Вверх
623d06c8 222c 4897 8c47 95723c9e3b25

Nikon Z 9: неделя с экспертом

Дата публикации: 29.11.2021

Эргономика и управление

Форм-фактор Nikon Z 9 полностью повторяет классические репортёрские зеркалки, такие как D6 или D5. Отказываться от зарекомендовавших себя эргономических решений никто не готов: ни фотографы, ни производитель. У камеры есть интегрированная вертикальная рукоятка, а основные органы управления, включая управляющие диски и джойстик автофокуса, продублированы под вертикальный хват.

«Тушка» без объектива весит 1340 г против 1450 граммов у зеркального Nikon D6. Ширина и высота уменьшились больше чем на сантиметр. Визуально толщина корпуса также уменьшилась, но габаритный размер стал меньше всего на полтора миллиметра, ведь он обусловлен прежде всего ухватистостью рукоятки. Корпус по-прежнему изготавливается из магниевого сплава и имеет необходимую для профессиональной работы защиту от пыли и влаги. В инструкции также официально заявлен диапазон рабочих температур до -10 градусов Цельсия. Большинство других беззеркальных камер имеют заявленный диапазон лишь до нуля градусов.

Расположение органов управления куда ближе к беззеркальным собратьям, чем к зеркальным прародителям. Так, в Nikon Z 9 не осталось кнопок слева от экрана, теперь они рассредоточены по корпусу. Привыкнуть к новому расположению большого труда не составит: всё продумано и логично.

Все кнопки достаточно крупные и разнесены на большое расстояние, чтобы с камерой было комфортно работать даже в перчатках. Ноябрь предоставил нам возможность это проверить. Есть даже специальный режим сенсорного дисплея для работы в перчатках.

Особо отметим продублированную для вертикального и горизонтального хвата кнопку i. Её значение не стоит недооценивать. Она вызывает экранное меню быстрого доступа, которое фотограф или видеограф может сформировать сам из 12 наиболее востребованных функций и настроек. Причём для фото- и видеорежима меню i настраивается отдельно.

Перепрограммировать можно большинство кнопок, а их тут немало. Например, только на передней панели в зоне действия правой руки находятся три программируемые кнопки Fn.

Сильно изменился орган управления, отвечающий за управление режимами автофокуса. Больше никаких селекторов! Он стал просто кнопкой. Нажимаем и выбираем режим работы автофокуса при помощи управляющих дисков.

Настройки режима работы затвора, серийной съёмки, брекетинга, вспышки и режима съёмки собраны слева от возвышения видоискателя. Опытному фотографу разобраться в них довольно просто даже без инструкции.

А справа на верхней панели находится монохромный статусный дисплей. Признаться, за время теста я ни разу на него не посмотрел: всю необходимую информацию я могу увидеть в видоискателе или на основном экране. Однако многие профессиональные фотографы привыкли к традиционным статусным дисплеям и не готовы от них отказываться. Впрочем, их ждёт небольшой сюрприз: дисплей стал выглядеть по-другому, как во многих современных беззеркалках.

В отношении интерфейсных решений в камере всё подчинено принципу: каждую мелочь можно настроить. Количество тонких настроек просто зашкаливает.

Даже для выведения информации на дисплей и видоискатель есть несколько настраиваемых шаблонов. Естественно, раздельно для фото и видео.

Есть и весьма интересные решения. Например, можно держать постоянно включённой подсветку кнопок. А экран имеет специальный режим тёплых цветов, который не слепит фотографа при ночной съёмке — всё изображение переводится в чёрно-красную гамму.

Завершая рассказ об интерфейсных особенностях, нужно отметить обновление меню. Нет, его структура осталась прежней, но пункты, имеющие всего две позиции — включено или выключено — получили наглядный и удобный «переключатель», как в современных операционных системах. В отдельную вкладку были вынесены все настройки подключений, потому что в Z 9 их стало по-настоящему много.

Разъёмы

Набор разъёмов Nikon Z 9 традиционен для профессиональных камер. Например, тут есть стандартный сетевой RJ-45 с поддержкой 1000BASE-T. Видеографов порадует полноразмерый HDMI-выход типа A (поддерживает разрешение до 8K!), стереовход для микрофона с фантомным питанием и выход на наушники. USB представлен разъёмом типа C с поддержкой PowerDelivery.

