День третий. Городские будни
Наверное, я очень счастливый человек, потому что могу себе позволить в будний день отправиться гулять по городу с фотоаппаратом. А в такой день, как сегодня, просто грех не выйти на улицу: легкий мороз и яркое солнце — идеальная погода для фотопрогулки!
Сегодня моя цель — выжать максимум интересных и красивых снимков из Sony NEX-5R. Причем выжимать этот максимум я буду абсолютно по-честному: я не беру с собой запасной аккумулятор. Мне интересно проверить, как долго камера протянет на одной зарядке при реальной съемке и регулярном просмотре снимков. Попутно уже в полевых условиях постараюсь разобраться с некоторыми полезными настройками камеры.
Начало маршрута — Новодевичий монастырь и парк рядом с ним. К полудню небо совсем расчистилось от туч, низкое солнце дает приятный теплый свет. И кажется, что это просто идеальные условия для съемки! Все вокруг играет насыщенными красками, город как будто в последний раз перед долгой серой зимой оделся во все яркое.
Но, к сожалению, ни один современный фотоаппарат не может видеть так же хорошо, как видит человеческий глаз. Как только в кадре появляется солнце и тень одновременно, снимок начинает выглядеть совсем не так, как в жизни. Тени получаются слишком темными, а вместо яркого неба можно получить белое пятно.
Профессиональные фотографы давно знают об этой проблеме, и у них есть способ ее решения. Он называется HDR-съемка. Секрет заключается в том, что последовательно делается несколько кадров с разной экспозиции: от слишком темных до слишком светлых. Потом при помощи специальных программ эти кадры совмещаются: от одного кадра берутся светлые участки, от другого — темные. Трудоемко, скажете вы? Но не с Sony NEX! Эти камеры умеют автоматически снимать и самостоятельно в течение нескольких секунд склеивать HDR-изображения!
Нужно только зайти в меню “Яркость/цвет” и в пункте “DRO/Авто HDR” выбрать “HDR авто”. И не пугайтесь, когда после нажатия на спуск камера сделает три кадра вместо одного. Кстати, на флешку можно сохранять оба вариант снимка: обычный и HDR-кадр. Так легче оценить разницу.
Одной из сильных сторон камер Sony вообще и NEX-5R в частности является очень хорошая цветопередача. Посмотрите на снимки, они говорят сами за себя. Ни один из них не подвергался какой-либо компьютерной обработке. Но делая кадры с таким эффектным голубым небом, фотограф может улучшить результат с помощью простого и доступного аксессуара — поляризационного фильтра на объектив. Такие фильтры убирают блики с неметаллических поверхностей, делают небо более синим, а облака более контрастными. Сегодня для нескольких кадров я применял такой фильтр. Причем один и тот же фильтр отлично подошел сразу к трем имевшимся у меня объективам: SEL-1855, SEL-55210 и SEL-50F18. У них одинаковый диаметр для его крепления — 49 мм. Три объектива и один фильтр — неплохая экономия.
Снимок сделан с поляризационным фильтром
И раз уж мы упомянули про разные объективы, то самое время рассказать про них вкратце. Как ни странно, но основным у меня сегодня опять выступает китовый SEL-1855. Он годится для большинства сюжетов: достаточно резкий, с хорошим широкоугольным положением. Но конкуренцию ему составляет телеобъектив SEL-55210. Он нужен мне для того, чтобы снимать удаленные объекты, а также выхватывать какие-то отдельные интересные детали. Оба объектива весьма компактны и с легкостью помещаются в кармане куртки — даже не нужно залезать в фоторюкзак для их смены. Кстати, в рюкзаке весь день лежит SEL-50F18. Он ждет своего часа — съемки после захода солнца.
Снимок сделан с поляризационным фильтром
Следующее место съемки — парк Горького и набережные Москвы-реки. Солнце опускается все ниже и ниже, и это приносит первый сюрприз. Помните, я обещал вам, что сегодня уж точно заставлю камеру поработать в сложных условиях? Так вот за ними далеко ходить не пришлось. Ближе к вечеру даже съемка белки в парке может оказаться непростой задачей: при нехватке света для сохранения короткой выдержки, столь необходимой при работе с длиннофокусной оптикой, приходится сильно увеличивать светочувствительность. Нужно сказать, NEX-5R отлично справился с первым испытанием: при почти “ночной” чувствительности ISO 1600 и ISO 2500 изображение не выглядит зашумленным.
С водоплавающими птицами все было чуть проще. Им еще досталось немного косых лучей заходящего солнца. А раз дело движется к закату, то самое время отправляться на набережную, ловить самый эффектный свет.
Я уже сегодня говорил, что контрастные сюжеты лучше снимать в HDR. Но каждый раз залезать в меню камеры для того, чтобы включить эту функцию — занятие утомительное. Еще утомительнее его делает тот факт, что при съемке в RAW+JPG функция HDR не активна. Нужно предварительно отключать RAW. А интересно, можно как-то оптимизировать управление фотоаппаратом? Оказывается, можно. Для этого есть кнопка Fn. Ей можно назначить целый ряд функций, которые будут вынесены в отдельное экранное меню, вызываемое этой кнопкой.
Здорово, теперь включать HDR-режим можно куда быстрее! А при вечерней съемке он ой как нужен.
Забавно, что мне тут же пригодилось и оперативное отключение режима HDR, плохо подходящего для динамичных сцен, где объект съемки движется. Не настрой я управление камерой, точно упустил бы удачные кадры.
И вот с наступлением темноты нашлась работа лежавшему все это время в рюкзаке “полтиннику” SEL-50F18. Объектив по-своему уникальный. Обладая сравнительно высокой светосилой f/1,8, он единственный в своем роде оснащен стабилизатором изображения. Светосила да еще и стабилизатор — отличный набор характеристик для съемки с рук даже при очень плохом освещении. В этот раз все ночные кадры я делал без штатива, просто удерживая камеру в руках. Объектив отработал на пять с плюсом: снимки отличаются высокой резкостью, на них отлично различимы все мелкие детали. Ночная съемка ему оказалась вполне по зубам.
Но в отличном результате съемки есть и заслуга камеры: это она обеспечила сравнительно низкий уровень шумов на высоких ISO. А использование HDR позволило буквально “включить свет” на ночных кадрах.
Посадить до конца аккумулятор в этот день мне так и не удалось. За время прогулки было сделано более 300 кадров, часть из которых потребовала нескольких экспозиций (HDR-съемка). Но даже после того, как я по дороге домой отсмотрел снятый материал на дисплее камеры и удалил неудачные снимки, заряд аккумулятора составлял 20%. Завтра мы продолжим испытывать возможности Sony NEX-5R. Следите за обновлениями!