День шестой. Оптика и работа с ней
Несмотря на то, что всю эту неделю мы тестируем камеру, просто необходимо уделить внимание объективам. Ведь возможность смены объективов — одно из главных достоинств Sony NEX-5R. Сегодня я чуть подробнее расскажу про работу с оптикой и про четыре попавших ко мне вместе с камерой объектива.
Я почти не уделяю внимание китовому объективу SEL-1855, потому что нашим постоянным читателям он прекрасно знаком по предыдущим тестам камер Sony NEX.
Лучше познакомимся поближе с его прямым конкурентом. Это тоже китовый объектив (им оснащаются в частности камеры Sony NEX-6) — SEL-1650. Но отличают его две характерные черты: во-первых, он значительно компактнее за счет складного корпуса; во-вторых, он имеет моторизированный привод зума (такая конструкция называется Power Zoom). Зумировать можно как вращением кольца (при этом тактильные ощущения почти такие же, как при работе с механическим зумом), так и при помощи небольшого рычажка на боку объектива. Рычажок очень удобен при видеосъемке: зумирование происходит плавно, без рывков. А скоростью зума легко управлять, сдвигая рычажок сильнее или слабее. Складывается и раскладывается объектив автоматически в момент включения и выключения камеры.
Мне он понравился прежде всего своим компактным размером. Только с этим объективом Sony NEX-5R без проблем помещалась в небольшой карман моей куртки. По сути, это второй после 16-мм “блинчика” по-настоящему карманный объектив. Удивительно, но при столь компактных размерах разработчики сумели снабдить объектив оптическим стабилизатором! Объектив получился довольно универсальным. Этакое решение на каждый день. Единственное, что нужно помнить: из-за сравнительно низкой светосилы с ним трудно будет размыть фон. Придется располагать объект съемки как можно ближе к камере.
Если же говорить об оптическом качестве, то SEL-1650 все же компромиссная модель. Резкость по краям кадра в широкоугольном положении не слишком высокая. А в положении 50 мм для получения лучшей резкости лучше прикрывать диафрагму до значения f/8.
Бывают ситуации, когда хочется максимально приблизить удаленный объект. Или же выхватить какую-то деталь окружающей действительности. При этом подойти поближе не всегда представляется возможным. Знакомо? Для таких случаев давным-давно были придуманы телеобъективы, способные сильно приближать удаленные объекты.
Когда я только начинал фотографировать, попавший мне в руки 200-мм телеобъектив буквально перевернул мое представление о построении кадра. Он научил меня замечать интересные мелочи в обычных вещах. Кроме того, любой телеобъектив эффектно сжимает пространство в кадре. И этот эффект тоже можно использовать в своем творчестве, играя с перспективой в кадре.
В системе Sony NEX пока есть только один телеобъектив. Это SEL-55210. Он очень компактен для своего фокусного расстояния. Конструктив приятный: корпус сделан из металла, кольца обрезинены. Как и все объективы SEL, фокусируется он бесшумно. И что самое главное — оснащен оптическим стабилизатором. Ведь не секрет, что чем больше фокусное расстояния, чем большее негативное влияние оказывает малейшее колебание камеры в руках. Например, этот ночной снимок я делал с рук в таких условиях, в которых съемка на телеобъектив просто противопоказана!
Но из-за относительно невысокой светосилы объектив все же требователен к условиям съемки. Даже в зимний день для обеспечения достаточно короткой выдержки приходится поднимать ISO, а это негативно сказывается на детализации изображения. Если же освещение позволяет, то лучше диафрагмировать объектив до f/8. Это позволит несколько повысить резкость.
Самым обсуждаемым в комментариях в предыдущим статьям стал SEL-1018. Это сверхширокоугольный объектив, который был представлен сравнительно недавно. Да что уж говорить, даже к нам на тест попал предсерийный образец! Возможно, серийные образцы будут отличаться от него по своим оптическим качествам.
Но уже сейчас можно сказать, что разработчики Sony сделали очень необычный объектив. Во-первых, он оснащен стабилизатором изображения, что само по себе является нетипичным для сверхширокоугольных объективов. А во-вторых, при постоянной светосиле f/4 он получился довольно компактным, хотя и смотрится на камере немного громоздко.
Он отлично подойдет как для съемки пейзажей, так и для фотографирования в условиях ограниченного пространства. Например, с помощью такого объектива мне удалось уместить в кадр небольшой самолет, снимая с расстояния пары метров.
При этом, как и все широкоугольники, SEL-1018 характерно искажает пространство, усиливая перспективу в кадре. Будьте осторожны при съемке архитектуры: малейший наклон камеры, и стены дома наклонятся. Но этот эффект можно использовать и в своих творческих интересах.
Характерные для широкоугольного объектива искажения перспективы
Что касается резкости, то даже на открытой диафрагме объектив довольно резок, во всяком случае для широкоугольника. При этом в положении 10 мм резкость даже выше. Хотя по углам кадра она несколько снижается. Если же освещение позволяет, то стоит прикрыть диафрагму до f/5,6-f/8 для получения оптимального качества изображения.
Но из всего набора оптики, который попал ко мен в руки, больше всего мне понравился светосильный “полтинник” SEL-50F18. Он играет роль портретного объектива в системе Sony NEX. Впрочем, этим его применение не ограничивается. Снимать на него можно любые сюжеты, где нужна высокая резкость, высокая светосила или красивое размытие фона. Например, именно на него я снимал кадры вечернего города с рук без штатива. Ведь его светосила (F1,8) намного выше светосилы китовых объективов.
Кстати, SEL-50F18 — единственный в своем роде светосильный полтинник, оснащенный встроенным стабилизатором изображения. Не самая бесполезная вещь при съемке на длинных выдержках…
Объектив резок уже на открытой диафрагме. Но его резкость еще больше усиливается при диафрагмировании до f/2. В принципе, большинство сюжетов на него я снимал как раз на диафрагмах около f/2: и фон удается размыть, и детализация в зоне резкости потрясающая.
В конце я хочу сказать несколько слов об обновленной системе автофокуса Sony NEX-5R. Речь идет о датчиках фазовой детекции, расположенных непосредственно на матрицы камеры. Они призваны сократить время фокусировки, подсказывая системе автофокуса, в какую сторону “крутить кольцо”, наводя резкость. Пока гибридный автофокус (контрастный + фазовый) работает не со всеми объективами. Из моего тестового арсенала его поддерживали только SEL-1650, SEL-1855 и SEL-55210. Но в планах компании Sony стоит расширение числа поддерживаемых объективов вплоть до полной линейки.
Если объектив поддерживает работу с гибридным автофокусом, то в меню можно включить индикацию точек фазового автофокуса. Но эта информация носит “справочный” характер. Выбрать такую точку, как на зеркалке, нельзя. Они всего-навсего помогают обычному контрастному автофокусу. Отключить датчики фазовой детекции тоже нельзя: если объектив поддерживается, значит они работают. В меню можно выключить лишь индикацию точек фазовой детекции. Так что провести сравнительный тест, доказывающий или опровергающий эффективность новой технологии, к сожалению, не получилось.
Оставайтесь на связи! Завтра я расскажу вам о небольшой поездке с Sony NEX-5R и о том, как камера не подвела меня в непростых условиях съемки.