Вверх

Nikon D5300: неделя с экспертом

Съемка с недостаточным освещением

Съемка с недостаточным освещением — сложная задача для любой камеры, будь то компакт или зеркалка. Но как известна, сложная задача — не значит “нерешаемая”. Сегодня мы будем испытывать Nikon D5300 в условиях вечерней съемки. А заодно попытаемся выяснить, как получить с помощью этой камеры оптимальный результат.

<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span> - ISO 200, F5.6, 30 с, 18.0 мм экв., 9.0 МБ Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 30 с, 18.0 мм экв., 9.0 МБCкачать RAW

Если для человека темное время суток наступает после захода солнца, то для фотоаппарата — намного раньше. В облачный день, когда солнце скрыто за тучами, уже за час до заката на улице может потемнеть настолько, что фотоаппарату придется не легко: компакты с несветосильными объективами в такой ситуации уже могут дать неприемлемый результат. С зеркалками все обстоит намного лучше. Во-первых, их большая матрица позволяет вести съемку на больших значениях светочувствительности без видимого ущерба для кадра. Во-вторых, фотограф может использовать светосильную оптику, которая позволит сократить выдержку при съемке с рук и получить более резкие кадры. Мне сегодня в этом помогает AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED. Ради эксперимента я пробую сделать снимок в авторежиме: мне интересно, а что получится?

Съемка в авторежиме

Съемка в авторежиме

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/25 с, 25.0 мм экв., 7.0 МБCкачать RAW

Снимок получается: резкий, незашумленный, технически качественный… Но от оттенка облаков не осталось и следа, да и в целом освещение в кадре смотрится совсем не по-вечернему… Так что сегодня мы от авторежима в большинстве случаев откажемся, чтобы немного поиграть с настройками и получить лучший результат в конкретной ситуации. Снимая в режиме P или A, я ввожу небольшую отрицательную коррекцию, чтобы вернуть в кадр вечернее настроение. Кроме того, баланс белого ставлю вручную (пока не включили уличное освещение, отлично подойдет настройка для облачной погоды). Наконец, Picture Control я меняю со стандартного на яркий.

Вводим небольшую отрицательную коррекцию, меняем баланс  белого и Picture Control

Вводим небольшую отрицательную коррекцию, меняем баланс белого и Picture Control

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/100 с, 82.0 мм экв., 7.0 МБCкачать RAW

Значение светочувствительности при съемке с рук я традиционно отдаю на откуп автоматике. В Nikon D5300 настройка этой функции ничем не отличается от камеры-предшественницы. Можно задать не только диапазон чувствительности, но и указать приоритетное значение. Для более опытных фотографов есть возможность вручную ограничить максимальную выдержку. Но так как я планирую снимать на разные объективы и использовать разные фокусные расстояния, то оставляю эту настройку в положении “авто”. И меня вполне устраивает, как подбирает выдержку камера. Если есть возможность поднять ISO в небольших пределах и сократить выдержку — Nikon D5300 это сделает и тем самым позволит вам получить более резкий кадр. Если же ISO придется поднимать выше 800 единиц, то камера попытается найти баланс между длиной выдержки и светочувствительностью. Выдержка будет выставляться исходя из классического соотношения, когда ее значение в секундах обратно пропорционально фокусному расстоянию объектива с учетом кроп-фактора. Для съемки в широкоугольном положении выдержка будет длинее (а ISO — ниже), для телеположения — короче.

Для широкоугольного положения объектива выдержка будет длинее, а ISO ниже: автоматика работает корректно и предсказуемо

Для широкоугольного положения объектива выдержка будет длинее, а ISO ниже: автоматика работает корректно и предсказуемо

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/40 с, 39.0 мм экв., 7.0 МБCкачать RAW
В длиннофокусном положении автоматика сократит выдержку за счет увеличения ISO

В длиннофокусном положении автоматика сократит выдержку за счет увеличения ISO

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2.8, 1/60 с, 57.0 мм экв., 7.0 МБCкачать RAW

И тут кроется сложность для фотографа: если в кадре есть движущийся объект, а съемку вы ведете на широкоугольник, объект скорее всего будет не слишком резким.

