Вверх

Nikon D5300: неделя с экспертом

Дата публикации: 30.01.2014

Wi-Fi, GPS, и другие дополнительные функции: для чего нужны и как ими пользоваться?

Каждый раз, беря в руки новую камеру, я вновь и вновь удивляюсь: сколько же разных функций разработчики уместили в этом небольшом устройстве! Безусловно, я имею немалый опыт в общении с самыми современными фотоаппаратами, но многим интересным функциям иногда удается скрыться даже от меня. Что уж говорить о простом фотолюбителе, только-только купившем свою первую в жизни зеркалку… Поэтому шестую часть нашего теста я посвящу именно дополнительным функциям, реализованным в Nikon D5300. Поверьте, их очень много!

Как это часто бывает, многие полезные вещи лежат буквально на поверхности, но до последнего момента им удается оставаться незамеченными. Точно так же от меня долго пряталась кнопка с пиктограммой знака вопроса на задней панели камеры — я ее просто не замечал. А тем временем, для новичка она может быть очень полезной. Если вы не знаете или просто забыли, за что отвечает та или иная настройка или пункт меню, просто нажмите на эту кнопку, подсказка появится на экране.

Кнопка со знаком вопроса находится в самом низу задней панели фотоаппарата

Кнопка со знаком вопроса находится в самом низу задней панели фотоаппарата

Достаточно выбрать интересующий вас пункт меню или настройку и нажать на кнопку со знаком вопроса...

Достаточно выбрать интересующий вас пункт меню или настройку и нажать на кнопку со знаком вопроса...

...и на экране появится подсказка

...и на экране появится подсказка

На диске режимов съемки кроме уже известного нам авторежима, стандартных полуавтоматических и ручного режима есть также набор “сюжетных программ”: портрет, пейзаж, дети, спорт, макро (помните, в отличие от компактов зеркалка в этом режиме не будет снимать крупнее, а лишь выставит оптимальные для макро параметры съемки). Но если этого списка вам покажется мало, то смело включайте режим SCENE и выбирайте при помощи управляющего колеса под большим пальцем из куда более обширного списка наиболее подходящий вам режим. Но все же лучше немного подучиться фотографии и выставлять параметры съемки самостоятельно…

Список сюжетных программ занимает не одну страницу меню

Список сюжетных программ занимает не одну страницу меню

Еще один доступный фотографу режим — EFFECTS. В последнее время он есть почти во всех камерах любых производителей. На выбор фотографу предлагается сразу несколько эффектов, способных сделать ваши снимки более выразительными и интересными. Чтобы выбрать нужный эффект, выбираем его при помощи управляющего колеса под большим пальцем. Снимок будет сделан сразу с выбранным эффектом.

Рисование HDR

Рисование HDR

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/250 с, 25.0 мм экв.
Эффект игрушечной камеры

Эффект игрушечной камеры

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 200, F9, 1/320 с, 34.0 мм экв.
Выборочный цвет

Выборочный цвет

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/250 с, 82.0 мм экв.
Эффект миниатюры

Эффект миниатюры

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 400, F10, 1/200 с, 25.0 мм экв.

Но если вы думаете, что это единственный способ работы с изображением, то глубоко ошибаетесь. В Nikon D5300 реализовано просто огромное меню обработки, которое позволяет видоизменять уже сделанные снимки. Можно применять различные цифровые фильтры: от простого перевода в ЧБ до выборочного цвета, вручную акцентируя внимание на тех или иных оттенках; от софт-фильтра до автокоррекции изображения.

ЧБ

ЧБ

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/320 с, 27.0 мм экв.
Фильтр сглаживания

Фильтр сглаживания

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/1250 с, 127.0 мм экв.
Выборочный цвет

Выборочный цвет

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/2000 с, 127.0 мм экв.

Но, пожалуй, наибольшего внимания заслуживают внутрикамерные инструменты редактирования фотографий. Если вы снимали в RAW, то можете не просто преобразовать снимок в JPG внутри камеры, но при этом применить нужную настройку D-Lighting (уже после съемки), поработать с экспозицией. Доступны и инструменты кадрирования, есть даже исправление геометрических искажений!

