Вверх

Nikon D5300: неделя с экспертом

Дата публикации: 30.01.2014

Съемка с недостаточным освещением

Съемка с недостаточным освещением — сложная задача для любой камеры, будь то компакт или зеркалка. Но как известна, сложная задача — не значит “нерешаемая”. Сегодня мы будем испытывать Nikon D5300 в условиях вечерней съемки. А заодно попытаемся выяснить, как получить с помощью этой камеры оптимальный результат.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 30 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW

Если для человека темное время суток наступает после захода солнца, то для фотоаппарата — намного раньше. В облачный день, когда солнце скрыто за тучами, уже за час до заката на улице может потемнеть настолько, что фотоаппарату придется не легко: компакты с несветосильными объективами в такой ситуации уже могут дать неприемлемый результат. С зеркалками все обстоит намного лучше. Во-первых, их большая матрица позволяет вести съемку на больших значениях светочувствительности без видимого ущерба для кадра. Во-вторых, фотограф может использовать светосильную оптику, которая позволит сократить выдержку при съемке с рук и получить более резкие кадры. Мне сегодня в этом помогает AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED. Ради эксперимента я пробую сделать снимок в авторежиме: мне интересно, а что получится?

Съемка в авторежиме

Съемка в авторежиме

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/25 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW

Снимок получается: резкий, незашумленный, технически качественный… Но от оттенка облаков не осталось и следа, да и в целом освещение в кадре смотрится совсем не по-вечернему… Так что сегодня мы от авторежима в большинстве случаев откажемся, чтобы немного поиграть с настройками и получить лучший результат в конкретной ситуации. Снимая в режиме P или A, я ввожу небольшую отрицательную коррекцию, чтобы вернуть в кадр вечернее настроение. Кроме того, баланс белого ставлю вручную (пока не включили уличное освещение, отлично подойдет настройка для облачной погоды). Наконец, Picture Control я меняю со стандартного на яркий.

Вводим небольшую отрицательную коррекцию, меняем баланс  белого и Picture Control

Вводим небольшую отрицательную коррекцию, меняем баланс белого и Picture Control

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/100 с, 82.0 мм экв.Cкачать RAW

Значение светочувствительности при съемке с рук я традиционно отдаю на откуп автоматике. В Nikon D5300 настройка этой функции ничем не отличается от камеры-предшественницы. Можно задать не только диапазон чувствительности, но и указать приоритетное значение. Для более опытных фотографов есть возможность вручную ограничить максимальную выдержку. Но так как я планирую снимать на разные объективы и использовать разные фокусные расстояния, то оставляю эту настройку в положении “авто”. И меня вполне устраивает, как подбирает выдержку камера. Если есть возможность поднять ISO в небольших пределах и сократить выдержку — Nikon D5300 это сделает и тем самым позволит вам получить более резкий кадр. Если же ISO придется поднимать выше 800 единиц, то камера попытается найти баланс между длиной выдержки и светочувствительностью. Выдержка будет выставляться исходя из классического соотношения, когда ее значение в секундах обратно пропорционально фокусному расстоянию объектива с учетом кроп-фактора. Для съемки в широкоугольном положении выдержка будет длинее (а ISO — ниже), для телеположения — короче.

Для широкоугольного положения объектива выдержка будет длинее, а ISO ниже: автоматика работает корректно и предсказуемо

Для широкоугольного положения объектива выдержка будет длинее, а ISO ниже: автоматика работает корректно и предсказуемо

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/40 с, 39.0 мм экв.Cкачать RAW
В длиннофокусном положении автоматика сократит выдержку за счет увеличения ISO

В длиннофокусном положении автоматика сократит выдержку за счет увеличения ISO

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2.8, 1/60 с, 57.0 мм экв.Cкачать RAW

И тут кроется сложность для фотографа: если в кадре есть движущийся объект, а съемку вы ведете на широкоугольник, объект скорее всего будет не слишком резким.

