Вверх

Nikon D5300: неделя с экспертом

Дата публикации: 30.01.2014

Снимаем пейзаж на Nikon D5300

После первого знакомства с Nikon D5300 мне уже было понятно, что эта фотокамера просто создана для пейзажной съемки. Дело оставалось за малым — реализовать весь ее потенциал. Одного взгляда на барометр, а затем на завтрашний прогноз было достаточно, чтобы понять: утро грядущего дня будет красивым! Просидеть его дома никак нельзя. А значит, новая часть теста будет целиком и полностью посвящена съемке пейзажа!

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/200 с, 72.0 мм экв.Cкачать RAW

Еще с вечера я заряжаю до предела аккумулятор: сколько времени мне придется провести на морозе с камерой в руках сейчас угадать трудно. То же самое и с флешками: их я беру с собой с запасом. Чуть проще дела обстоят с оптикой. Имеющиеся в моем распоряжении фикс-объективы не отличаются широким углом обзора, а из зумов качеством каринки явно выделяется Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor. Его-то я и беру с собой. Светофильтры мне вряд ли пригодятся в этот раз, их я оставляю дома. Так что из фотобагажа у меня — только маленький рюкзачок с камерой и объективом. Когда он собран, остается завести будильник и отправляться спать: подъем предстоит за два часа до рассвета, чтобы успеть позавтракать и доехать до места съемки незадолго до восхода солнца.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/80 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

После долгой оттепели утренний двадцатиградусный мороз даже немного удивляет. Одеваться приходится максимально тепло. Зато на небе — ни облачка. А обильно выпавший на деревья иней еще до выезда на место съемки обещает интересные снимки. Я еду на давно присмотренное мною место — это речка Истра, которая даже в самые холодные зимы не замерзает. Она петляет среди живописных деревьев, а если повезет — над ней можно застать эффектный туман. За двадцать минут до восхода солнца я на месте, но снимать пока нечего: все залито невыразительным голубоватым предрассветным светом настолько равномерно, что найти какой-то акцент для будещего кадра просто невозможно. Начинается томительное ожидание. А не напутал ли я чего? А не затянет ли небо облаками к восходу? Через полчаса небо за рекой превращается из голубоватого в розовое. Уже лучше, чем ничего!

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/125 с, 82.0 мм экв.Cкачать RAW

Но главный сюрприз был еще впереди: когда солнце наконец выплыло из-за горизонта, оно оказалось совсем не там, где я рассчитывал его увидеть: высокий лесистый холм закрыл выбранную мною точку съемки от эффектных первых утренних лучей. Приходится совершать небольшой марш-бросок вдоль реки в поисках нового места.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/80 с, 39.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/40 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW

Наконец погоня за интересным кадров увенчивается успехом. Причем мне везет дважды: я застаю не только эффектный солнечный свет, но и удивительно живописный туман, который поднимается клубами от воды. Теперь только бегай по берегу и снимай! Камера настроена заблаговременно. ISO опущено до минимальных значений (света-то достаточно!), диафрагма прикрыта до f/8 (для обеспечения максимальной резкости объектива), съемку веду в RAW+JPG (традиционно мы показываем кадры без обработки, но вы можете скачать RAW и поработать с ним). А вот выдержку камера пусть подбирает сама: я снимаю в режиме приоритета диафрагмы.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/250 с, 82.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/640 с, 46.0 мм экв.Cкачать RAW

Но совсем расслабляться не приходится. Каждый кадр я отсматриваю на дисплее фотоаппарата (кстати, он отлично работает на двадцатиградусном морозе). Если с попаданием в резкость проблем никаких, то с экспозицией не все гладко. Некоторые снимки приходится переделывать, введя небольшую экспокоррекцию. Все же со столь сложным освещением на все сто процентов камера совладать не может.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/160 с, 82.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 180, F8, 1/80 с, 72.0 мм экв.Cкачать RAW

Когда дежурный набор сюжетов снят, начинаю искать какие-то крупные планы. И тут очень к месту приходится режим Live View: сухие заиндевевшие травинки смотрятся очень эффектно в контровом свете. Но ложиться на снег мне совсем не хочется, лучше сделать кадр, глядя на поворотный экран камеры, опущенной до самой земли.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/500 с, 82.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/200 с, 34.0 мм экв.Cкачать RAW

Во время съемки я постоянно держал включенным Active D-Lighting. Я уже привык, что в камерах Nikon эта функция работает предсказуемо и эффективно, спасая от небольших пересветов или провалов в тенях. Но мне захотелось проверить: а как камера снимет один и тот же сюжет с разными настройками? В контрастных сюжетах эта функция действительно помогает лучше проработать проблемные места (в данном случае — пересветы), во всяком случае при съемке в JPG.

