Снимаем портрет на Nikon Df
Портрет — традиционно один из самых популярных жанров фотографии. Это одна из причин, по которой я решил включить в тест отдельную главу, посвященную портретной съемке на Nikon Df, в наш большой тест. Вторая же причина — некоторые технические особенности камеры, которые мне было интересно проверить применительно именно к портретной фотографии.
Цвет… Вряд ли кто-то будет спорить с тем утверждением, что современные камеры, несмотря на обилие тонких настроек, имеют свою собственную цветопередачу, зависящую и от матрицы, и от процессора, и от заложенных производителями алгоритмов обработки.
Выбирая первый сюжет для этой части теста, я постарался полностью исключить все посторонние факторы, влияющие на цветопередачу в кадре: возможные блики и рефлексы, искусственное освещение. Пасмурный зимний день и покрывший тонким слоем все вокруг снег помогли мне в этом. Сегодня я использую специально созданный для съемки портретов объектив — Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor.
Снимок сделан с установкой Picture Control "Насыщенный"
Но первые же кадры, просмотренные на дисплее, однозначно указывают на то, что что-то я настроил в камере не так. На лице модели появляется слишком сильный розовый оттенок. Баланс белого? Нет, он установлен корректно — предустановка для пасмурной погоды. А вот Picture Control выбран “насыщенный”. Это все объясняет: камера слишком усилила телесные тона. Меняю эту настройку на “портрет”. Да, фото стали менее контрастными, но при этом цвет кожи выглядит куда более естественно. Стоит отметить, что и “стандартная” настройка Picture Control способна спровоцировать легкий уход скинтона в розовый оттенок.
Снимок сделан с установкой Picture Control "Портрет"
Кстати, любителям съемки в RAW эта настройка вообще может не пригодиться: Picture Control можно установить и в момент конвертации файла в случае использования “родного” конвертера. Но в тесте я показываю необработанные JPG-файлы, полученные сразу из камеры, поэтому ко всем настройкам отношусь со всей щепетильностью. Вы же можете скачать “сырой” файл и самостоятельно поэкспериментировать с цветом.
Я сделал только несколько кадров, но уже вижу одно из главных достоинств полного кадра в связке со светосильной оптикой — малую глубину резкости. Мне удается сфокусироваться строго на глазах модели, оставив резкими на снимке только ее ресницы. Даже кожа лица слегка размыта. А портретный объектив с его чуть заниженным контрастом мягко передает текстуру кожи, не подчеркивая ее детали.
Но больше всего мне нравится, как смотрится в кадре снег: снежинки, попавшие в зону нерезкости, размываются и превращаются в белые блики. Они дают кадру объем, позволяют смягчить переход между планами. Да и у снимков сразу появляется хорошее зимнее настроение.
Второй особенностью камеры, которую мне хотелось проверить именно при съемке портрета, стал автофокус. Когда Nikon Df только был анонсирован, многие фотографы настороженно отнеслись к тому, что в камере применен тот же модуль автофокуса, что и в Nikon D610 — Multi-CAM4800. Этот модуль состоит из 39 точек, но они расположены ближе к центру кадра, чем, например, в Nikon D800 (он имеет 51-точечный модуль Multi-Cam 3500-FX). Если объект съемки находится вне зоны, перекрытой точками автофокуса, то снимать придется с перекадрированием: фокусироваться по объекту съемки (в нашем случае — глазу модели) одной из точек, блокировать фокус (я просто придавливаю наполовину кнопку спуска в режиме фокусировки AF-S) и перекомпоновывать будущий снимок в соответствии с творческой задумкой непосредственно перед спуском затвора.
Только получив камеру на тест, я несколько изменил базовую настройку автофокуса, включив, во-первых, прямой выбор точки фокусировки джойстиком вместо автоопределения области фокусировки. Во-вторых, я активировал всего 11 точек из 39. Так выбор нужной точки можно осуществить куда быстрее.
Действительно, во многих кадрах этого теста мне пришлось применять перекадрирование перед спуском затвора. Но на практике смещать камеру нужно было совсем немного. Анализирую результаты съемки, я не заметил серьезных промахов в фокусировке, вызванных перекадрированием. Гораздо чаще нерезкость была связана с движениями модели в момент съемки. Но я могу с уверенностью сказать, что снимать портреты на Nikon Df с его системой фокусировки удобно. Точки фокусировки расположены достаточно комфортно в видоискателе, чтобы свести необходимость перекадрирования к минимуму.
Вторую часть съемки я решил провести в куда более сложных для камеры условиях — вечером в городе. Здесь я хочу проверить, как камера справится с ночным освещением и не будет ли слишком большим уровень шума.
С самого начала я ставлю баланс белого в положение “авто”. Но тут у обладателя Nikon Df тоже есть выбор. Я ранее уже писал, что в камере предусмотрено два авторежима баланса белого: обычный и с сохранением теплых оттенков освещения. Я не могу сказать, что какой-то из них работает лучше, а какой-то хуже. Они работают просто по-разному, создавая абсолютно разное настроение в кадре. Но со смешанным освещением, когда в одном кадре у вас есть и теплый свет ламп накаливания, и холодные светодиоды, лучше отдать предпочтение Auto 1. Зато как только в кадре начинают доминировать лампы накаливания, их теплый оттенок можно подчеркнуть с помощью Auto 2. Результат смотрится более естественно.
Съемка с настройкой баланса белого Auto 1
В тесном кафе мне приходится отказаться от уже полюбившегося 85-мм объектива, и я возвращаюсь к полтиннику. Он дает чуть большую глубину резкости, но все же позволяет обыграть блики от огоньков гирлянды на заднем плане.
Съемка с настройкой баланса белого Auto 1
Съемка с настройкой баланса белого Auto 2
Зато я, кажется, совсем расслабился и забыл об ISO. Только дома при просмотре снимков я замечаю, что кое-где чувствительность достигает весьма высоких значений. Но деградации изображения при этом не происходит: ни цвет, ни детализация не страдают. Nikon Df просто создан для того, чтобы снимать в сложны условиях. Ночное городское освещение для него так же естественно, как солнечный свет для других фотоаппаратов.
Подведем итоги?
Возможно, для съемки студийных портретов существуют и более подходящие модели фотоаппаратов. Например, Nikon D800 с рекордным разрешением 36 мегапикселей. Но если речь идет о повседневной съемке с друзьями в кафе, на прогулке, с семьей дома или даже о коммерческой свадебной съемке, Nikon Df смотрится весьма выигрышно. Его полнокадровая матрица позволяет обыграть в кадре малую глубину резкости, низкий шум на высоких ISO дает возможность снимать практически в любых условиях без дополнительных осветительных приборов, а автофокус вопреки замечаниям скептиков отлично справляется со своей задачей. Цветопередача у Nikon Df, как и у любого другого фотоаппарата, имеет свои особенности. Но в любом случае съемка в RAW или тонкая настройка камеры позволят вам настроить ее под свой вкус.