Будьте осторожны при съемке движущихся объектов: камера рассчитывает экспопараметры для съемки статичных сюжетов. Корабль на моем снимке получился не совсем резким

Будьте осторожны при съемке движущихся объектов: камера рассчитывает экспопараметры для съемки статичных сюжетов. Корабль на моем снимке получился не совсем резким

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 720, F2.8, 1/40 с, 39.0 мм экв.Cкачать RAW

Впрочем, будьте готовы к тому, что нерезкость может возникнуть не только из-за движения в кадре. Чтобы получить идеально четкий снимко с рук, камеру нужно держать максимально неподвижно и крепко, лучше использовать упор под локти. Микросмаз из-за дрожания рук при съемке на 24-мегапиксельную матрицу дает о себе знать, особенно в случае применения нестабилизированной оптики (а наш объектив стабилизатора не имеет). Еще один фактор, снижающий детализацию снимка, — работа системы шумоподавления. Даже на относительно высоких ISO цветного шума вы не найдете, хотя каких-то три-четыре года назад для всех без исключения камер он был нормой. На снимках есть лишь легкий яркостной шум (отдельные более темные или более светлые точки). Но за такой результат приходится платить снижением резкости снимка на ISO выше 400 единиц. С повышением ISO начинается обмен: изначально очень высокое разрешение матрицы шаг за шагом обменивается на отсутствие шума в кадре. И по моему субъективному мнению примерно до ISO 3200 этот обмен явно в пользу фотографа.

На этом снимке при очень высоком ISO удалось соблюсти баланс между резкостью кадра и уровнем шума

На этом снимке при очень высоком ISO удалось соблюсти баланс между резкостью кадра и уровнем шума

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 2800, F2.8, 1/60 с, 48.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 1800, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW

Съемку я продолжаю с широкоугольным объективом AF-S DX Zoom-Nikkor 12-24mm f/4G IF-ED. Только теперь я ограничиваю максимальную выдержку 1/60 с. Эта модель также не имеет стабилизатора, а всю съемку я веду с рук. Но в городских джунглях для Nikon D5300 и объектива со светосилой f/4 света достаточно: камера варьирует ISO в пределах от 400 до 3600 единиц — отличная проверка потенциала камеры!

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 3600, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW

Снимки при ISO 3600 мне уже не очень нравятся: изображение становится слишком “рыхлым”, теряются детали в тенях. С другой стороны, такие снимки вполне годятся для просмотра на экране, публикации в сети или даже печати небольшим форматом. Все недостатки изображения видны лишь при 100% увеличении.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW

При ночной съемке я почти не вмешиваюсь в работу автоматики банаса белого. Меня вполне устраивает ее работа при искусственном освещении: оттенок ламп убирается не полностью, в кадре удается сохранить характер освещения.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 3600, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW

Но какие бы шикарные возможности по съемке с рук камера не обеспечивала, симая ночные и вечерние пейзажи, лучше применять штатив. Это позволит и ISO снизить до минимума, и смаза изображения избежать. Я специально сделал пару кадров с одной точки с использованием штатива и без него, чтобы показать разницу в результате съемки.

Съемка со штатива на низком ISO и с закрытой до f/8 диафрагмой дает отличный результат!

Съемка со штатива на низком ISO и с закрытой до f/8 диафрагмой дает отличный результат!

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 5 с, 39.0 мм экв.Cкачать RAW
Съемка с рук

Съемка с рук

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 2200, F2.8, 1/60 с, 25.0 мм экв.Cкачать RAW

Выводы

Nikon D5300 — типичный представитель современных многомегапиксельных камер. Если вы снимаете на низкой чувствительности, то огромное даже по современным меркам разрешение матрицы используется для того, чтобы обеспечить высокую детализацию изображения. Но не всегда у нас есть возможность снимать на низкой чувствительности. И тогда в игру вступает система шумоподавления: чем выше ISO, тем активнее ее действия. Детализация начинает снижаться шаг за шагом, но зато неприятного цветного шума в кадре не появляется даже при ISO 3200. А это значит, что любой зеленый новичок, снимающий в авторежиме, сможет получить достаточно качественный для демонстрации на экране кадр в тех условиях, где съемка с рук кажется практически невозможной. Впрочем, применения светосильной оптики и штативов никто не отменял. И если подойти к съемке с умом, то Nikon D5300 даже в самых сложных условиях способен выдать бескомпромиссный результат.