Будьте осторожны при съемке движущихся объектов: камера рассчитывает экспопараметры для съемки статичных сюжетов. Корабль на моем снимке получился не совсем резким

Будьте осторожны при съемке движущихся объектов: камера рассчитывает экспопараметры для съемки статичных сюжетов. Корабль на моем снимке получился не совсем резким

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 720, F2.8, 1/40 с, 39.0 мм экв., 8.0 МБCкачать RAW

Впрочем, будьте готовы к тому, что нерезкость может возникнуть не только из-за движения в кадре. Чтобы получить идеально четкий снимко с рук, камеру нужно держать максимально неподвижно и крепко, лучше использовать упор под локти. Микросмаз из-за дрожания рук при съемке на 24-мегапиксельную матрицу дает о себе знать, особенно в случае применения нестабилизированной оптики (а наш объектив стабилизатора не имеет). Еще один фактор, снижающий детализацию снимка, — работа системы шумоподавления. Даже на относительно высоких ISO цветного шума вы не найдете, хотя каких-то три-четыре года назад для всех без исключения камер он был нормой. На снимках есть лишь легкий яркостной шум (отдельные более темные или более светлые точки). Но за такой результат приходится платить снижением резкости снимка на ISO выше 400 единиц. С повышением ISO начинается обмен: изначально очень высокое разрешение матрицы шаг за шагом обменивается на отсутствие шума в кадре. И по моему субъективному мнению примерно до ISO 3200 этот обмен явно в пользу фотографа.

На этом снимке при очень высоком ISO удалось соблюсти баланс между резкостью кадра и уровнем шума

На этом снимке при очень высоком ISO удалось соблюсти баланс между резкостью кадра и уровнем шума

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 2800, F2.8, 1/60 с, 48.0 мм экв., 8.0 МБCкачать RAW
<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span> - ISO 1800, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв., 12.0 МБ Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 1800, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв., 12.0 МБCкачать RAW
<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span> - ISO 400, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв., 10.0 МБ Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв., 10.0 МБCкачать RAW

Съемку я продолжаю с широкоугольным объективом AF-S DX Zoom-Nikkor 12-24mm f/4G IF-ED. Только теперь я ограничиваю максимальную выдержку 1/60 с. Эта модель также не имеет стабилизатора, а всю съемку я веду с рук. Но в городских джунглях для Nikon D5300 и объектива со светосилой f/4 света достаточно: камера варьирует ISO в пределах от 400 до 3600 единиц — отличная проверка потенциала камеры!

<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span> - ISO 3600, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв., 12.0 МБ Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 3600, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв., 12.0 МБCкачать RAW

Снимки при ISO 3600 мне уже не очень нравятся: изображение становится слишком “рыхлым”, теряются детали в тенях. С другой стороны, такие снимки вполне годятся для просмотра на экране, публикации в сети или даже печати небольшим форматом. Все недостатки изображения видны лишь при 100% увеличении.

<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span> - ISO 640, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв., 9.0 МБ Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв., 9.0 МБCкачать RAW

При ночной съемке я почти не вмешиваюсь в работу автоматики банаса белого. Меня вполне устраивает ее работа при искусственном освещении: оттенок ламп убирается не полностью, в кадре удается сохранить характер освещения.

<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span> - ISO 3600, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв., 12.0 МБ Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 3600, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв., 12.0 МБCкачать RAW

Но какие бы шикарные возможности по съемке с рук камера не обеспечивала, симая ночные и вечерние пейзажи, лучше применять штатив. Это позволит и ISO снизить до минимума, и смаза изображения избежать. Я специально сделал пару кадров с одной точки с использованием штатива и без него, чтобы показать разницу в результате съемки.

Съемка со штатива на низком ISO и с закрытой до f/8 диафрагмой дает отличный результат!

Съемка со штатива на низком ISO и с закрытой до f/8 диафрагмой дает отличный результат!

