Фотопутешествие: подводим итоги
Пришедшая на пару недель раньше положенного срока в Москву весна лишила меня возможности поснимать эффектные пейзажи на Nikon Df. Но пока остальные фотографы сокрушаются по поводу того, что вокруг фотографировать нечего, я еду в то место, где точно найду достаточное количество ярких сюжетов; в то место, где Nikon Df будет смотреться по-настоящему “своим”; в место, где собираются ценители произведений технического искусства…
Horch 830BL "Glazer". Годы выпуска 1935-1940. Эта модель была выпущена всего в двух экземплярах
Традиционно последний день тестирования камеры я посвящаю небольшому фотопутешествию. В этот раз я еду всего за несколько километров от Москвы, в Архангельское. Здесь расположен музей техники.
Holsman. Выпускался с 1902 по 1909. Этот автомобиль оснащался 4-цилиндровым 26-сильным двигателем
Triumph GT-6. При изготовлении кузова из дерева кузовным ателье Bodywork and Special Metal Fittings применяло технологию производства палуб для яхт. 1999 год. За основу взято шасси автомобиля 1966 года.
В музее есть и большая уличная экспозиция, и три зала красивейших и уникальных экспонатов, находящихся в помещении. Свою съемку я начинаю с закрытой экспозиции. Логика проста: если бы я начал снимать на улице, а потом зашел в теплое помещение, мне бы пришлось долго ждать, пока отпотеет объектив. Кстати об объективе: с собой я взял только Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor, который является “китовым” для Nikon Df, и старичка Nikon 80-200mm f/4 Zoom-NIKKOR AI-s. Это тоже часть теста: мне интересно, насколько справится со съемкой фикс объектив? Не ограничит ли он выбор сюжетов для фотографа? Телевик же нужен мне лишь для того, чтобы лишний раз поработать с ретро-оптикой. Ну и, признаться, мне очень нравится, как с ним выглядит камера. Не раз ловлю на себе удивленные взгляды других фотографов.
За неделю съемки я настолько привык к “полтиннику”, что никаких проблем при съемке не испытываю. Наоборот, он дисциплинирует, заставляет обдуманно выбрасывать ненужные детали из кадра. Мне нравится, как он размывает фон и добавляет объем в снимок. Да, им трудно снимать панорамные кадры. Но его возможностей вполне достаточно, чтобы уместить в кадр Messerschmitt Bf.109, снимая с десяти шагов. С машинами так и вовсе никаких проблем!
Зато у меня появляется возможность акцентировать внимание на отдельных деталях. Их можно выделить и более плотным кадрированием, и малой глубиной резкости. Я стараюсь выхватить максимум интересных деталей: мне особенно нравятся фигурки на капотах машин, ушедшие в прошлое или дошедшие до наших дней логотипы.
Delahaye 175. Выпускался во Франции с 1948 по 1951 год. Машина оснащалась 6-цилиндровым 140-сильным двигателем
Великолепное шасси и индивидуально изготавливаемые и устанавливаемые кузова сделали Delahaye 175 королевой французского автопрома
Cadillac V16 Sport-Roadster. 1930-1937 годы. 16-цилиндровый 185-сильный двигатель разгонял эту машину до 160 км/ч
Здесь я все же меняю объектив, потому что до некоторых экспонатов не удается дотянуться при помощи “полтинника”. Я ставлю Nikon 80-200mm f/4 Zoom-NIKKOR AI-s, параметры которого уже прописаны в меню камеры заранее, поэтому вы даже можете видеть значение диафрагмы, на котором я снимал. И это при том, что объектив не имеет вообще никакой электроники: ее просто не было в 1980-м году. Впрочем, сделав несколько кадров я вновь возвращаюсь к Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor.
Мне нравится, как тонко можно работать с цветом в Nikon Df. Баланс белого сегодня отдаю на откуп автоматике, причем использую установку Auto1, без приоритета теплых оттенков. Picture Control я выбираю “насыщенный”, причем в настройки стиля я вношу некоторые изменения: чуть увеличиваю насыщенность и резкость. Мне хочется, чтобы снимки смотрелись ярче.