Оригинальный кадр

Оригинальный кадр

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/2000 с, 27.0 мм экв.
D-Lighting

D-Lighting

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/2000 с, 27.0 мм экв.
Результат исправления перспективы

Результат исправления перспективы

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/250 с, 42.0 мм экв.
Результат внутрикамерной конвертации: я немного поправил экспозицию и применил усиленный D-Lighting

Результат внутрикамерной конвертации: я немного поправил экспозицию и применил усиленный D-Lighting

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/640 с, 37.0 мм экв.Cкачать RAW

Из интересных пунктов меню стоит отметить интервальную съемку, столь необходимую для создания Time-Lapse видеороликов. Правда, создавать видео из полученных кадров все равно придется на компьютере, а не внутри камеры.

Мы уже упоминали, что в Nikon D5300 есть встроенный GPS-приемник. Включается и выключается он в меню. В соответствующем пункте можно включить запись координат в журнал, синхронизировать внутренние часы камеры со временем “со спутника”, применить другие настройки.

Современные графические редакторы показывают, где был сделан снимок, если в нем записаны данные от GPS-приемника камеры

Современные графические редакторы показывают, где был сделан снимок, если в нем записаны данные от GPS-приемника камеры

Вот так не спеша мы подобрались к функции, которая массово появилась в фотокамерах не так давно, около года назад. Речь идет о встроенном Wi-Fi. В Nikon D5300 он тоже есть! Включаем Wi-Fi в фотоаппарате… Настроек здесь не так много, поскольку камера работает лишь как точка доступа, позволяя подключаться к ней различным смарт-устройствам.

Попробуем соединить ее с моим смартфоном и посмотрим, что получится… Находим нужную нам сеть, подключаемся. Теперь нам понадобится приложение Wireless Mobile Utility (оно доступно для бесплатного скачивания в App Store и Google Play). Вариантов дельнейших действий не так уж и много: можно посмотреть уже сделанные снимки и передать их в память смартфона (например, для постинга в соцсети) или сделать новые, используя смартфон как дистанционный пульт управления.

Wireless Mobile Utility доступно для скачивания совершенно бесплатно

Wireless Mobile Utility доступно для скачивания совершенно бесплатно

Все, что нужно, — подключить смартфон к сети, раздаваемой камерой

Все, что нужно, — подключить смартфон к сети, раздаваемой камерой

Интерфейс приложения лаконичен

Интерфейс приложения лаконичен

Выбор точки фокусировки с помощью смартфона

Выбор точки фокусировки с помощью смартфона

Просмотр снимков с камеры в смартфоне

Просмотр снимков с камеры в смартфоне

Ну что, проверим дистанционный пульт, который получился из моего смартфона, в деле? У меня за окном висит кормушка для птиц. Рядом с ней я устанавливаю камеру на штативе. Сам же наблюдаю за всем, что происходит перед объективом, на экране смартфона. Доступных настроек — минимум. Можно включать и выключать режим Live View, выбирать область фокусировки касанием к экрану, задействовать таймер и, конечно, спускать затвор! Прием видеосигнала от камеры через окно весьма стабильный. Лаг отображения присутствует, но он невелик. Во всяком случае,. задержка отображения картинки достаточно мала, чтобы успеть снять прилетевшую в кормушку буквальнона пару секунд синицу.

Снимок сделан дистанционно при помощи управления со смартфона

Снимок сделан дистанционно при помощи управления со смартфона

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/640 с, 127.0 мм экв.Cкачать RAW

Наше тестирование подходит к концу, но в нем не хватает жирной точки: в следующей части мы попробуем применить на практике все те функции и возможности камеры, о которых писали в предыдущих главах. Оставайтесь на связи и следите за обновлениями!

Дата публикации: 30.01.2014
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Большая фотопрогулка: подводим итоги теста»
Alexander Savochkin, 2018-06-25T18:30:47

Бесстыжая цена у всех объективов кроме кэноновских, чего уж там. Никон, как я понимаю, упирает на полнокадровую технику для серьёзных людей, поэтому там сравнительно справедливо считают, что любителю достаточно 18-55 или 18-140. Может быть, они знают размер рынка покупателей такой оптики, и считают её производство нецелесообразным. Но не буду фантазировать.