На переднюю панель вынесен классический синхроконтакт и 10-контактный фирменный разъём дистанционного пульта.

Камера поддерживает использование карт памяти XQD (Type B) и CFexpress (Type B). Оба разъем для карт памяти универсальные.

Сетевые интерфейсы

Nikon Z 9 имеет на борту модуль Wi-Fi с поддержкой стандартов IEEE 802.11b/g/n/a/ac. Это хорошая новость, потому что раньше фотографам приходилось использовать внешний трансмиттер WT6. Поддерживаются диапазоны 2,4 и 5 ГГц. Выходная мощность заявлена на уровне 8,4 дБм для 2,4 ГГц и 9,0 дБм для 5 ГГц. То есть Wi-Fi модуль заметно мощнее, чем, например, в Nikon Z 7II.

На практике прирост производительности Wi-Fi прекрасно видно. Например, подключив камеру к смартфону с помощью приложения SnapВridge, я с лёгкостью разобрал огромную съёмку в несколько тысяч кадров и выбрал самые эффектные снимки. Даже работая на сравнительно мощном компьютере со скоростным картридером, я тратил на отбор больше времени.

Интерфейс SnapBridge

Интерфейс SnapBridge

Перенос файлов через SnapBridge

Перенос файлов через SnapBridge

Дистанционное управление через SnapBridge

Дистанционное управление через SnapBridge

Bluetooth поддерживает спецификацию версии 5.0 и имеет заявленную мощность 2,9 дБм (1,4 дБм для Bluetooth Low Energy).

Nikon серьёзно обновил софт к выходу этой камеры. Nikon Z 9 будет работать с приложением NX Field, позволяющим управлять несколькими камерами дистанционно со смартфона, синхронизировать спуск затвора. На подходе утилита NX MobileAir, которая позволит соединять смартфон и камеру кабелем для быстрой передачи снимков по 4G или 5G, в том числе в фоновом режиме.

В корпус Nikon Z 9 встроен приёмник GPS/GLONASS/QZSS. Можно ограничиться простым выставлением точного времени по сигналам спутника или же записывать геоданные для каждого сделанного кадра и вести лог.

Дата публикации: 29.11.2021
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Качество изображения»
Георгий Полицарнов, 2022-03-21T06:14:27

У меня тоже есть вопросы по поводу адекватности методики тестирования CIPA. В камерах последних нескольких лет отрыв результатов их теста от реальности ошеломительный! Мой внутренний инженер-испытатель негодует:)

Максим Сидельник, 2022-03-19T14:02:40

Георгий - мне понравился пункт питание - 700 кадров по их методе (CIPA) - это каждый кадр наверно отсматривать удалять проверять резкость в нем, потом такие а мы слышали и 5100 можно сделать, а сами 8 тысяч на пол заряда сделали а они и не чихнул даже, (а еще плюсом от любого павер банка может кушать) мне кажется уже тот случай когда - не важен буфер и акум (это по умолчанию есть - тоолько наличие флешки и тонны свободного потом времени на отсмотр шедевров. Но как на практике скажу я вам отсмотреть после фотосета за 2-3 часа в реале после съемки и 500 кадров - то еще занятие)) да серия важна, но 8 и более тысяч кадров...ого скажу я вам. Пишут дизайн эргономика - а кажись он близок к иделу по хвату с обоих сторон. Видео выросло до небывалых высот - отдельный шедевр, после мыльных смартфонов особенно вечером это услада для глаз даже днем - цвета картинка шедевр. Конкурент Сони альфа 1 с его 8к и 50 мп на матрице) и о чудо нет механичесской шторки - блин да тупо ломаться теперь нечему (бай бай зеркало и шторка)

dofmaster, 2022-03-10T14:31:40

Уже написал выше, шторная механика А1 умеет 1/400 (а центральные затворы и того больше). Но на солнце даже этого мало — для съемок на открытой диафрагме приходится крутить NDшники… Поэтому ждем, пока электронный затвор будет давать синхру, которая будет быстрее на порядок.

dofmaster, 2022-03-10T14:29:00

Sony A1 - 1/400 ;)

Nickolay Smirnov, 2022-03-07T19:08:24

И до чего она "не доросла"?
Никон Д5 - 1/250, Д6 - 1/250, Зю9 - то же самое.

