Вверх

Nikon D5300: неделя с экспертом

Дата публикации: 30.01.2014

Съемка с недостаточным освещением

Съемка с недостаточным освещением — сложная задача для любой камеры, будь то компакт или зеркалка. Но как известна, сложная задача — не значит “нерешаемая”. Сегодня мы будем испытывать Nikon D5300 в условиях вечерней съемки. А заодно попытаемся выяснить, как получить с помощью этой камеры оптимальный результат.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 30 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW

Если для человека темное время суток наступает после захода солнца, то для фотоаппарата — намного раньше. В облачный день, когда солнце скрыто за тучами, уже за час до заката на улице может потемнеть настолько, что фотоаппарату придется не легко: компакты с несветосильными объективами в такой ситуации уже могут дать неприемлемый результат. С зеркалками все обстоит намного лучше. Во-первых, их большая матрица позволяет вести съемку на больших значениях светочувствительности без видимого ущерба для кадра. Во-вторых, фотограф может использовать светосильную оптику, которая позволит сократить выдержку при съемке с рук и получить более резкие кадры. Мне сегодня в этом помогает AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED. Ради эксперимента я пробую сделать снимок в авторежиме: мне интересно, а что получится?

Съемка в авторежиме

Съемка в авторежиме

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/25 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW

Снимок получается: резкий, незашумленный, технически качественный… Но от оттенка облаков не осталось и следа, да и в целом освещение в кадре смотрится совсем не по-вечернему… Так что сегодня мы от авторежима в большинстве случаев откажемся, чтобы немного поиграть с настройками и получить лучший результат в конкретной ситуации. Снимая в режиме P или A, я ввожу небольшую отрицательную коррекцию, чтобы вернуть в кадр вечернее настроение. Кроме того, баланс белого ставлю вручную (пока не включили уличное освещение, отлично подойдет настройка для облачной погоды). Наконец, Picture Control я меняю со стандартного на яркий.

Вводим небольшую отрицательную коррекцию, меняем баланс  белого и Picture Control

Вводим небольшую отрицательную коррекцию, меняем баланс белого и Picture Control

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/100 с, 82.0 мм экв.Cкачать RAW

Значение светочувствительности при съемке с рук я традиционно отдаю на откуп автоматике. В Nikon D5300 настройка этой функции ничем не отличается от камеры-предшественницы. Можно задать не только диапазон чувствительности, но и указать приоритетное значение. Для более опытных фотографов есть возможность вручную ограничить максимальную выдержку. Но так как я планирую снимать на разные объективы и использовать разные фокусные расстояния, то оставляю эту настройку в положении “авто”. И меня вполне устраивает, как подбирает выдержку камера. Если есть возможность поднять ISO в небольших пределах и сократить выдержку — Nikon D5300 это сделает и тем самым позволит вам получить более резкий кадр. Если же ISO придется поднимать выше 800 единиц, то камера попытается найти баланс между длиной выдержки и светочувствительностью. Выдержка будет выставляться исходя из классического соотношения, когда ее значение в секундах обратно пропорционально фокусному расстоянию объектива с учетом кроп-фактора. Для съемки в широкоугольном положении выдержка будет длинее (а ISO — ниже), для телеположения — короче.

Для широкоугольного положения объектива выдержка будет длинее, а ISO ниже: автоматика работает корректно и предсказуемо

Для широкоугольного положения объектива выдержка будет длинее, а ISO ниже: автоматика работает корректно и предсказуемо

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/40 с, 39.0 мм экв.Cкачать RAW
В длиннофокусном положении автоматика сократит выдержку за счет увеличения ISO

В длиннофокусном положении автоматика сократит выдержку за счет увеличения ISO

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2.8, 1/60 с, 57.0 мм экв.Cкачать RAW

И тут кроется сложность для фотографа: если в кадре есть движущийся объект, а съемку вы ведете на широкоугольник, объект скорее всего будет не слишком резким.

Будьте осторожны при съемке движущихся объектов: камера рассчитывает экспопараметры для съемки статичных сюжетов. Корабль на моем снимке получился не совсем резким

Будьте осторожны при съемке движущихся объектов: камера рассчитывает экспопараметры для съемки статичных сюжетов. Корабль на моем снимке получился не совсем резким

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 720, F2.8, 1/40 с, 39.0 мм экв.Cкачать RAW

Впрочем, будьте готовы к тому, что нерезкость может возникнуть не только из-за движения в кадре. Чтобы получить идеально четкий снимко с рук, камеру нужно держать максимально неподвижно и крепко, лучше использовать упор под локти. Микросмаз из-за дрожания рук при съемке на 24-мегапиксельную матрицу дает о себе знать, особенно в случае применения нестабилизированной оптики (а наш объектив стабилизатора не имеет). Еще один фактор, снижающий детализацию снимка, — работа системы шумоподавления. Даже на относительно высоких ISO цветного шума вы не найдете, хотя каких-то три-четыре года назад для всех без исключения камер он был нормой. На снимках есть лишь легкий яркостной шум (отдельные более темные или более светлые точки). Но за такой результат приходится платить снижением резкости снимка на ISO выше 400 единиц. С повышением ISO начинается обмен: изначально очень высокое разрешение матрицы шаг за шагом обменивается на отсутствие шума в кадре. И по моему субъективному мнению примерно до ISO 3200 этот обмен явно в пользу фотографа.