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 5 с, 39.0 мм экв., 7.0 МБCкачать RAW
Съемка с рук

Съемка с рук

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 2200, F2.8, 1/60 с, 25.0 мм экв., 8.0 МБCкачать RAW

Выводы

Nikon D5300 — типичный представитель современных многомегапиксельных камер. Если вы снимаете на низкой чувствительности, то огромное даже по современным меркам разрешение матрицы используется для того, чтобы обеспечить высокую детализацию изображения. Но не всегда у нас есть возможность снимать на низкой чувствительности. И тогда в игру вступает система шумоподавления: чем выше ISO, тем активнее ее действия. Детализация начинает снижаться шаг за шагом, но зато неприятного цветного шума в кадре не появляется даже при ISO 3200. А это значит, что любой зеленый новичок, снимающий в авторежиме, сможет получить достаточно качественный для демонстрации на экране кадр в тех условиях, где съемка с рук кажется практически невозможной. Впрочем, применения светосильной оптики и штативов никто не отменял. И если подойти к съемке с умом, то Nikon D5300 даже в самых сложных условиях способен выдать бескомпромиссный результат.

Где купить Nikon D5300


Опубликовано: 30.01.2014

Обсудить
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов
Опубликовано 30.01.2014

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Alexander Savochkin, 2017-11-19T18:52:52

Отдельно он дороговат, как мне кажется. Да и сначала стоит подумать, нужно ли вам платить за этот диапазон фокусных расстояний, часто ли вы их вам не хватает? Может, лучше взять AF-S DX 16-85/3.5-5.6 G ED VR, а может что-то ещё. Лучше под задачу подбирать.

Yuliya.8.7, 2017-11-19T14:16:49

Добрый день. Георгий, насколько будет целесообразно купить объектив 18-140 VR отдельно к камере Nikon D5300 15 - 55 vr kit ?

Yuliya.8.7, 2017-11-19T14:10:56

Спасибо за Ваше мнение)))) В итоге был куплен Nikon D5300 18 - 55 kit т.к. бюджет был 40 т.р. Но!!! Я в восторге от самой камеры, как она "ловит" моего ребенка как раз в те моменты, которые хочется оставить в памяти на фото)))

Александр, 2017-11-07T22:13:59

А я вот год назад взял вариант 2 и совсем не жалею...у 105 - зум почти 6, у 140 - почти 8, также у 18-140 металлический байонет (у 18-105 - пластиковый), да и лишнее фокусное - не помешает))) Это лично мое мнение.

Георгий Полицарнов, 2017-10-18T08:20:53

Для начала этой камеры точно хватит! D5500/D5600 являются развитием этой линейки. Они совершеннее в мелочах, но в целом дарят примерно те же возможности.

Ульяна, 2017-10-18T08:09:21

Добрый день. Я новачок, покупаю первую зеркалку(опыт пользования зеркалками имеется). В будущем хотела б заниматься фотографией. Нужна универсальная камера для путешествий и подальшего развития. Скажите, пожалуйста, хватит ли на первое время d5300 +18-105VR, или лучше переплатить за более новые модели d5500/5600?

Yuliya.8.7, 2017-09-22T15:01:00

Спасибо Вам за помощь.

Георгий Полицарнов, 2017-09-21T16:47:42

18-135 нужно покупать в ките, отдельно он выйдет сильно дороже!

Из данного набора оптимальный комплект по соотношению цена/качество — это №1.

Yuliya.8.7, 2017-09-21T15:24:05

Добрый вечер. Подскажите, что будет правильнее приобрести новичку: 1) Nikon D5300+18-105 VR 2) Nikon D530018-140 VR или 3) CANON EOS 750D EF-S 18-55 IS STM( и в дальнейшем, как освою фото-премудрости, прикупить 18-135 is stm).

Alexander Savochkin, 2017-09-10T19:37:52

Воспользуйтесь советом в соседнем обсуждении: https://prophotos.ru/review...

Альбина, 2017-09-10T16:25:49

Здравствуйте! Я - новичок. Планирую приобрести фотоаппарат для работы - репортажная съемка, возможно видео. Не могу определиться между Nikon D5300+18-140 VR и D5600+18-55 VR. Очень нужен Ваш совет. Помогите, пожалуйста)

Alexander Savochkin, 2017-08-09T13:18:30

Соотношение сторон там всё-таки не 4:3, а 3:2, то есть несколько более вытянутое. Тем не менее, в настройках экрана есть показ рамок по формату 16:9, поэтому можете в ответственных случаях снимать с рамками, а потом просто обрезать снимки в любом редакторе. Это лишняя операция, но почему бы нет, если вам нужнее 16:9?