Active D-Lighting отключен

Active D-Lighting отключен

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/250 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
Active D-Lighting: минимальное значение

Active D-Lighting: минимальное значение

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/320 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
Active D-Lighting: максимальное значение

Active D-Lighting: максимальное значение

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/400 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW

Есть и еще один способ съемки высококонтрастных сюжетов — режим HDR. Он доступен только при съемке в JPG, включается в меню камеры. К сожалению, для подобной съемки вам понадобится штатив. Если снимать с рук, последовательно сделанные кадры вряд ли точно совпадут… А камера автоматически их не совмещает. Получить идеальный результат с рук у меня не получилось.

Обычный снимок

Обычный снимок

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/250 с, 46.0 мм экв.
HDR-съемка

HDR-съемка

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/250 с, 48.0 мм экв.

Во время съемки я не отключал GPS в камере, так что почти в каждом кадре прописаны координаты места съемки (после включения датчик GPS находит спутники не сразу, а спустя минуту-другую, поэтому некоторые снимки лишены гео-меток). Так что вы можете посмотреть то место, где я снимал эти пейзажи, на карте. Во всяком случае, мой фоторедктор его без проблем увидел.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/500 с, 45.0 мм экв.Cкачать RAW

Итоги я подводил уже дома, сидя в тепле за компьютером. Во-первых, спасибо аккумулятору камеры — он не то что не сел, после полуторачасовой съемки на сильном морозе, он продолжал показывать полный заряд. Во-вторых, я остался доволен тем качеством изображения, которое удалось получить в JPG: хорошая проработка и светов, и теней; очень высокая детализация; приятные цвета. Повозившись с конвертацией RAW, я быстро понял, что мне хочется разве что баланс белого чуть поправить — слегка убрать пурпурный оттенок. В остальном же вариант JPG прямо из камеры близок к оптимальному. Снимки такого качества не стыдно распечатать большим форматом (не меньше 90 см по большей стороне) и повесить на стену. Nikon D5300 отлично зарекомендовал себя как инструмент фотографа-пейзажиста.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/80 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW
Дата публикации: 30.01.2014
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Съемка с недостаточным освещением»
Никита, 2019-04-22T09:55:43

Просмотрите фото на разных дисплеях. Можно на телевизоре. Вполне возможно, что дисплей не откалиброван и искажает основные цвета. Многое зависит от программы которой вы открываете свои фото. Пробуйте разные. Имейте ввиду в программах есть свои настройки резкости, гаммы, цветового пространства. Это не инструмент редактора, это настройки с просмоторщика. На 5300 АВТО работает хорошо. Но иногда синит или желтит. Попробуйте функцию предустановки ББ. Сфотографировав серую поверхность при общем свете.

Василий Быстрицкий, 2019-04-01T17:16:46

Имею никон д5300 кит 18-55. В каком случае я могу наводить объектив на резкость вручную (переключателя в объективе нет), чтобы не испортить камеру? Подскажите, пожалуйста.

Василий Быстрицкий, 2019-04-01T17:13:35

Имею NIKON D5300 Kit 18-55.

Yuriy Smirnov, 2019-01-28T16:34:32

Да, действительно, наверно не буду использовать АВТО...

Alexander Savochkin, 2019-01-27T19:47:58

Что делать? Для начала можно просто не пользоваться режимом АВТО, например, если есть другие режимы. Как правило, они ничем не хуже АВТО, а чаще всего лучше.

Камера вряд ли бракованная. Систематическая ошибка баланса белого встречается у большинства камер, чаще всего она невелика и в глаза не бросается, хотя бывают и исключения.

Ещё многое зависит от устройства воспроизведения и условий просмотра. Если у вас некалиброванный дисплей, особенно с TN-матрицей, и если вы смотрите при каком попало освещении, вы увидите то, что вам покажет монитор, а не то, что есть на самом деле.

Если не очень сложно, покажите, как выглядит у вас этот красный оттенок?

Yuriy Smirnov, 2019-01-27T18:22:25

Помогите советом, плз. Все фотки получаются с красным оттенком. Во всех режимах, кроме АВТО, удалось устранить с помощью "тонкой подстройки" в меню "баланс белого". В режиме же АВТО этот раздел закрыт. Что делать? Может у меня фотик бракованный?

Alexander Savochkin, 2018-09-29T17:09:08

Вероятнее всего сразу же, как только. :)

Robert, 2018-09-27T11:29:30

Скажите плиз , когда обзор d3500?

Alexander Savochkin, 2018-07-31T00:45:41

На мой вкус это немного странный подход. Может, лучше взять ещё одну а6000 (ну или на что там денег хватит из последующих моделей), и докупить к ней один раз переходник на байонет Canon EF. Получится практически так же прилично, зато не надо будет держать зоопарк зарядных устройств и аккумуляторов, плюс спотыкаться о привычки управления камерой.

