Съемка с недостаточным освещением. Высокие ISO
В двух предыдущих частях теста я уже коснулся вопроса съемки с недостаточным освещением, и оказалось, что Nikon Df может похвалиться просто потрясающей работой на высоких ISO. Сегодня я решил целый день тестирования посвятить именно этой особенноси камеры.
Доспехи и маски, защищающие лица, сделаны из металла. Но многие детали покрыты лаком, обклеены кожей и тканью
А где фотолюбитель сталкивается с нехваткой света чаще всего? Например, в музее. Тему выставки я тоже выбрал не случайно. На настоящую японскую камеру я буду снимать доспехи и мечи самураев.
Мои ожидания относительно атмосферы музея оправдались на все сто процентов: экспозиция встретила меня полутемным залами, где при помощи небольших точечных источников были подсвечены отдельные экспонаты. Другие посетители пытались снимать их на мобильные телефоны и компакты. Нужно отметить, с переменным успехом… Чаще всего их просто выручала вспышка. В моем распоряжении вспышки не было, так что я мог рассчитывать только на светосильный объектив и высокие ISO. Кстати, верхний диапазон ISO в камере я ограничил сегодня значением 25600 единиц, а максимальную выдержку — 1/60 с, снимать я планирую только на 50-мм объектив.
Первое, что я делаю перед съемкой — перевожу режим работы затвора в тихий режим Q. В этом режиме движение зеркала камеры при спуске затвора становится чуть плавнее, а сам щелчок затвора и хлопок зеркала как будто распадается на несколько более тихих звуков. При этом фотограф намного меньше привлекает к себе внимание окружающих — удобная штука! В режиме Q появляется небольшой лаг затвора, но мне он не мешает: в музее оперативность не нужна.
Я предпочитаю снимать через оптический видоискатель, но иногда мне все же приходится использовать режиме Live View: японцы XVII-XIX веков были низкорослыми, и чтобы снять доспехи не сверху-вниз, мне зачастую приходится опускать камеру до уровня груди.
Здесь я выставил баланс белого по бумажной белой стене
Но плюс Live View заключается не только в возможности комфортной съемки с более низкой точки. Я сразу вижу на экране кадр, который у меня получится, в том числе вижу и баланс белого. Мне бы хотелось, чтобы на снимках не осталось оттенка от ламп накаливания. Сделать это оказывается проще простого: нажимаю кнопку WB, выбираю ручную установку (PRE). Теперь мне остается направить камеру на какой-то белый или нейтрально-серый объект и подержать две секунды нажатой кнопку WB — фотоаппарат создаст предустановку для текущих настроек съемки. Не так много камер, прошедших через мои руки, могут похвастаться такой простой и быстрой настройкой ручного баланса белого.
Удивительно, но со светосильным объективом как таковой нехватки света не чувствуется. Многие сюжеты я снимаю на вполне низких для Nikon Df значениях чувствительности до 1600 единиц ISO. Я даже могу позволить себе прикрыть диафрагму на одну-две ступени для обеспечения большей глубины резкости. Но чтобы читатели могли получить объективную информацию, как меняется изображение при повышении светочувствиетльности, я все же делаю несколько снимков одного и того же сюжета при разных значениях чувствительности.
Автоустановку ISO я отключаю при помощи предварительно настроенной кнопки Fn, даже не приходится заходить в меню. А вот чтобы поменять теперь значение чувствительности, мне нужно каждый раз отрывать камеру от глаза. Диск установки ISO удобнее вращать, когда фотоаппарат висит на ремне, чем непосредственно во время съемки.
Вполне ожидаемо, что такая камера, как Nikon Df, отлично справится с шумом при ISO 400 и ISO 800. Для современных фотоаппаратов это давно уже абсолютно рабочие значения. Хотя я должен отметить, что при ISO 800 в тенях цветовой шум все же виден, если его искать целенаправленно (видимо, шумодав еще не задействуется). При ISO 1600 шум становится чуть заметнее, но нельзя сказать, что он оказывает ощутимое влияние на качество изображения. Зато детализация по-прежнему остается высокой. Самое интересное начинается дальше. При ISO 3200 место цветового шума занимает яркостной. Но при этом ни цвета, ни детализация не страдают. Обратите внимание на меховую отделку доспехов на переднем плане. Каши из мелких деталей не образуется. Точно такая же ситуация и при ISO 6400! Это значение у Nikon Df абсолютно рабочее. Некоторая деградация мелких деталей происходит при ISO 12800, но вы ее вряд ли заметите, если не увеличите снимок на экране. При ISO 25600 вновь начинает доминировать цветной шум. Но снимать по-прежнему можно, если вы не планируете печатать кадры большим форматом. А вот ISO 51200 я бы назвал уже условно применимым: заметна деградация цветов, фото уходит в неестественный голубоватый оттенок.
Стоит отметить, что я делаю выводы по JPG-снимкам непосредственно из камеры. В случае конвертации RAW и вдумчивого подбора параметров шумоподавления можно достичь и лучшего результата.
Современный клинок, изготовленный буквально несколько лет назад
Катана, начало XIX века. Мастер Седзи Кацуя Нухиде
Последний зал выставки посвящен японским мечам. Здесь представлены чрезвычайно ценные и древние экспонаты. Кроме того, такие вещи категорически запрещено трогать руками. Например, в экспозиции есть клинок знаменитого мастера Мурамаса. В мире таких клинков осталось немного, около десятка, потому что согласно легенде они “жаждут крови”, и будучи вынутыми из ножен стараются эту кровь пролить. Будь то кровь врагов или даже кровь хозяина меча. В Японии XVII века мечи Мурамасы были под запретом: их уничтожали, а хозяев — жестоко наказывали. Естественно, такие мечи выставляются за толстым стеклом.
Женские мечи в ножнах из слоновой кости
Снимать экспонаты через стекло — настоящее испытание. И тут мне на помощь приходит светосильная оптика камеры. Если открыть диафрагму и размыть фон, то многие отражения в стекле превратятся просто в блики, которые пойдут кадру лишь на пользу.
Меч мастера Мурамаса, XVI век. Мечи этого мастера были под запретом и уничтожались по приказу объединителя феодальной Японии Иэясу Токугавы, так как приносили несчастья его семье. его дед и отец погибли от такого клинка, сам Токугава был ранен мечом Мурамаса.
Выводы
Nikon Df можно смело назвать одной из лучших фотокамер на сегодняшний день по качеству изображения на высоких ISO. Результат съемки способен удивить даже опытных фотографов. Единственное неудобство, с которым я столкнулся — не слишком оперативная смена значения чувствительности при помощи отдельного кольца с кнопкой блокировки. Но после сегодняшней съемки я лишний раз убедился, что данный переключатель в камере я буду использовать крайне редко, отдав ISO на откуп автоматике: в широчайшем диапазоне значений чувствительности снимки все равно получатся качественными.