Студийный тест и выводы
Тестовый натюрморт (что это?) и тест цветопередачи (что это?)
Смелый эксперимент создателей Fujifilm X-PRO1 по перестановке пикселей на матрице возымел требуемый эффект: муара на снимках нет, а вот мелких деталей сохранено очень много. Каждый волосок куклы на нашем тестовом натюрморте, каждая нитка в ткани платья различимы на фото. При этом фотоаппарат демонстрируем естественную и точную цветопередачу. На минимальной чувствительности ISO 100 шумов не видно, фотография идеально гладкая.
При повышении чувствительности до 400 единиц ни ухудшения детализации, ни увеличения уровня шума не происходит. Удивительно, но и чувствительность 800 единиц не привносит в изображение существенных недостатков. Незначительное снижение детализации и появление мелкого монохромного попиксельного шума на монотонных теневых участках происходит лишь на ISO 1600. При ISO 3200 уровень шума все еще можно назвать низким, но детализация начинает падать… Впрочем, это все еще вполне рабочее ISO. А вот ISO 6400 малоприменимо на практике из-за заметного снижения детализации изображения. Оно годится лишь для печати небольшим форматом или публикации снимков в сети.
Немаловажно отметить, что фотоаппарат удивительно хорошо сохраняет детали в теневых участках изображения во всем диапазоне чувствительностей. Что касается светлых участков, то проблем с “белыми кругами”, выявленных в Fujifilm X-S1 и FinePix X10, в данной модели не замечено.
Тест детализации (что это?)
На момент появления камеры X-PRO1 на рынке в системе X существовало только три объектива. И все они попали к нам на тест. Первый из них — Fujinon XF 35mm F1.4 R. Он выполняет в системе роль светосильного штатного объектива. Если говорить о резкости этой модели, но на открытой диафрагме она невысокая. Впрочем, эта ситуация типична для светосильной оптики. Хроматических аберраций практически нет, дисторсия также не заметна. Уже при диафрагмировании до f/2 резкость в центре кадра значительно увеличивается. По краям же она по-прежнему низка. При f/2,8 ситуация выравнивается: резкость по краям становится приемлемой, по центру кадра — очень высокой. При f/5,6-f/8 объектив показывает наилучший результат. После f/11 детализация снижается из-за дифракции.
Вторым объективом в системе является широкоугольный фикс Fujinon XF 18mm F2 R. Этот объектив обеспечивает высокую резкость по центру кадра уже на открытой диафрагме. Хотя углы и края при этом довольно “мыльные”. При диафрагмировании до f/2,8 ситуация улучшается, но достаточно высокая резкость в углах появляется лишь при f/4. При этом в центре кадра уже достигается практически попиксельная детализация. Оптимального качества изображение достигает при f/8, после f/11 начинается падение детализации. Уровень хроматических аберраций объектива низок, дисторсия практически отсутствует. В сравнении с другими объективами системы широкоугольник Fujifilm XF 18mm F2 R демонстрирует намый низкий контраст.
Назначение следующего объектива легко угадывается по характерному рисунку. Fujinon XF 60mm F2.4 R Macro имеет крайне высокий контраст и детализацию. Даже на открытой диафрагме и центр кадра, и его углы выглядят достаточно резкими. При диафрагмировании всего на треть ступени до f/2,8 резкость еще возрастает. Уже при f/4 изображение можно назвать идеальным: высочайшая детализация, отсутствие хроматических аберраций и дисторсий, высокий контраст. Снижение детализации начинается после f/11.
Выводы
Беззеркальная система X от Fujifilm получилась не похожей ни на остальные беззеркальные системы, ни на классичесике зеркалки. С самого начала японские инженеры пошли своим путем, предложив фотографу строить кадр с помощью гибридного видоискателя. Такое решение имеет и свои плюсы (удобство визирования), и свои минусы (необходимы дополнительные манипуляции при съемке с малого расстояния, видоискатель увеличил размер и стоимость камеры).
В качестве уникальной особенности камеры фотографам была предложена новая матрица без противомуарного фильтра. И эта технология “выстрелила”: детализация снимков высочайшая, уровень шума ниже, чем у конкурентов. Жаль, что инженеры пока не предусмотрели в системе стабилизированной оптики.
Из-за специфической формы корпуса пришлось пожертвовать эргономикой: часть важных кнопок находится слева от дисплея, что исключает слепое управление камерой. А работа автофокуса порой требует дополнительных манипуляций. Хотя за интересное решение в виде отдельных псевдомеханических селекторов для экспопараметров разработчиков хочется похвалить.
Отдельной похвалы также заслуживает качество сборки металлического корпуса: без единого люфта и зазора. Fujifilm X-PRO1 приятно просто взять в руки.
Конечно, Fujifilm X-PRO1умеет снимать видео в формате Full HD. Работа автофокуса при видеосъемке не всегда плавная и корректная, а запись звука возможна только со встроенного микрофона. Но перед нами и не видеокамера, а самый настоящий классический фотоаппарат.
***Плюсы
- великолепная сборка и стильный ретродизайн;
- псевдомеханические органы управления выдержкой и диафрагмой;
- гибридный видоискатель;
- дисплей высокого разрешения;
- высокая скорость работы;
- высокое качество изображения во всем диапазоне ISO;
- качественная системная оптика.
***Минусы
- отсутствие стабилизатора;
- неудобное расположение некоторых органов управления;
- неудобное управление автофокусом;
- псевдомеханические кольца фокусировки;
- скромные видеовозможности.
Наше резюме
Fujifilm не удалось создать конкурента зеркальным камерам. X-PRO1 проигрывает им по оперативности управления и автофокусу, хотя выигрывает у большинства моделей по качеству изображения. Зато новинка с легкостью сможет соперничать на рынке с более дорогими камерами — дальномерками от Leica. По всем параметрам X-PRO1 выигрывает в этом сегменте при разнице в цене почти в три раза (в пользу Fujifilm).