Delahaye 135CC. Год постройки — 1935. Автомобиль оснащен 6-цилиндровым 115-сильным двигателем. Мог разгоняться до 160 км/ч
ПМЗ А-750. В качестве прототипа взят мотоцикл BMW. Выпускался с 1935 по 1938 годы. Такой мотоцикл можно увидеть в фильме "Трактористы"
Переведя селектор выбора режима экспозамера в среднее положение, соответствующее мультизонному замеру, я почти забыл о экспокоррекции. Камера довольно корректно оценивает сюжет, даже изобилующий темными или светлыми областями. Но в случае абсолютно черных машин, таких как Ford T, коррекция все же нужна. Более того, работа автоматики настолько предсказуема, что я ввожу коррекцию при помощи специального колесика под левой рукой, еще только подходя к тому или иному экспонату.
Ford Model T. Этот автомобиль считается первым из доступных в мире, выпускался миллионами экземпляров в разных странах. 1908-927 годы. Было выпущено более 15 млн. штук
Horch 850/51 Pulman. 1935-1940 годы
В этом музее царит вовсе не камерная атмосфера, даже играет музыка. Так что щелчки затвора тут точно никому не помешают, но затвор камеры я все равно, скорее по привычке, перевожу в тихий режим. Кроме того, в этом режиме легче избежать сотрясения камеры в момент съемки.
Я снимаю преимущественно с помощью оптического видоискателя — от старой привычки никуда не деться. Да и скорость фазового автофокуса доставляет истинное удовольствие. Тебе остается только указывать камере, куда фокусироваться, и жать на спуск. Но есть сюжеты, которые так просто через оптический видоискатель не снимешь: это и фото с нижней точки (ну не ложиться же мне на пол в музее?), и фото, которые удается сделать с вытянутой руки из-за ограждения экспонатов. Тут без Live View не обойтись. Да, в этом режиме автофокус становится медленнее (он работает по контрастному принципу), но и мне некуда торопиться. Зато получающиеся снимки не требуют дополнительного кадрирования и обработки: будущее фото я вижу на экране еще до съемки и могу исправить как композиционные, так и технические огрехи.
BMW DiXi DA3 "Wartburg". 1931-1932 годы
Продолжение выставки — это зал с искусственным освещением без окон. Не то чтобы света здесь мало, но его явно не хватает для комфортной съемки… Не так: не хватает для комфортной съемки на другие фотоаппараты, но не на Nikon Df. Я снимаю на почти открытой диафрагме, и это позволяет не задирать ISO слишком высоко. А значения порядка 1000 единиц для Nikon Df — это очень низкие значения чувствительности. Шум на снимках не заметен.
ЗиС 110П. Этот автомобиль с номером шасси №1 эксплуатировался Н.С. Хрущевым. Автомобиль построен в единственном экземпляре в 1956 году
ЗиС 115. Представляет собой версию Зис 110 с бронезащитой. Выпущен в 1948 году. Этот автомобиль с номером шасси №18 принадлежал И.В. Сталину
ГАЗ 14 "Чайка". Выпускался с 1959 по 1981 год. Было выпущено 3179 машин.
СМЗ С-3А. Является моторизованной инвалидной коляской
Но пора выходить на улицу. Ряд экспонатов представлен и здесь. Это пугающая своим совершенством и практичностью военная техника — то, над чем работали десятилетиями самые гениальные люди нашей страны. В своем специфическом изяществе она вполне может конкурировать с красавцами-ретроавтомобилями. Но даже сейчас, спустя десятилетия после снятия с вооружения, эти машины внушают ужас и уважение одновременно. Рассматривать их интересно и жутко.
Система залпового огня 9К57 "Ураган". Один залп способен накрыть площадь до 22 Га на расстоянии до 35 км. 1976 год - наши дни
Снимать же на улице труднее, чем в помещении. Хочется выделить технику на фоне, вырвать ее из атмосферы музея. Но экспонаты стоят так плотно, что сделать это не просто. Отчасти спасает съемка с открытой диафрагмой. Отчасти проблема решается кадрированием: нужно выбрать такую точку съемки, чтобы в кадр не попадало ничего лишнего. Я легко решаю обе задачи с помощью 50-мм объектива.