Насчёт низких оценок в рейтингах не знаю. Мне их штатный 18-55 в любой версии очень нравится: за свою цену прекрасный объектив, да и не за свою цену тоже весьма неплохой.

Robert, 2018-06-25T16:50:57

нет,не одинаково.
я не спорю,что у d5300 плюшек больше в виде поворотного экрана,числа точек фокусировки и тд.
Сначала долю сомнения внес dxomark. Зная "объективность" их обзоров,я решил перепроверить через другие фотосайты. И везде,где я смотрел и сравнивал,d3400 снимал лучше,по крайней мере по 80% площади кадров
https://uploads.disquscdn.c...
или
https://www.dpreview.com/re...
ну да черт с ним.
В любом случае,d5300 в путешествие я бы не взял - он реально тяжелый. d3400 прям то,что доктор прописал,в руках лежит очень удобно. У меня скорее есть претензии к объективам от Никон: нет ничего подобного,как 10-18 мм или 24 мм от Кэнон например. И цена никоновских объективов бесстыжая. и самое печальное,что никакого развития в этом плане Никон не получает в последние годы. Их объективы получают низкие оценки в рейтингах. Тем не менее,Никон я очень люблю за его волшебные снимки

Alexander Savochkin, 2018-06-25T11:53:15

Хм. А как вы это определили? По формальным критериям если сравнивать, снимают они совершенно одинаково.

Robert, 2018-06-25T09:01:12

довольно странно,что d3400 снимает лучше d5300. да еще модель и дешевле,и меньше к тому же.

Андрей, 2018-06-20T20:06:53

Спасибо вам огромное!

Alexander Savochkin, 2018-06-20T11:32:57

Давайте начнём с того, что STM не лучше и не хуже VR, потому что STM — Stepping Motor, сиречь шаговый двигатель в приводе автофокуса, а VR — Vibration Reduction, по-нашему стабилизатор изображения. Как вы понимаете, это несравнимые узлы.

Продолжим же мы утверждением, что в создании изображения непосредственно участвуют только два компонента: объектив и сенсор. Материал корпуса, устройство видоискателя, тип и устройство датчиков автофокуса, количество и функциональность кнопок и т.п. в создании изображения не участвуют, и непосредственно на него не влияют. Вы собираетесь снимать статические сцены при хорошем освещении, для вас никакого значения не имеет, насколько камера простенькая или сложненькая, есть ли у неё откидной дисплей, и сколько она стоит. Важно только одно: какое изображение строит на сенсоре объектив, и как сенсор это изображение воспринимает.

С сенсорами одновременно просто и сложно. Просто потому, что два разных сенсора на 24 Мп дают практически неотличимые по детализации изображения. Неважно, есть там сглаживающий фильтр, или нет его, разницу заметит в лучшем случае ретушёр или инженер-фотограмметрист. Сложность же состоит в том, что сенсор не реализует максимум разрешающей способности во всём тоновом диапазоне, а только в светах и средних тонах.

С объективами тоже просто и сложно: из любого объектива можно вытащить максимум, на который он способен, но у разных объективов максимумы разные. Например, никоновский 18-105 выдаёт максимум разрешающей способности в положении 24 мм, а в интервале 70-105 заметно уступает дешёвому зуму Сигма 70-300. Причём по разрешающей способности оба эти объектива рядом не стояли с ещё более дешёвым макрообъективом Сигма 90/2,8. Портит картину только то, что макрообъективом снимать тот же пейзаж ну несколько неудобно, скажем так.

Кроме того, в конечном итоге успех сильно зависит от обработки изображений. Фотошопный плагин C3C Sharpness sweet (http://uni-vologda.ac.ru/~c... делает из чуть мыльной картинки чуть звенящую максимум за два прохода, а чаще даже за полтора. Плагин Nik Collection SEP (https://nikcollection.dxo.c... тоже прекрасно вытягивает детализацию и резкость: делаете им чёрно-белый слой поверх основного изображения и назначаете режим наложения Luminosity. Наконец, есть миллион вариантов штатными средствами фотошопа сделать всё, что нужно. Всё это, будучи использовано системно, с умом и пониманием, творит чудеса.

