Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Одна неделя с Sony NEX-5R

Дата публикации: 30.11.2012

День шестой. Оптика и работа с ней

Несмотря на то, что всю эту неделю мы тестируем камеру, просто необходимо уделить внимание объективам. Ведь возможность смены объективов — одно из главных достоинств Sony NEX-5R. Сегодня я чуть подробнее расскажу про работу с оптикой и про четыре попавших ко мне вместе с камерой объектива.

Sony NEX-5R с объективом SEL-1855

Sony NEX-5R с объективом SEL-1855

Я почти не уделяю внимание китовому объективу SEL-1855, потому что нашим постоянным читателям он прекрасно знаком по предыдущим тестам камер Sony NEX.

Объектив SEL-1650

Объектив SEL-1650

Лучше познакомимся поближе с его прямым конкурентом. Это тоже китовый объектив (им оснащаются в частности камеры Sony NEX-6) — SEL-1650. Но отличают его две характерные черты: во-первых, он значительно компактнее за счет складного корпуса; во-вторых, он имеет моторизированный привод зума (такая конструкция называется Power Zoom). Зумировать можно как вращением кольца (при этом тактильные ощущения почти такие же, как при работе с механическим зумом), так и при помощи небольшого рычажка на боку объектива. Рычажок очень удобен при видеосъемке: зумирование происходит плавно, без рывков. А скоростью зума легко управлять, сдвигая рычажок сильнее или слабее. Складывается и раскладывается объектив автоматически в момент включения и выключения камеры.

Sony NEX-6 с объективом SEL-1650

Sony NEX-6 с объективом SEL-1650

Мне он понравился прежде всего своим компактным размером. Только с этим объективом Sony NEX-5R без проблем помещалась в небольшой карман моей куртки. По сути, это второй после 16-мм “блинчика” по-настоящему карманный объектив. Удивительно, но при столь компактных размерах разработчики сумели снабдить объектив оптическим стабилизатором! Объектив получился довольно универсальным. Этакое решение на каждый день. Единственное, что нужно помнить: из-за сравнительно низкой светосилы с ним трудно будет размыть фон. Придется располагать объект съемки как можно ближе к камере.

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/60 с, 24.0 мм экв.

Если же говорить об оптическом качестве, то SEL-1650 все же компромиссная модель. Резкость по краям кадра в широкоугольном положении не слишком высокая. А в положении 50 мм для получения лучшей резкости лучше прикрывать диафрагму до значения f/8.

Фокусное расстояние 16 мм

Фокусное расстояние 16 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/500 с, 24.0 мм экв.
Фокусное расстояние 16 мм

Фокусное расстояние 16 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/200 с, 24.0 мм экв.
Фокусное расстояние 16 мм

Фокусное расстояние 16 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/100 с, 24.0 мм экв.
Фокусное расстояние 50 мм

Фокусное расстояние 50 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/100 с, 75.0 мм экв.
Фокусное расстояние 50 мм

Фокусное расстояние 50 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 125, F8, 1/80 с, 75.0 мм экв.
Фокусное расстояние 50 мм

Фокусное расстояние 50 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 250, F11, 1/80 с, 75.0 мм экв.

Бывают ситуации, когда хочется максимально приблизить удаленный объект. Или же выхватить какую-то деталь окружающей действительности. При этом подойти поближе не всегда представляется возможным. Знакомо? Для таких случаев давным-давно были придуманы телеобъективы, способные сильно приближать удаленные объекты.

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 125, F6.3, 1/320 с, 280.0 мм экв.
NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 3200, F5.6, 1/160 с, 195.0 мм экв.
NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 640, F11, 1/320 с, 292.0 мм экв.

Когда я только начинал фотографировать, попавший мне в руки 200-мм телеобъектив буквально перевернул мое представление о построении кадра. Он научил меня замечать интересные мелочи в обычных вещах. Кроме того, любой телеобъектив эффектно сжимает пространство в кадре. И этот эффект тоже можно использовать в своем творчестве, играя с перспективой в кадре.

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 125, F6.3, 1/320 с, 276.0 мм экв.
Sony NEX-5R с объективами SEL-1650 и SEL-55210

Sony NEX-5R с объективами SEL-1650 и SEL-55210

В системе Sony NEX пока есть только один телеобъектив. Это SEL-55210. Он очень компактен для своего фокусного расстояния. Конструктив приятный: корпус сделан из металла, кольца обрезинены. Как и все объективы SEL, фокусируется он бесшумно. И что самое главное — оснащен оптическим стабилизатором. Ведь не секрет, что чем больше фокусное расстояния, чем большее негативное влияние оказывает малейшее колебание камеры в руках. Например, этот ночной снимок я делал с рук в таких условиях, в которых съемка на телеобъектив просто противопоказана!

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 3200, F5.6, 1/80 с, 199.0 мм экв.
NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 2000, F7.1, 1/400 с, 315.0 мм экв.

Но из-за относительно невысокой светосилы объектив все же требователен к условиям съемки. Даже в зимний день для обеспечения достаточно короткой выдержки приходится поднимать ISO, а это негативно сказывается на детализации изображения. Если же освещение позволяет, то лучше диафрагмировать объектив до f/8. Это позволит несколько повысить резкость.

