Качество изображения
Выводы о качестве изображения сделаны на основе работы с предсерийным образцом камеры и версией прошивки 1.00. Серийные образцы могут отличаться.
Детализация
Потенциал оптики беззеркальной системы Nikon Z мы уже не раз могли оценить в других наших тестах. Топовые модели объективов радуют резкой, звенящей картинкой. Так что на 45-Мп матрице Nikon Z 9 они раскрываются на все 100%. Детализация снимков достаточна не только для крупноформатной печати, но и для весьма смелого кадрирования.
«Избыток» деталей можно расходовать и весьма практичным способом — для съёмки с кропом в режиме DX. Например, когда не хватает фокусного расстояния. Снимки получаются с разрешением 19,4 Мп, чего достаточно для большинства задач. Почти весь материал с мотокроссом я снимал именно так, потому что подойти ближе не всегда удавалось.
Высокие ISO
Для репортажной камеры 45 Мп — высокое разрешение даже по меркам 2021 года. С одной стороны, вполне понятно, откуда взялась эта цифра: её диктует 8K-видеосъёмка, реализованная в Z 9. С другой, не будут ли эти 45 Мп слишком сильно шуметь? Интригу усиливает и тот факт, что в описании матрицы не упоминается столь модная сейчас технология производства с обратной засветкой… Так что дожидаемся вечера, ставим камеру на надёжный штатив и снимаем тест на всех значениях ISO.
Минимальным расширяемым значением для Nikon Z 9 является ISO 32, позволяющее работать с длинными выдержками. При этом немного снижается динамический диапазон в светах, но в целом ISO 32 является полностью рабочим, к тому же абсолютно лишённым шума. Детализация картинки очень высокая, а снимок смотрится абсолютно гладким.
Нижнее «реальное» значение светочувствительности — ISO 64. Оно также безукоризненно с точки зрения технического качества. Аналогичная ситуация сохраняется и при ISO 100, и при ISO 200.
Идеальная гладкость картинки постепенно начинает сменяться мелким монохромным шумом после ISO 400. Однако до ISO 1600 включительно он остаётся практически незаметным, учитывая изначально высокое разрешение изображения.
На ISO 3200 появляются первые сгустки шума в тенях, которые заметны при увеличении фото, но не оказывают решающего влияния на итоговое качество. Подобные кадры легко выдержат крупноформатную печать более А3. При ISO 6400 начинает снижаться контраст в тенях, но и это значение ISO остаётся полностью рабочим. И лишь ISO 12800 впервые заставляет фотографа задуматься о балансе между светочувствительностью и техническим качеством: повышается уровень шума, детали и полутона в тенях деградируют. Впрочем, и это ISO позволит печатать снимки форматом A4 или даже A3 без дополнительной обработки.
ISO 25600 демонстрирует и заметное усиление шума, и деградацию деталей, и ухудшение цветопередачи в тёмных областях. Звучит страшно, но на практике ISO 25600 является рабочим, если не стоит задача крупноформатной печати. Для публикации в сети или печати снимков форматом A4 и меньше такие снимки годятся. Расширяемые значения ISO 51200 и 102400, к сожалению, уже не могут похвастаться высоким техническим качеством и являются скорее запасом на крайний случай.
Nikon Z 9 приятно удивил, став одной из немногих камер, весь реальный диапазон ISO которых можно назвать полностью рабочим.
Динамический диапазон
Традиционно для Nikon новый Z 9 демонстрирует очень хороший запас в тенях в RAW. Смело можно повышать экспозицию на три ступени, проявляя новые детали. Самое интересное, что уровень шума при этом почти не повышается.
Альтернативой такой обработке может служить использование Active D-Lighting при съёмке в JPEG контрастных сюжетов.
В светлых областях запас, наоборот, весьма скудный. Можно спасти примерно одну ступень экспозиции из пересветов. Дальнейшее снижение экспозиции в RAW-конвертере уже не даёт результатов. Nikon Z 9 и сам «знает» об этой особенности, поэтому экспоавтоматика старается не допускать пересветов, иногда чуть снижая яркость снимка. Такая настройка экспонометрии традиционна для многих камер Nikon и не вызывает вопросов.
Электронный затвор и эффект rolling shutter
Отсутствие механического затвора — это, безусловно, смелый шаг со стороны разработчиков Nikon Z 9. Претензий к современным электронным затворам у фотографов хватает. Здесь и rolling shutter, и полосы при работе с искусственным светом.
Вращающиеся с огромной скоростью спицы колеса мотоцикла остаются идеально прямыми на фото.
Чуть больше чем за неделю тестирования Z 9 я сделал примерно 20 000 кадров на этот фотоаппарат, и ни с одной из озвученных проблем не столкнулся. Электронный затвор поддерживает работу со вспышками на выдержках до 1/200 в обычном режиме и на более коротких — в режиме высокоскоростной синхронизации. То есть без ограничений относительно камер с механическим затвором.
Снимая с искусственным освещением фехтование, я ни разу не столкнулся с проблемой полосок на фото.