Подскажу ещё способ: снимите панорамой. В панораме 3х3 информации будет даже больше, чем вы сможете напечатать.

В общем, я к чему это всё: если вы собираетесь снимать пейзаж и цветы в высоком разрешении, вам плевать, какая конкретно камера у вас будет.

Андрей, 2018-06-20T09:46:25

Спасибо за подробный ответ! А на счёт конкретных аппаратов, я обратил внимание на два
Canon EOS 200D Kit 18-55mm IS STM или Nikon D5300 Kit 18-140mm VR
В никонд5300 нет сглаживающего фильтра и это хорошо, и объектив с бОльшим фокусным расстоянием, но и стоимость на 14т.р дороже чем санон, санон200д кажется более современным и в то же время более простеньким, хочется узнать ваше мнение конкретно по этим маркам и их объективам(из множества прочитанного сложилось впечатление, что STM лучше чем VR) и подскажите может есть ещё марки фотоаппаратов которые подходят к моим целям(и укладыватся в мой бюджет)) . Очень интересует ваше мнение.

Alexander Savochkin, 2018-06-19T21:33:23

На мой взгляд, лучшую детализацию даёт макрообъектив. Берите абсолютно любой, подходящий по типу байонета и фокусному расстоянию. Впрочем, штатные зумы тоже неплохи: достаточно прикрыть диафрагму до традиционных 7,1-9. Ничто не мешает взять подходящий для повышения резкости проявщик равов — можно DxO Optics Pro, можно RPP. Потом ничто не мешает повысить резкость в фотошопе. Если грамотно проделать всё это, картинки размером 6000х4000 вполне хватит на все случаи жизни. Если собираетесь печатать на холсте, вам много мегапикселей не нужно, а на бумаге нормальные люди носом снимки не расматривают. С нормального просмотрового расстояния в полторы диагонали картинки (в вашем случае это 162 см) никто никакую пиксельность не заметит.

Проще говоря, резкость повышать можно и нужно, но в реальности всем плевать. Ну и неплохо бы помнить, что никто не рассматривает фотографии с удовольствием только потому, что они резкие и детализированные. Вы ж не аэрофотосъёмкой занимаетесь.

Андрей, 2018-06-19T20:41:05

Снимать буду растения/цветы в "студии" и различные пейзажи. Условия предполагаются самые лучшие, то есть сьемка днём с хорошим светом не торопясь. Печатать на бумаге и холсте. Рассматривать в домашних условиях, то есть повесить изображение на стену. Зрители простые люди, но разные, со своими требованию к качеству. В общем планируется делать фотографии на печать постеров.

Я рассматриваю Canon EOS 200D Kit 18-55mm IS STM или Nikon D5300 Kit 18-140mm VR. Возможно есть ещё аппараты которые дадут большую детализацию снимков за эти деньги. И ещё вопрос насколько влияет объектив на детализацию?

Alexander Savochkin, 2018-06-19T19:36:22

Андрей! В теории вам сойдёт любой фотоаппарат, ибо постановка задачи растягивается как резиновый шарик. Давайте пойдём от печки: что снимать, в каких условиях, на чём печатать, в каких условиях рассматривать, кто зрители?

Андрей, 2018-06-18T19:37:18

Здравствуйте, помогите с выбором. Нужен фотоаппарат для печати фотографий большим размером (А1 формат или 60x90см) примерно до 60 - 80 т.р вместе с объективом. То есть нужны наиболее резкие детализированные снимки. Что можете посоветовать?