На этом снимке при очень высоком ISO удалось соблюсти баланс между резкостью кадра и уровнем шума

На этом снимке при очень высоком ISO удалось соблюсти баланс между резкостью кадра и уровнем шума

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 2800, F2.8, 1/60 с, 48.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 1800, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW

Съемку я продолжаю с широкоугольным объективом AF-S DX Zoom-Nikkor 12-24mm f/4G IF-ED. Только теперь я ограничиваю максимальную выдержку 1/60 с. Эта модель также не имеет стабилизатора, а всю съемку я веду с рук. Но в городских джунглях для Nikon D5300 и объектива со светосилой f/4 света достаточно: камера варьирует ISO в пределах от 400 до 3600 единиц — отличная проверка потенциала камеры!

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 3600, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW

Снимки при ISO 3600 мне уже не очень нравятся: изображение становится слишком “рыхлым”, теряются детали в тенях. С другой стороны, такие снимки вполне годятся для просмотра на экране, публикации в сети или даже печати небольшим форматом. Все недостатки изображения видны лишь при 100% увеличении.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW

При ночной съемке я почти не вмешиваюсь в работу автоматики банаса белого. Меня вполне устраивает ее работа при искусственном освещении: оттенок ламп убирается не полностью, в кадре удается сохранить характер освещения.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 3600, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW

Но какие бы шикарные возможности по съемке с рук камера не обеспечивала, симая ночные и вечерние пейзажи, лучше применять штатив. Это позволит и ISO снизить до минимума, и смаза изображения избежать. Я специально сделал пару кадров с одной точки с использованием штатива и без него, чтобы показать разницу в результате съемки.

Съемка со штатива на низком ISO и с закрытой до f/8 диафрагмой дает отличный результат!

Съемка со штатива на низком ISO и с закрытой до f/8 диафрагмой дает отличный результат!

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 5 с, 39.0 мм экв.Cкачать RAW
Съемка с рук

Съемка с рук

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 2200, F2.8, 1/60 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW

Выводы

Nikon D5300 — типичный представитель современных многомегапиксельных камер. Если вы снимаете на низкой чувствительности, то огромное даже по современным меркам разрешение матрицы используется для того, чтобы обеспечить высокую детализацию изображения. Но не всегда у нас есть возможность снимать на низкой чувствительности. И тогда в игру вступает система шумоподавления: чем выше ISO, тем активнее ее действия. Детализация начинает снижаться шаг за шагом, но зато неприятного цветного шума в кадре не появляется даже при ISO 3200. А это значит, что любой зеленый новичок, снимающий в авторежиме, сможет получить достаточно качественный для демонстрации на экране кадр в тех условиях, где съемка с рук кажется практически невозможной. Впрочем, применения светосильной оптики и штативов никто не отменял. И если подойти к съемке с умом, то Nikon D5300 даже в самых сложных условиях способен выдать бескомпромиссный результат.

Дата публикации: 30.01.2014
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Nikon D5300 с китовым объективом: на что он способен?»
Георгий Полицарнов, 2019-09-06T08:18:00

Снимать на D5300 будет приятнее, факт. Но камеры одного класса, просто разного возраста.

Вениамин, 2019-09-06T07:53:58

Стоит сегодня переходить с D5100 на D5300?

Robert, 2019-07-11T19:08:51

да....вы только взгляните на эти raw! камере 5,5 лет,а даст прикурить многим беззеркалкам по части фото и дважды кропу точно. Просто удивительно видеть от Никона выпуск d3500 - минус 100 шагов назад по сравнению с этой камерой.
d5300 - камера увесистая, но ради таких фото я прощаю этот недостаток Никону) зато с эргономикой всё в порядке и держать удобно

Георгий Полицарнов, 2019-07-08T06:33:10

Да, стоит. Если цель стоит сэкономить, это одно из самых удачных решений. Камера не новая, но не устаревшая морально. Только будьте готовы прочитать инструкцию.

Руслан Мижибецкий, 2019-07-05T20:05:44

А я думал вы сотрудничаете только с Canon?) Просто видел ваши обзоры обьективов canon)

Вик Тория, 2019-07-02T09:00:36

Пожалуйста помогите с советом. Для начинающего фотографа (только начинаем фотографировать) хотим приобрести Зеркальный фотоаппарат Nikon D5300 Kit 18-140 VR. Стоит ли его брать или можете посоветовать что то лучше? или взять Зеркальная камера Nikon D5600 kit с таким же обьективом
Заранее спасибо

Вик Тория, 2019-07-02T08:44:26

Пожалуйста помогите с советом. Для начинающего фотографа (только начинаем фотографировать) хотим приобрести Зеркальный фотоаппарат Nikon D5300 Kit 18-140 VR. Стоит ли его брать или можете посоветовать что то лучше?
Заранее спасибо

Чувствую, 2019-06-19T16:49:49

Спасибо буду брать d5300,как и планировал

Георгий Полицарнов, 2019-06-19T14:53:51

Да, для Ваших целей и потребностей это оптимальный выбор.