Уже на выходе из музея меня останавливает непривычный звук — необычный звук мотора машины. И специфический запах бензина, откуда-то из детства. Да, именно так пахло от старых 21-х “Волг”. Оказывается, один из экспонатов сегодня катает детей по территории музея. Это старенький BMW. Чтобы заснять его в деле, у меня были считанные секунды: автомобиль приближался ко мне. Вот где пригодилось оперативное управление Nikon Df. Включаю одним движением серийную съемку, жму кнопку у байонета и управляющим колесом выбираю режим автофокуса AF-C (непрерывный автофокус). Другим колесом одновременно расширяю зону фокусировки до нескольких точек.
Не заходя в меню, я меняю настройки автофокуса и режима работы затвора за доли секунды: включаю скорость съемки 5,5 кадров/с, задействую непрерывную фокусировку и расширяю зону фокусировки
Ну что, проверим автофокус камеры? Машину, движущуюся со скоростью около 20 км/ч он без проблем удерживает в кадре. Скорость серийной съемки тоже достаточная, чтобы впоследствии выбрать из серии кадр с нужной композицией и крупностью плана. Вот уж не думал, что серийная съемка пригодится в музее…
Теперь программу сегодняшнего съемочного дня можно считать завершенной. Остается лишь взглянуть на индикатор заряда батареи: он показывает полный заряд. Ресурс батареи камеры — около 1400 срабатываний. Сегодня за день, не ограничивая себя ни в чем, я сделал около 300 снимков, то есть израсходовал меньше четверти ресурса.
Выводы
Я провел с Nikon Df около двух недель. И мое отношение к этому фотоаппарату сильно менялось от нейтрально-настороженного (а не перегнули ли палку разработчики с уклоном в сторону ретро?) до крайне положительного. Фотоаппарат получился цельной, настоящей вещью, какие все реже и реже появляются на рынке. Он абсолютно бескомпромиссен: имеет продуманное и оперативное управление (даже выставление выдержки можно перенести с отдельного барабанчика на более привычный управляющий диск), невероятно высокое качество снимков при плохом и очень плохом освещении, взвешенный и продуманный набор функций. И все это обернуто в понятный настоящим ценителям ретро-дизайн. Да, эта новинка стоит дорого и может уступать по формальным характеристикам типа числа мегапикселей многим конкурентам. Но Nikon Df — это другая камера, созданная не для того, чтобы один за одним щелкать новые снимки, а для того, чтобы максимально погрузиться в кадр, создать его вдумчиво и аккуратно. От настоящей фотографии в Nikon Df не отвлекает ничего. В нем даже нет видеосъемки.
Плюсы:
- стильный ретродизайн;
- полнокадровая матрица;
- не завышенное число мегапикселей;
- высокое качество снимков на ISO до 25600 включительно;
- оперативное управление;
- возможность гибкой настройки управления;
- совместимость со старой оптикой;
- емкий аккумулятор;
- широкие возможности постобработки внутри камеры.
Минусы:
- большой размер и вес;
- сложность в освоении для новичка;
- не слишком широкое покрытие поля кадра точками автофокуса;
- высокая стоимость.
Наше резюме
Nikon Df — камера не для всех. Чтобы это понять, достаточно одного взгляда. С первого взгляда в него можно влюбиться или в нем разочароваться: все зависит от того, что для вас значит “фотография”. Если больше всего на свете вы цените число мегапикселей или обилие функций, то лучше присмотреться к другим моделям типа Nikon D5300. Если же вы все еще помните, как выжать 36 шедевров из 36 кадров фотопленки, то обратите внимание на Nikon Df — он создан для вас. Массивный, но при этом удобный; с таким управлением, что все необходимое всегда под рукой; с такой матрицей, что снимать можно хоть в полной темноте. А главное — с душой. Это фотоаппарат для получения удовольствия от фото, а не для заработка денег. Это идеальный подарок для настоящего фотографа.