Alexander Savochkin, 2018-05-02T08:13:02

Уж что, а экспозицию за вас вполне подберёт автомат. В большинстве условий он делает это достаточно хорошо. Перенастраивать камеру под каждый снимок не обязательно. Допустим, взялись вы портрет снимать. Включили режим А, открыли диафрагму посильнее, точку автофокуса выбрали один раз подходящую, и снимайте на здоровье, пока не снимете. Если взялись снимать пейзаж, всё то же самое: включили режим А, диафрагму прикрыли до 8-11, точку автофокуса можно доверить автоматике или оставить центральную, и снимайте на здоровье. Баланс белого и экспозицию осилит и автоматика, по крайней мере на первых порах ей можно доверять.

Ren, 2018-05-02T07:36:25

Спасибо за содержательный ответ! Я не профессионал, думаю, что придется еще и еще набираться опыта на практике, применяя ту или иную настройку для каждого сюжета. Довольно трудно одновременно определить подходящюю композицию и оптимальную экспозицию, особенно, когда нет на это времени и нужно поймать момент! Что ж, придется набивать руку и взгляд!

Alexander Savochkin, 2018-05-02T05:58:29

Для каждой съёмочной ситуации оптимальные режим и зоны автофокуса свои. Действительно, инструкция не очень хорошо объясняет, как выбрать режим работы автофокуса: она объясняет, какие режимы вообще есть, но не объясняет, когда какими режимами стоит пользоваться. Это нужно определять на собственном опыте. Поделюсь своим.

1. У автофокуса есть режимы S, C, и иногда ещё А. Разница вот в чём. По умолчанию в режиме S камера сначала фокусируется, потом разрешает спуск затвора. В режиме C камера фокусируется всегда, когда поджата кнопка спуска, но сам спуск затвора камера разрешает независимо от резкости. В режиме А камера сама определяет, когда включать режим S или С, но обычно предпочитает S. Я пользуюсь режимом А.

2. Автоматически камера выбирает точки по довольно сложному алгоритму. Например, если камера способна определить лицо в кадре, то и точки фокусировки выберет примерно в районе лица. Если лицо найти не удалось, камера обычно фокусируется на ближайшем объекте.

3. Вручную хорошо выбирать точку, наиболее удобную по сюжету и композиции. Например, вы снимаете портрет. Фокусироваться лучше по глазам, но в портрете глаза никогда не находятся в центре кадра. Поэтому нужно вручную выбрать точку, которая находится где-то посередине между центром и углом зоны действия автофокуса. Я обычно выбираю точку на три шага от центра вдоль длинной стороны кадра и на 1-2 шага вдоль короткой. Можно всегда пользоваться центральной точкой автофокуса, но если снимать с малой глубиной резкости, при наклоне камеры резкость может уйти назад за объект. Поэтому лучше фокусироваться после того, как скомпонуете кадр.

4. Практика — критерий истины. Попробуйте все режимы работы автофокуса, указанные в инструкции к камере, и определите наилучший для конкретно ваших съёмочных ситуаций. Моя практика показала, что в съёмке футбола совсем не годятся привычки и режимы работы камеры, уместные при съёмке портрета.

Ну и ответы на вопросы.

«Как они работают, их физический принцип?»

Физический принцип — сравнение изображений, образованных лучами, проходящими через разные стороны оптической системы объектива.

«Одновременно сразу 51 датчик, в случае авто?»

Да, именно так. В режиме автовыбора точки фокусировки камере всё равно, сколько датчиков опрашивать. Более того, если не опрашивать все датчики, то и выбрать нужный у камеры не получится.

«А всякие там сцены, эффекты зачем нужны?»

Они нужны для тех фотографов, которым такими режимами удобнее пользоваться. Обычно ими пользуются начинающие: им вместо рассуждений о влиянии выдержки и диафрагмы на изображение проще повернуть диск режимов в положение, которое соответствует ситуации. Тогда камера сразу будет настроена оптимально для портрета, пейзажа, или что там пользователь выберет. Опытные фотографы такими режимами не пользуются и умеют настроить камеру так, как надо в их конкретном случае. Лично я почти всегда пользуюсь режимом приоритета диафрагмы (А). и иногда ручным (М).