С зеркалками ситуация такая. В целом чем новее и навороченнее, тем лучше, но вместо D5600 в принципе можно взять и D5300. Для статичных снимков в целом всё равно. С D3400 потеряете поворачивающийся экран и несколько более продвинутый автофокус, зато приобретёте чрезвычайную простоту управления — как-никак, камера для самых начинающих. С объективом 100-400 все эти камеры будут как насадка взамен крышки байонета по удобству, так что подумайте ещё про монопод.

Canon EOS 200D обладает способностью быстро и точно фокусироваться в режиме видеосъёмки и вообще при визировании по экрану, но сказать, что эта камера посеньёзнее — нельзя. В плане класса это что-то между Nikon D3400 и D5600: поворотный экран уже есть, но в автофокусе точек всё ещё 9.

KAA, 2018-07-27T14:35:15

Хочу взять вторую камеру, к Sony a6000, и в первую очередь использовать ее либо с телевиком, либо с универсалом. Приоритеты, пейзажи, всевозможные постройки или другие объекты на большом приближении.
Кандидаты:
Sigma 100-400mm f/5-6.3 DG OS HSM Contemporary Nikon F
Tamron 100-400mm f/4.5-6.3 Di VC USD (A035) Nikon F
Tamron 18-400mm f/3.5-6.3 Di II VC HLD (B028) Nikon F
Все эти объекты есть и для Canon.
Вопрос, кукую недорогую зеркалку лучше взять для этих целей?
Смотрю на Nikon D5300, но как вариант D3400 (много ли потеряю в этом случае), или D5600 (стоит ли переплачивать)? Или может на Canon 200D стоит посмотреть? Или на Canon посерьезней?

Alexander Savochkin, 2018-06-25T18:30:47

Бесстыжая цена у всех объективов кроме кэноновских, чего уж там. Никон, как я понимаю, упирает на полнокадровую технику для серьёзных людей, поэтому там сравнительно справедливо считают, что любителю достаточно 18-55 или 18-140. Может быть, они знают размер рынка покупателей такой оптики, и считают её производство нецелесообразным. Но не буду фантазировать.

Насчёт низких оценок в рейтингах не знаю. Мне их штатный 18-55 в любой версии очень нравится: за свою цену прекрасный объектив, да и не за свою цену тоже весьма неплохой.

Robert, 2018-06-25T16:50:57

нет,не одинаково.
я не спорю,что у d5300 плюшек больше в виде поворотного экрана,числа точек фокусировки и тд.
Сначала долю сомнения внес dxomark. Зная "объективность" их обзоров,я решил перепроверить через другие фотосайты. И везде,где я смотрел и сравнивал,d3400 снимал лучше,по крайней мере по 80% площади кадров
https://uploads.disquscdn.c...
или
https://www.dpreview.com/re...
ну да черт с ним.
В любом случае,d5300 в путешествие я бы не взял - он реально тяжелый. d3400 прям то,что доктор прописал,в руках лежит очень удобно. У меня скорее есть претензии к объективам от Никон: нет ничего подобного,как 10-18 мм или 24 мм от Кэнон например. И цена никоновских объективов бесстыжая. и самое печальное,что никакого развития в этом плане Никон не получает в последние годы. Их объективы получают низкие оценки в рейтингах. Тем не менее,Никон я очень люблю за его волшебные снимки

Alexander Savochkin, 2018-06-25T11:53:15

Хм. А как вы это определили? По формальным критериям если сравнивать, снимают они совершенно одинаково.

Robert, 2018-06-25T09:01:12

довольно странно,что d3400 снимает лучше d5300. да еще модель и дешевле,и меньше к тому же.

Андрей, 2018-06-20T20:06:53

Спасибо вам огромное!

Alexander Savochkin, 2018-06-20T11:32:57

Давайте начнём с того, что STM не лучше и не хуже VR, потому что STM — Stepping Motor, сиречь шаговый двигатель в приводе автофокуса, а VR — Vibration Reduction, по-нашему стабилизатор изображения. Как вы понимаете, это несравнимые узлы.

Продолжим же мы утверждением, что в создании изображения непосредственно участвуют только два компонента: объектив и сенсор. Материал корпуса, устройство видоискателя, тип и устройство датчиков автофокуса, количество и функциональность кнопок и т.п. в создании изображения не участвуют, и непосредственно на него не влияют. Вы собираетесь снимать статические сцены при хорошем освещении, для вас никакого значения не имеет, насколько камера простенькая или сложненькая, есть ли у неё откидной дисплей, и сколько она стоит. Важно только одно: какое изображение строит на сенсоре объектив, и как сенсор это изображение воспринимает.

