуму осветляю тени, чуть приглушая пересветы. RAW «тянется» во все стороны, как резиновый. Из абсолютно черных теней появляется трава, лес, даже цветной блик линз проявился! Безусловно, при этом возврос уровень шума. Но такое фото абсолютно пригодно как минимум для публикации в интернете или печати не слишком крупным форматом. И оно наглядно показывает, что в случае чуть меньшей коррекции яркости фотограф может получить вполне коммерческую картинку с сильно вытянутыми тенями и светами. Вы можете попробовать обработать RAW-файл самостоятельно: в приведенном ниже снимке, например, из пересвета легко вытягивается цвет неба и фактура облаков.
На «пристрелянную» с вечера точку я возвращаюсь утром, на рассвете. Перепад яркостей в кадре сейчас не такой сильный. Зато цвет вокруг стал более сочным, от вечерних полутонов не осталось и следа. Я устанавливаю в камере Picture Control в значение «Насыщенный»: попробую сохранить на снимках кричащие утренние оттенки.
Мне нравится цвет Nikon D7100: фотоаппарат передает те оттенки, которые я видел глазом. Он не приглушает тона, но и не накручивает яркость до «кислотных» цветов. Автоматика баланса белого бережно сохраняет в кадре тот тонкий тональный переход между теплым оттенком утренней дымки и прозрачной голубизной неба.
Для съемки пейзажа я использую светосильный зум Nikon 17-55mm F/2.8G ED-IF AF-S DX ZOOM-NIKKOR. Безусловно, с бескомпромиссно-резким фикс-объективом можно получить лучший результат. Но и этот зум, будучи задиафрагмированным до f/8, дает высочайшую детализацию в кадре. 24-мегапиксельная матрица камеры раскрывается на все сто процентов: на снимках прекрасно различимы даже мелкие тычинки цветов.
Детализация снимка достаточна для печати фото сравнительно большим форматом. Думаю, 60х90 см — это вовсе не предел.
При этом большой размер матрицы позволяет немного поиграть с глубиной резкости: на большинстве снимков я фокусируюсь на переднем плане, слегка размывая фон и добавляя таким образом объем и глубину кадру. Если же съемка ведется крупным планом, с расстояния меньше метра, то фон можно размыть очень сильно, акцентируя внимание на главном объекте.
В дискуссии под этой статьей наш читатель сравнивал данную модель с полнокадровыми камерами. В продолжении этого диалога я хочу сказать, что для пейзажной съемки, на мой взгляд, Nikon D7100 с его APS-C матрицей подходит как нельзя лучше: вам не приходится слишком сильно закрывать диафрагму для увеличения глубины резкости, не возникает дифракции на отверстии диафрагмы. С другой стороны, фотограф имеет достаточно свободы в размытии фона на снимках. К детализации и динамическому диапазону снимков здесь и вовсе нет никаких претензий.