Ren, 2018-05-01T09:21:26

Здравствуйте еще раз!
Обращаюсь за подробными разъяснениями про режимы фокусировки и зоны фокусировки. Помогите разобраться! Вопрос простой - какой все-таки режим и зона оптимальные?! Я перепробовал все варианты, но какой-либо разницы не увидел! Для наиболее резких снимков рекомендуется S- режим и одноточечная зона. На мой взгляд, S- режим и автоматический режим зоны дает более резкий снимок. Но поймать объект в фокус с автоматикой дохлый номер! Датчики сами по себе реагируют в каком-угодно месте, но только не там, где нужно мне. Отсюда потеря не просто секунд, а минуты! Не понятен принцип работы этих датчиков фокусировки! Как они работают, их физический принцип? Одновременно сразу 51 датчик, в случае авто? Мне кажется порой, что это просто маркетинговая уловка Никон. Слишком много функций, но по сути, они повторяют друг друга, ведь только установка диафрагмы и выдержки и фокуировка - это основные три параметра для хорошего снимка. А всякие там сцены, эффекты зачем нужны?! У меня Nikon D5300.

Robert, 2018-04-21T18:02:25

И сколько все это чудо вместе с вашими не китовыми объективами обойдется? у меня на данный момент камера на микро 4\3, так что делать из этого преимущество смысла нет. И знаете ли, пожалел о покупке ф\аппарата на микро 4\3, не дотягивает по картинке даже до уровня начальных зеркалок с китовым объективом.
фотограф теоретик через дефис пишется,грамотей.
"Тяжело с Никоном" - конкретно ваш Никон - да. но есть например 200D И D3400 - просто невероятно тяжелые. Если у вас не хватает сил потаскать с собой НЕТЯЖЕЛУЮ зеркалку в районе 550 г с объективом, то это ваши проблемы. или уже забыли,как портфель с учебниками таскали тяжелый? Вы же не девочка. Хотя очень часто вижу с зеркалками девушек,и они не жалуются,как вы. Если бы Олик позволял бы получить сравнимое качество фото с d5300, тогда да. но пока что больше всего фотографий мне нравится именно сделанных на DSLR
А вот как раз то olympus E-M10 II некомпактен даже с eos m100 или a6000. нет ни одного вразумительного комментария в пользу олимпуса в данном случая,кроме чертовски полезного внутрикамерного стаба и приятных цветов камер Олимпуса в целом

Игорь, 2018-04-21T18:00:37

Судя по вашему посту вы и в руках этот фотоаппарат не держали-пост по раздражению, а не по делу. Для высокой чувствительности и никон (в комнате, школе и пр. сойдет), а на природе чувствительность большая не нужна. Вы-фотограф теоретик))). Соня, а у вас она есть, и как с объективами? А 14-42 приобрести с аппаратом только вы догадались бы. Его никто не покупает-сразу берут нормальные светосильные которых в системе немало-соне и не снилось. Для видео-панас. Да о чем я теоретику))

Alexander Savochkin, 2018-04-21T12:32:36

Я тут должен напомнить, что фото серии "всегда с собой" мы всё-таки ценим не за техническое качество, а за эмоции и воспоминания. Вспомните, какая ерунда выходила из минилабов после печати с плёнок, снятых мыльницами. А спустя время оказывается, что лучшая фотография не та, что резкая и с правильными цветами, а та, что вообще есть. В этом отношении печатать фотки с телефона куда важнее, чем хранить снимки сотой рэксы в облаке.

Robert, 2018-04-21T11:44:08

поздравляю,дважды кропнутая матрица против 1.5 d5300. экран неповоротный, выше iso 800 шумит, видео после Sony & panasonic шляпное.,аккумулятор не очень, китовый объектив 14-42mm с отвратительными оптическими свойствами,цена как у d5300. зато всегда с собой... а потом домой приходишь и ужасаешься,какие отвратные фотки получились. фото с вами останется навсегда, а зеркалку потаскать совсем немного нужно. а для случаев "всегда с собой" есть смартфон уровня galaxy s7 либо сотая рэкса

Alexander Savochkin, 2018-04-06T20:02:55

Если следовать принципу советовать самую новую камеру, тогда лучше EOS 200D.

2904b5ca 463d 4e63 a1ab 3d91764063b0