С сенсорами одновременно просто и сложно. Просто потому, что два разных сенсора на 24 Мп дают практически неотличимые по детализации изображения. Неважно, есть там сглаживающий фильтр, или нет его, разницу заметит в лучшем случае ретушёр или инженер-фотограмметрист. Сложность же состоит в том, что сенсор не реализует максимум разрешающей способности во всём тоновом диапазоне, а только в светах и средних тонах.

С объективами тоже просто и сложно: из любого объектива можно вытащить максимум, на который он способен, но у разных объективов максимумы разные. Например, никоновский 18-105 выдаёт максимум разрешающей способности в положении 24 мм, а в интервале 70-105 заметно уступает дешёвому зуму Сигма 70-300. Причём по разрешающей способности оба эти объектива рядом не стояли с ещё более дешёвым макрообъективом Сигма 90/2,8. Портит картину только то, что макрообъективом снимать тот же пейзаж ну несколько неудобно, скажем так.

Кроме того, в конечном итоге успех сильно зависит от обработки изображений. Фотошопный плагин C3C Sharpness sweet (http://uni-vologda.ac.ru/~c... делает из чуть мыльной картинки чуть звенящую максимум за два прохода, а чаще даже за полтора. Плагин Nik Collection SEP (https://nikcollection.dxo.c... тоже прекрасно вытягивает детализацию и резкость: делаете им чёрно-белый слой поверх основного изображения и назначаете режим наложения Luminosity. Наконец, есть миллион вариантов штатными средствами фотошопа сделать всё, что нужно. Всё это, будучи использовано системно, с умом и пониманием, творит чудеса.

Подскажу ещё способ: снимите панорамой. В панораме 3х3 информации будет даже больше, чем вы сможете напечатать.

В общем, я к чему это всё: если вы собираетесь снимать пейзаж и цветы в высоком разрешении, вам плевать, какая конкретно камера у вас будет.

Андрей, 2018-06-20T09:46:25

Спасибо за подробный ответ! А на счёт конкретных аппаратов, я обратил внимание на два
Canon EOS 200D Kit 18-55mm IS STM или Nikon D5300 Kit 18-140mm VR
В никонд5300 нет сглаживающего фильтра и это хорошо, и объектив с бОльшим фокусным расстоянием, но и стоимость на 14т.р дороже чем санон, санон200д кажется более современным и в то же время более простеньким, хочется узнать ваше мнение конкретно по этим маркам и их объективам(из множества прочитанного сложилось впечатление, что STM лучше чем VR) и подскажите может есть ещё марки фотоаппаратов которые подходят к моим целям(и укладыватся в мой бюджет)) . Очень интересует ваше мнение.

Alexander Savochkin, 2018-06-19T21:33:23

На мой взгляд, лучшую детализацию даёт макрообъектив. Берите абсолютно любой, подходящий по типу байонета и фокусному расстоянию. Впрочем, штатные зумы тоже неплохи: достаточно прикрыть диафрагму до традиционных 7,1-9. Ничто не мешает взять подходящий для повышения резкости проявщик равов — можно DxO Optics Pro, можно RPP. Потом ничто не мешает повысить резкость в фотошопе. Если грамотно проделать всё это, картинки размером 6000х4000 вполне хватит на все случаи жизни. Если собираетесь печатать на холсте, вам много мегапикселей не нужно, а на бумаге нормальные люди носом снимки не расматривают. С нормального просмотрового расстояния в полторы диагонали картинки (в вашем случае это 162 см) никто никакую пиксельность не заметит.

Проще говоря, резкость повышать можно и нужно, но в реальности всем плевать. Ну и неплохо бы помнить, что никто не рассматривает фотографии с удовольствием только потому, что они резкие и детализированные. Вы ж не аэрофотосъёмкой занимаетесь.

Андрей, 2018-06-19T20:41:05

Снимать буду растения/цветы в "студии" и различные пейзажи. Условия предполагаются самые лучшие, то есть сьемка днём с хорошим светом не торопясь. Печатать на бумаге и холсте. Рассматривать в домашних условиях, то есть повесить изображение на стену. Зрители простые люди, но разные, со своими требованию к качеству. В общем планируется делать фотографии на печать постеров.

Я рассматриваю Canon EOS 200D Kit 18-55mm IS STM или Nikon D5300 Kit 18-140mm VR. Возможно есть ещё аппараты которые дадут большую детализацию снимков за эти деньги. И ещё вопрос насколько влияет объектив на детализацию?

Alexander Savochkin, 2018-06-19T19:36:22

Андрей! В теории вам сойдёт любой фотоаппарат, ибо постановка задачи растягивается как резиновый шарик. Давайте пойдём от печки: что снимать, в каких условиях, на чём печатать, в каких условиях рассматривать, кто зрители?

6e152eed f8b2 4bda 88ef 28bb671c728f