Фокусное расстояние 210 мм

Фокусное расстояние 210 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 1000, F7.1, 1/400 с, 315.0 мм экв.
Фокусное расстояние 210 мм

Фокусное расстояние 210 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 2500, F8, 1/400 с, 315.0 мм экв.
Фокусное расстояние 210 мм

Фокусное расстояние 210 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 3200, F11, 1/320 с, 315.0 мм экв.

Самым обсуждаемым в комментариях в предыдущим статьям стал SEL-1018. Это сверхширокоугольный объектив, который был представлен сравнительно недавно. Да что уж говорить, даже к нам на тест попал предсерийный образец! Возможно, серийные образцы будут отличаться от него по своим оптическим качествам.

Объектив SEL-1018

Объектив SEL-1018

Но уже сейчас можно сказать, что разработчики Sony сделали очень необычный объектив. Во-первых, он оснащен стабилизатором изображения, что само по себе является нетипичным для сверхширокоугольных объективов. А во-вторых, при постоянной светосиле f/4 он получился довольно компактным, хотя и смотрится на камере немного громоздко.

Он отлично подойдет как для съемки пейзажей, так и для фотографирования в условиях ограниченного пространства. Например, с помощью такого объектива мне удалось уместить в кадр небольшой самолет, снимая с расстояния пары метров.

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4.5, 1/60 с, 15.0 мм экв.

При этом, как и все широкоугольники, SEL-1018 характерно искажает пространство, усиливая перспективу в кадре. Будьте осторожны при съемке архитектуры: малейший наклон камеры, и стены дома наклонятся. Но этот эффект можно использовать и в своих творческих интересах.

Характерные для широкоугольного объектива искажения перспективы

Характерные для широкоугольного объектива искажения перспективы

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/125 с, 15.0 мм экв.
Искажаем пространство в творческих целях

Искажаем пространство в творческих целях

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/100 с, 15.0 мм экв.

Что касается резкости, то даже на открытой диафрагме объектив довольно резок, во всяком случае для широкоугольника. При этом в положении 10 мм резкость даже выше. Хотя по углам кадра она несколько снижается. Если же освещение позволяет, то стоит прикрыть диафрагму до f/5,6-f/8 для получения оптимального качества изображения.

Фокусное расстояние 10 мм

Фокусное расстояние 10 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/320 с, 15.0 мм экв.
Фокусное расстояние 10 мм

Фокусное расстояние 10 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/160 с, 15.0 мм экв.
Фокусное расстояние 10 мм

Фокусное расстояние 10 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/80 с, 15.0 мм экв.
Фокусное расстояние 18 мм

Фокусное расстояние 18 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/320 с, 27.0 мм экв.
Фокусное расстояние 18 мм

Фокусное расстояние 18 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/160 с, 27.0 мм экв.
Фокусное расстояние 18 мм

Фокусное расстояние 18 мм

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/60 с, 27.0 мм экв.

Но из всего набора оптики, который попал ко мен в руки, больше всего мне понравился светосильный “полтинник” SEL-50F18. Он играет роль портретного объектива в системе Sony NEX. Впрочем, этим его применение не ограничивается. Снимать на него можно любые сюжеты, где нужна высокая резкость, высокая светосила или красивое размытие фона. Например, именно на него я снимал кадры вечернего города с рук без штатива. Ведь его светосила (F1,8) намного выше светосилы китовых объективов.

Кстати, SEL-50F18 — единственный в своем роде светосильный полтинник, оснащенный встроенным стабилизатором изображения. Не самая бесполезная вещь при съемке на длинных выдержках…

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 3200, F5.6, 1/60 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Объектив резок уже на открытой диафрагме. Но его резкость еще больше усиливается при диафрагмировании до f/2. В принципе, большинство сюжетов на него я снимал как раз на диафрагмах около f/2: и фон удается размыть, и детализация в зоне резкости потрясающая.

NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.2, 1/200 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/320 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/80 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.5, 1/80 с, 75.0 мм экв.
NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 400, F2, 1/80 с, 75.0 мм экв.
NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/80 с, 75.0 мм экв.
NEX-5R УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/3200 с, 75.0 мм экв.

В конце я хочу сказать несколько слов об обновленной системе автофокуса Sony NEX-5R. Речь идет о датчиках фазовой детекции, расположенных непосредственно на матрицы камеры. Они призваны сократить время фокусировки, подсказывая системе автофокуса, в какую сторону “крутить кольцо”, наводя резкость. Пока гибридный автофокус (контрастный + фазовый) работает не со всеми объективами. Из моего тестового арсенала его поддерживали только SEL-1650, SEL-1855 и SEL-55210. Но в планах компании Sony стоит расширение числа поддерживаемых объективов вплоть до полной линейки.

Если объектив поддерживает работу с гибридным автофокусом, то в меню можно включить индикацию точек фазового автофокуса. Но эта информация носит “справочный” характер. Выбрать такую точку, как на зеркалке, нельзя. Они всего-навсего помогают обычному контрастному автофокусу. Отключить датчики фазовой детекции тоже нельзя: если объектив поддерживается, значит они работают. В меню можно выключить лишь индикацию точек фазовой детекции. Так что провести сравнительный тест, доказывающий или опровергающий эффективность новой технологии, к сожалению, не получилось.

Оставайтесь на связи! Завтра я расскажу вам о небольшой поездке с Sony NEX-5R и о том, как камера не подвела меня в непростых условиях съемки.

Подробнее о линейке камер Sony NEX

Дата публикации: 30.11.2012
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее « День седьмой. Полевые испытания»
comments powered by Disqus