Георгий Полицарнов, 2022-02-14T06:25:34

Какие преимущества давал шторный затвор по сравнению с электронным в отношении выдержки синхронизации? В каком именно месте скорость «не доросла»?

Shutter Kaz, 2022-02-11T13:45:34

Мне плевать на механику, пусть будет быстрая матрица. Но выпиливать шторный затвор сейчас, когда скорость электронной синхры ещё "не доросла" – как-то странно. Копеешная экономия...

Насчет HSS. Этот костыль придумали как раз из-за неспособности шторного затвора открывать всю площадь матрицы за малое время. Вы, должно быть, в курсе как сильно падает мощность прибора (которой и так постоянно не хватает из-за модификаторов) в режиме HSS? Если в студии с большим выбором мощных светильников это не так критично, то на выезде уже прям ребром.

Nickolay Smirnov, 2022-01-06T21:11:01

Потому что, судя по всему,
1 - нереально сделать центральный затвор с аналогичным шторному диапазоном выдержек (особенно коротких - покажите хоть один центральный затвор, способный отбить 1/8000)

2 - если затвор находится не в объективе, а в тушке, то он должен открыть не всю площадь матрицы, как шторный, а всю площадь байонета, что поболе будет. Это и габариты затвора, и, опять же, попробуйте такую махину раскочегарить, чтоб она щёлкала хотя б 10 к/с

3 - нахрена? Выгод (кроме, разве что упомянутой вами синхронизации) никаких. А затевать только ради синхронизации разработку за немалые деньги нафиг никому не надо. Да и много ли вы знаете людей, которым не хватает именно возможностей синхронизации? Благо, современные камеры - это не "Зениты" с 1/30, они спокойно синхронизируются на 1/250-1/320. А для тех, кому мало, давно придуман HSS.

Так и нафига

Shutter Kaz, 2021-12-20T06:43:53

Если сони "отбирает" объективы для 30fps с учетом совокупности параметров – это, считаю, корректный подход. Для А-режима скорость работы диафрагмы уже несущественна, а на AF-ручнике и тип привода не имеет значения... Все же считаю скорость реакции автофокуса первичным фактором, ибо запаздывание диафрагмы не так критично (ДД позволяет компенсировать небольшие отклонения).

Вообще есть такой параметр как hitrate (процент успешных попаданий фокуса в серии). По результатам разных тестов у рекомендованных сонькой стекол hitrate стабильно выше 90%.

p.s. У Z9 заявлен режим 120fps, вот к нему есть вопросы ;) Походу там обычная нарезка из видеоряда.

Георгий Полицарнов, 2021-12-20T06:32:19

И Вы по-своему правы. Не может быть на рынке одного единственно-верного решения, продукта. Или это уже не рынок.

Многое зависит от расстановки акцентов, что Вы и показали. Поправлю лишь про 30 кадров/с. Они ограничиваются объективами, причём выбор совместимых с этой скоростью съёмки не такой и большой, и они точно не «старые». ЕМНИП, там речь даже не об автофокусе, а о скорости закрытия диафрагмы шла.

Также поправлю про старые медленные SD. Sony A1 будет снимать с такими картами 30 кадров/с! Пока не забьется буфер. А потом мучительно долго будет записывать на карту. Только в этот момент появятся ограничения.

Shutter Kaz, 2021-12-20T02:58:07

Ну не такая уж и взвешенная ;) Отписался выше.

Shutter Kaz, 2021-12-20T02:51:59

Каждый кулик хвалит свое болото, поэтому скажу несколько слов в защиту (не оправдание) Sony A1. Как ее владелец, а не теоретик.

1. Цена. Камера тети Сони была и пока остается первой на рынке с таким набором характеристик, поэтому она пор не стесняется отбивать свои инвестиции в разработку. Никон за пресловутые $5500 пока нигде не купить (в лучшем случае предзаказ), а к моменту его реального выхода на рынок соня с большой вероятностью опустит цены на a1. Если бы никон был первым - поверьте, он бы тоже не стеснялся набить свои пустеющие карманы :) Но такова участь отстающего.