Чувствую, 2019-06-19T14:48:36

Здравствуйте ,актульно брать для начала d5300 в 2019 или присмотреться к d3500,но на худой конец ещё рассматриваю canon 200d,фото в основном пейзаж ,охота(фото конечно),архитектура.Пока лидирует d5300(он дешёвый)39 точек,нет фильтра,и можно оптику докупить на вторичке(никоновскую имею в виду) её там много,что посоветуете?

Никита, 2019-04-22T09:55:43

Просмотрите фото на разных дисплеях. Можно на телевизоре. Вполне возможно, что дисплей не откалиброван и искажает основные цвета. Многое зависит от программы которой вы открываете свои фото. Пробуйте разные. Имейте ввиду в программах есть свои настройки резкости, гаммы, цветового пространства. Это не инструмент редактора, это настройки с просмоторщика. На 5300 АВТО работает хорошо. Но иногда синит или желтит. Попробуйте функцию предустановки ББ. Сфотографировав серую поверхность при общем свете.

Василий Быстрицкий, 2019-04-01T17:16:46

Имею никон д5300 кит 18-55. В каком случае я могу наводить объектив на резкость вручную (переключателя в объективе нет), чтобы не испортить камеру? Подскажите, пожалуйста.

Василий Быстрицкий, 2019-04-01T17:13:35

Имею NIKON D5300 Kit 18-55.

Yuriy Smirnov, 2019-01-28T16:34:32

Да, действительно, наверно не буду использовать АВТО...

Alexander Savochkin, 2019-01-27T19:47:58

Что делать? Для начала можно просто не пользоваться режимом АВТО, например, если есть другие режимы. Как правило, они ничем не хуже АВТО, а чаще всего лучше.

Камера вряд ли бракованная. Систематическая ошибка баланса белого встречается у большинства камер, чаще всего она невелика и в глаза не бросается, хотя бывают и исключения.

Ещё многое зависит от устройства воспроизведения и условий просмотра. Если у вас некалиброванный дисплей, особенно с TN-матрицей, и если вы смотрите при каком попало освещении, вы увидите то, что вам покажет монитор, а не то, что есть на самом деле.

Если не очень сложно, покажите, как выглядит у вас этот красный оттенок?

Yuriy Smirnov, 2019-01-27T18:22:25

Помогите советом, плз. Все фотки получаются с красным оттенком. Во всех режимах, кроме АВТО, удалось устранить с помощью "тонкой подстройки" в меню "баланс белого". В режиме же АВТО этот раздел закрыт. Что делать? Может у меня фотик бракованный?

Alexander Savochkin, 2018-09-29T17:09:08

Вероятнее всего сразу же, как только. :)

Robert, 2018-09-27T11:29:30

Скажите плиз , когда обзор d3500?

Alexander Savochkin, 2018-07-31T00:45:41

На мой вкус это немного странный подход. Может, лучше взять ещё одну а6000 (ну или на что там денег хватит из последующих моделей), и докупить к ней один раз переходник на байонет Canon EF. Получится практически так же прилично, зато не надо будет держать зоопарк зарядных устройств и аккумуляторов, плюс спотыкаться о привычки управления камерой.

С зеркалками ситуация такая. В целом чем новее и навороченнее, тем лучше, но вместо D5600 в принципе можно взять и D5300. Для статичных снимков в целом всё равно. С D3400 потеряете поворачивающийся экран и несколько более продвинутый автофокус, зато приобретёте чрезвычайную простоту управления — как-никак, камера для самых начинающих. С объективом 100-400 все эти камеры будут как насадка взамен крышки байонета по удобству, так что подумайте ещё про монопод.

Canon EOS 200D обладает способностью быстро и точно фокусироваться в режиме видеосъёмки и вообще при визировании по экрану, но сказать, что эта камера посеньёзнее — нельзя. В плане класса это что-то между Nikon D3400 и D5600: поворотный экран уже есть, но в автофокусе точек всё ещё 9.

KAA, 2018-07-27T14:35:15

Хочу взять вторую камеру, к Sony a6000, и в первую очередь использовать ее либо с телевиком, либо с универсалом. Приоритеты, пейзажи, всевозможные постройки или другие объекты на большом приближении.
Кандидаты:
Sigma 100-400mm f/5-6.3 DG OS HSM Contemporary Nikon F
Tamron 100-400mm f/4.5-6.3 Di VC USD (A035) Nikon F
Tamron 18-400mm f/3.5-6.3 Di II VC HLD (B028) Nikon F
Все эти объекты есть и для Canon.
Вопрос, кукую недорогую зеркалку лучше взять для этих целей?
Смотрю на Nikon D5300, но как вариант D3400 (много ли потеряю в этом случае), или D5600 (стоит ли переплачивать)? Или может на Canon 200D стоит посмотреть? Или на Canon посерьезней?

B12e6ddb 0609 4335 90cb 3337480cde7d