Дата публикации: 30.01.2014
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Nikon D5300 с китовым объективом: на что он способен?»
Robert, 2018-04-21T18:02:25

тебе Олимпус проплатил? и сколько все это чудо вместе с твоими не китовыми объективами обойдется?
фотограф теоретик через дефис пишется,грамотей

Игорь, 2018-04-21T18:00:37

Судя по вашему посту вы и в руках этот фотоаппарат не держали-пост по раздражению, а не по делу. Для высокой чувствительности и никон (в комнате, школе и пр. сойдет), а на природе чувствительность большая не нужна. Вы-фотограф теоретик))). Соня, а у вас она есть, и как с объективами? А 14-42 приобрести с аппаратом только вы догадались бы. Его никто не покупает-сразу берут нормальные светосильные которых в системе немало-соне и не снилось. Для видео-панас. Да о чем я теоретику))

Alexander Savochkin, 2018-04-21T12:32:36

Я тут должен напомнить, что фото серии "всегда с собой" мы всё-таки ценим не за техническое качество, а за эмоции и воспоминания. Вспомните, какая ерунда выходила из минилабов после печати с плёнок, снятых мыльницами. А спустя время оказывается, что лучшая фотография не та, что резкая и с правильными цветами, а та, что вообще есть. В этом отношении печатать фотки с телефона куда важнее, чем хранить снимки сотой рэксы в облаке.

Robert, 2018-04-21T11:44:08

поздравляю,дважды кропнутая матрица против 1.5 d5300. экран неповоротный, выше iso 800 шумит, видео после Sony & panasonic шляпное.,аккумулятор не очень, китовый объектив 14-42mm с отвратительными оптическими свойствами,цена как у d5300. зато всегда с собой... а потом домой приходишь и ужасаешься,какие отвратные фотки получились. фото с вами останется навсегда, а зеркалку потаскать совсем немного нужно. а для случаев "всегда с собой" есть смартфон уровня galaxy s7 либо сотая рэкса

Alexander Savochkin, 2018-04-06T20:02:55

Если следовать принципу советовать самую новую камеру, тогда лучше EOS 200D.

alex-ataman@*******, 2018-04-06T17:11:27

помогите выбрать между Nikon D5300 и canon 200d ломаю голову ....

Alexander Savochkin, 2018-03-30T00:32:17

Владимир! Насколько удалось понять, вся новизна функции съёмки таймлапса в D5600 сводится к тому, что камера сама собирает снимки в видеофайл, но делает их традиционным для себя способом, щёлкая затвором. Это не то, что вам нужно. Для интервальной съёмки целесообразнее купить камеру с электронным затвором. Это может быть и Sony a6300, и камеры Olympus и Panasonic.

Владимир, 2018-03-29T21:38:34

Не могу принять решения между Никон 5300 и 5600 пока с китом 18-105,в на будущее что то светлее и телезум 70-300.Пейзажи и таймлапсы для меня в приоритете.Есть ультразум от Панасоника и зкшн-камера GoPro Hero5.Для светлого времени суток интервальная сьёмка на GoPro5 устраивает,а вот для сумерок и ночи хочу камеру с большей матрицей,но, как мне сказали,несколько клипов и затвору конец,а замена дорогая.Где-то встречал информацию,что 5600 (а может и 5300) способны снимать интервально с внутрикамерным монтажом,незадейстуя мех.затвор,как бы клип будет состоять не из фото,а из видеофрагментов.Так ли это?И может посоветуйте бюджетную беззеркалку с встроенной интервальной сьёмкой и электронным затвором для учёбы,чтобы сразу не убить зеркалку.Спасибо.

Георгий Полицарнов, 2018-03-27T13:45:29

Бывают неавтофокусные, у которых бесконечность уже нащупана и застопорена.

Alexander Savochkin, 2018-03-27T13:43:58

У неавтофокусных тоже. Надо же как-то бесконечность нащупывать при фокусировке.

Alexeyslav, 2018-03-27T13:20:15

Кроп снимков на компьютере в автоматическом режиме всегда поможет. В фотоаппарате это смысла не имеет т.к. матрица фиксированного размера и будет делать то же самое просто отбрасывая участки сверху или снизу, а при постобработке имеется возможность хотябы выбрать что вырезать - выше или ниже.