2. Батблок. Скажите, он обязательно нужен всем и каждому? Я вот не хочу таскать габаритную камеру, проще взять с собой пару-тройку запасных аккумов. Кому прям надо, тот возьмет - но это не обязательная покупка. Присовокуплять ее стоимость как бы не совсем корректно, поскольку можно нарваться на встречный вопрос - "а сколько будет стоить отпил батблока у Никон?";)

3. Ограничения на съемку в 30 к/с. Как-то слишком драматично вы излагаете, хотя все максимально просто. Ограничения диктуются способностью каждой составляющей системы (камера, карта, объектив) поддерживать необходимый скоростной режим. Как думаете, старые объективы с медленными фокус-приводами способны корректировать фокус с частотой хотя бы 30Гц (хотя А1 просчитывает фокус 60 раз в сек.)? Или может быть SD v1.0 умеет записывать поток данных со скоростью 300 мегабайт в секунду? Даже не смешно читать про "честные 20к/с у Z9", ограничения которого имеют абсолютно ту же природу (при том, что SD в него вы не запихнете). К слову, 20к/с умеет много кто – не говоря о Sony A9 пятилетней давности.

4. Видео 16bit RAW. Технология не бумажная, Sony вполне исправно выдает эти биты на HDMI. Проблема в том, что пока нет доступных внешних рекордеров с поддержкой 16-bit :) Мощностей Atomos Ninja/Ninja+ пока хватает только на перекодировку и запись 12bit ProResRaw. Даже 4K в шестнадцати битах порождает такие битрейты, что уже быстрые SSD не справляются. Вы должно быть догадываетесь, почему RED и ARRI пишут RAW только на проприетарные носители.

5. Механический затвор. Мне думается, отказываться от мехзатвора пока (именно пока, на данный момент развития технологии) пока рановато. Ради той же выдержки синхронизации. Почему для A1, R3 и Z9 не разработали аналог центрального затвора (leaf shutter) – для меня загадка. Ведь шторный уже фактически неактуален, а лепестковый умеет синхронизироваться на более коротких выдержках... Возможно, механика занимает много места – но ведь в тушках R3 и Z9 его как бы в избытке, нет?

Разные мнения - это хорошо :) Но призываю быть максимально объективным.

Роман, 2021-12-15T12:28:17

Cтоимость прошивки Z6/Z6II/Z7/Z7II связана с патентными отчислениями Nikon за использование кодека Apple ProRes RAW.

Viktor Dmitriyev, 2021-12-10T05:07:57

Прекрасно =)

Георгий Полицарнов, 2021-12-09T18:45:29

Если заклеить изолентой кнопку спуска, может, и удастся усадить за час аккумулятор. Но для этого понадобится ооочень большая флешка. По факту даже при съёмке видео заявлено время в 170 минут.

Viktor Dmitriyev, 2021-12-09T11:07:50

Вобщем потенциально заряда одной батареи может хватить на час съёмки. Вот я к чему ) Там же всё время дисплей работает, проц шпарит и т.д.

Григорий Антипов, 2021-12-09T10:35:02

Вот в Z9 хорошо реализован механизм защиты матрицы - шторки. Почему это не было сделано на других Z-ках? Большой вопрос к Никону. И это не какое то профессиональное требование сугубо к проф.камерам. Это актуально и для продвинутого любительского сегмента, где тоже меняют объективы. Но и тут можно обойти этот препон. Менять объектив "на горячую". Не выключая камеру вынуть аккумулятор, тогда шторки затвора останутся закрытыми и защитят матрицу.

Георгий Полицарнов, 2021-12-09T07:42:40

Официальные ограничения на видеосъёмку не заявлены, кроме как по объёму аккумулятору (но там всё сильно больше часа). На практике снимали 12-минутные ролики в 8K, без проблем. Никаких сообщение о перегреве и т.п. Сама камера практически холодная при этом.

Viktor Dmitriyev, 2021-12-09T06:41:25

Воздух сотрясаете

Viktor Dmitriyev, 2021-12-09T06:37:25

Благодарю редакцию и специалистов за прекрасный, практически безупречный обзор. Одно не услышал - запас хода по аккуму при видеосъёмке и ограничение длинны роликов есть или нет.

НО

Нет ничего идеального!

Хуже дизайна у Nikon я никогда не видел, здесь полный провал к моему сожалению. Но это рабочий инструммент, а не объект любования.

Это будущее, это Nikon!