Первый опыт съемки. Качество изображения
В двух предыдущих частях нашего теста я подробно рассказал о начинке Nikon Df и его управлении. Пришло время взять фотоаппарат и отправляться на улицу за первыми снимками!
Снято на Nikon 80-200mm f/4 Zoom-NIKKOR AI-s
Первое место съемки — городской парк на берегу водохранилища. Здесь много белок, синиц и детей с родителями. Я достаю камеру, неспешно снимаю… “Вы снимаете на пленку?” — неожиданный вопрос от случайного прохожего. Да, дизайнеры Nikon Df постарались на славу: камеру действительно не отличить на первый взгляд от ее предков более чем двадцатилетней давности. И в этом есть особый шарм.
Даже совсем простой сюжет смотрится намного выигрышней за счет объема в кадре, полученного при съемке на открытой диафрагме
Я сразу переключаю фотоаппарат в свой любимый режим — приоритет диафрагмы. Раз в руках у меня оказался светосильный объектив, то многие сюжеты я снимаю с максимально открытой диафрагмой. Жаль, что минимальная выдержка ограничена 1/4000 с. От пересветов меня спасает то, что солнце сегодня светит через легкие тучки. Впрочем, у меня есть еще один козырь: ISO можно понизить на ступень до значения Low 1 (примерно ISO 50), но я его так и не использую.
Легкое виньетирование из-за сильно открытой диафрагмы пошло только на пользу этому сюжету
Связка из полнокадровой матрицы и светосильного объектива дает вполне предсказуемый и узнаваемый на фото результат: в кадре появляется объем, разделение планов. Даже самый простой сюжет начинает выглядеть по-другому, более живо и эффектно за счет очень легкой, но все же заметной расфокусировки фона.
Если же объект съемки расположить чуть ближе к камере, то глубина резкости значительно сокращается, позволяя акцентировать внимание зрителя на одной небольшой точке.
Снято на Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor. Резкость снимка на открытой диафрагме меня полностью устраивает
Я уже упоминал, что Nikon Df на сегодняшний день одна из самых маломегапиксельных полнокадровых камер на рынке. Конечно, это ограничивает возможности кадрирования и печати сверхбольшим форматом. С другой стороны, я за свою жизнь ни разу не печатал фотографий крупнее, чем 60х90 см. А для этого и 16 мегапикселей может оказаться вполне достаточно. Но зато при таком разрешении матрицы на второй план отходит вопрос резкости объектива. В моем распоряжении есть Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor и Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor. Я смело снимаю ими на открытой диафрагме, получая высокую резкость снимков даже при 100% увеличении. Давно забытые ощущения — как в старые пленочные времена, когда я даже не задумывался о звенящей резкости в кадре, а все внимание уделял самому снимку.
Второе преимущество относительно низкого разрешения большой полнокадровой матрицы — это крупный размер самого пикселя. Чем больше один светочувствительный элемент, тем проще получить высокое качество изображения при низкой освещенности. Вечером у меня появляется возможность убедиться в этом.
Если пленочные камеры, на которые так похож внешне Nikon Df, после захода солнца зачастую оказывались бессильными, то наш герой с его огромным диапазоном значений светочувствительности вполне способен обеспечить хороший результат.
В настройках камеры я установил верхнюю границу автоматического выбора светочувствительности на значение Hi 2, что соответствует примерно 51200 единицам ISO. Выдержку же ограничил 1/60 с. Шумоподавление применяется с настройкой “умеренное”. Смелый эксперимент, но мне интересно, что в итоге будет на снимках.
Первые же кадры наглядно свидетельствуют: снимать в ночном городе с рук можно, в этом нет никаких сложностей. Даже с нестабилизированным объективом чувствительность при съемке освещенных фонарями сюжетов не достигает каких-то космических величин, вполне хватате диапазона до 5000 ISO.
ISO 22988: шумы на снимке хорошо заметны, но в графическом редакторе их уровень легко понизить без существенных потерь
Зато если света в кадре практически нет, Nikon Df может сильно удивить фотографа: он так же непринужденно снимает, как если бы перед вами был залитый солнцем город. Черное ночное небо оказывается не таким уж и черным, а в тенях появляются детали, которые и глазом-то было трудно различить. Естественно, это происходит за счет сильного увеличения ISO. При этом уровень шума на снимках нельзя назвать неприемлемым: такие кадры неплохо смотрятся на мониторе и даже могут быть напечатаны небольшим форматом. А зачастую большего и не требуется.
Что интересно, раньше матрицы сдается автофокус камеры. Не стоит от него требовать невозможного. Например, на неосвещенной улице мне удалось с большим трудом сфокусироваться на фонарном столбе. При этом с самой съемкой проблем не возникло: даже отсветы далекой рекламы в стеклах выключенного фонаря проработались на снимке, на черном небе появился рисунок облаков. Из почти полной темноты получилась неплохая городская фотозарисовка, с которой, пожалуй, не справилось бы абсолютное большинство других фотоаппаратов.
Мне понравилось, что фотоаппарат не старается задавить шум до состояния абсолютно гладкой картинки, лишенной деталей. Это я смогу сделать и сам в графическом редакторе. Зато даже при съемке на очень высоком ISO в кадре сохраняются и мелкие детали, и цвета.
Итоги первого съемочного дня
С Nikon Df я впервые за долгие годы испытал те же ощущения, что испытывал когда-то, снимая на пленочный Nikon F3. Ты подбираешь диафрагму не из соображений резкости кадра, а исключительно для обеспечения нужной тебе глубины резкости. Как и в случае с пленкой, тебя не волнует уровень шумов и цвет — с этим все будет в порядке. Ты просто фотографируешь… Зато в отличие от камер века прошлого Nikon Df может снимать практически в любых условиях, хоть в полной темноте без вспышки и штатива.