Alexeyslav, 2018-03-27T13:11:58

Выдержка меняется прокруткой колёсика, ISO - колёсико с зажатой кнопкой быстрого доступа, экспокорекция - колёсико с зажатой кнопкой экспокорекции. Саму кнопку быстрого доступа тоже можно настроить на быстрый доступ к смене баланса белого и др. функциям.

Георгий Полицарнов, 2018-03-27T13:10:31

Так у всех автофокусных объективов.

Alexeyslav, 2018-03-27T13:05:47

Видимо не для всех объективов это справедливо, на моём если крутить фокусировку до упора она уходит далеко за бесконечность.

Alexeyslav, 2018-03-27T13:00:39

Чтобы координаты были готовы всегда достаточно включить логирование координат, тогда GPS-приемник будет задействован каждую минуту и отслеживать изменение обстановки в спутниковой группировке, что позволит при произвольном включении очень быстро определить координаты.

ДВТК Уссурийск, 2018-03-14T22:53:19

Спасибо за быстрый и развёрнутый ответ. Вы развеяли мои сомнения.

Alexander Savochkin, 2018-03-14T22:50:20

Если вам нужен диапазон фокусных расстояний от 55 до 140 мм — разница в цене адекватна. Если вам нужен преимущественно широкоугольник — без разницы, можно и сэкономить. Если не знаете, что нужно — я бы экономить не стал, всяко лучше иметь универсальный объектив. К тому же в положении 55 мм он светосильнее получается.

ДВТК Уссурийск, 2018-03-14T22:43:49

Здравствуйте! Спасибо за отличную, информативную статью!
Помогите советом, пожалуйста. Зеркалка для семьи и фото на отдыхе, с дальнейшим развитием своих навыков фотографа (есть такое стремление).
Решил брать Nikon 5300 с китовым объективом с оптической стабилизацией... и тут два варианта:
Nikon D5300 Kit 18-55mm VR AF-P за 38000 руб.
или
Nikon D5300 Kit 18-140mm VR за 50000 руб.
Понятно, что второй лучше, универсальнее.
А теперь вопрос: адекватна ли разница в цене в 12 тыс.? Или проще потом докупить отдельно оптику?

Alexander Savochkin, 2018-03-09T20:49:27

1. Если вы сравнивали камеры, снимая одну и ту же сцену одновременно, тогда логичнее всего заподозрить профиль изображения (Обычный, Портрет, Пейзаж, и т.п.) и работу встроенных в камеру улучшайзеров изображения. Если же вы сравнивали камеры как-нибудь иначе, в первую очередь стоит заподозрить характер освещения, а после него — всё те же профиль изображения и улучшайзер. А вообще неплохо было бы предъявить какой-нибудь материал для сравнения. Видеоролик на ютубе пойдёт. :)

2. Да, лучше приобрести ту камеру, что новее. Там кроме сенсора ещё могут быть нюансы в работе прошивки.

3. AF-S DX 35/1.8 — лучший универсальный фикс для Никонов пятитысячной серии. Можно ли его купить в комплекте с камерой вместо штатного зума 18-55, я не знаю, но вам точно ничто не помешает купить такой объектив отдельно. Он очень хорош.

Владислава, 2018-03-09T20:17:58

Здравствуйте, такой вопрос. Я понимаю что основная задача зерк.фотоаппарата конечно фотографировать, но вот если мне необходимо и фотографировать хорошо с чем у никона d5300 нет проблем, и снимать видео. Я сравниваю видеосьемку кэнон и никон и пришла к выводу что у никон картинка хуже...плоская и цветопередача в видео однотонная. 1)Это вина обьектива? Другой оптикой это можно исправить или никон все равно будет слабее в видеосьемке?
2)И еще..5300 и 5500, ведь у них разная матрица, сильно ли это влияет на качество, лучше приобрести ту что новее?
3)Подскажите пожалуйста хороший фикс для новичка, если это возможно с каким то универсальным фокусным расстоянием чтобы можно было снимать и людей и обьекты города...чтобы купить только фикс без китового..или это невозможно простите мою неграмотность : )

E8f7b9bb 3e45 40fb b656 47552a3332b1