Справедливости ради, формат 16:9 не слишком удобен для фотографии, и в фотоаппаратах за редким исключением практически не применяется.

Георгий Полицарнов, 2017-08-09T08:35:24

Дело в том, что эта камера все же для снимков, снимаемых для печати. А там другое соотношение сторон принято за стандарт.

Merion Lambert, 2017-08-08T17:54:30

Плохо(( На дворе XXI век, а снимки как на ламповый монитор современным фотоаппаратом. Я расстроен (((

Георгий Полицарнов, 2017-08-08T08:41:25

Скорее всего, такой возможности нет.

Merion Lambert, 2017-08-08T08:30:41

Здравствуйте! Есть ли возможность сменить соотношение сторон с 4:3 на 16:9? В моём старом Nikon P500 (ультразум) была такая возможность. У меня Nikon D5300. Всё меню облазил, не нашёл((( У меня широкоформатный монитор и квадратные фото вообще не кстати. Был в Чехии пол года, в Праге побывал, на гору Ештед съездил, а приехал домой, оказалось снимки квадратные, очень печально было. Спасибо за ответ!

Александр Савочкин, 2017-06-17T04:56:01

Для съёмки архитектуры и интерьеров Tokina чуть предпочительнее по характеристикам. Для семейных праздников трудно сказать что лучше: объективов специально для семейных праздников не существует, и фотограф на таких съёмках волен сам выбирать, как и чем снимать. Если подойти к съёмке творчески, можно обойтись объективом 18-55, если творчески, но другим способом — отлично сработает 11-16, а если так же творчески, но третьим способом — сгодится какой-нибудь ещё объектив. Если вам не хочется менять объектив на камере, не меняйте — нет ведь обязанности снимать всё строго с какого-то определённого расстояния или в определённом ракурсе. Можно подойти поближе, лечь на пол, забраться на стуле под потолок, сделать что угодно ещё. Вам ничто не мешает фотографировать домашние праздники любым объективом.

Natalja, 2017-06-16T22:24:16

Спасибо за ответ. В магазине предложили Nikon 10-24mm f/3.5-4.5G ED AF-S DX Nikkor для работы, а таким только помещения, архитектуру можно фотографировать? Или же можно и домашние праздники, если 24 мм? И какой лучше Tokina или Nikkkor?

Александр Савочкин, 2017-06-16T09:37:38

Про объективы: их лучше разделить — Никкор 18-55 для дома, Токину 11-16 — для работы. Одним объективом скорее всего не удастся покрыти все потребности, поскольку требования к объективу для вашей работы слишком уж отличаются от требований к объективу общего назначения.

Про вспышку: Метц делает неплохие вспышки, но родная SB-700 в вашей ситуации лучше в силу полного и гарантированного отсутствия проблем с совместимостью вспышки с камерой.

Natalja, 2017-06-15T21:15:28

Здравствуйте, у меня Nikon D5200 Kit 18-55 VR, уже чуть больше двух лет. Сломалась вспышка встроенная, в помещениях невозможно сделать нормальные фото- тёмные. Мастер по ремонту посоветовал купить внешнюю, фирмы Metz, так как подешевле никоновских. Почитала отзывы о них, как-то не особо ...Думаю купить вспышку SB-700. Что посоветуете? И объектив хочу приобрести. Для работы, делаю фото недвижимости, хочется пошире угол и для семьи, домашние фото, праздники. Конечно, профессионалам нужны разные объективы. Где-то читала о таком Tokina AT-X 116 Pro DX II, но это похоже только для работы. Можете посоветовать, может есть универсальный объектив и для работы и для семьи, или всё-таки нужны отдельные? Может других фирм, не очень дорогие. Заранее, спасибо.

A506189f f3b3 41e5 a0a0 899a42cf034f