Вверх
085a336b f917 493e aad6 e4737c8a6cc7

Nikon Z 9: неделя с экспертом

Дата публикации: 29.11.2021

Обзор основных особенностей Nikon Z 9

Nikon Z 9 — одна из самых ярких новинок уходящего 2021 года. Топовая репортажная беззеркалка с возможностью 8K-видеосъёмки, высокоскоростной серийной съёмкой, 45-мегапиксельной матрицей и без механического затвора — это действительно мощно и неожиданно.

Nikon Z 9: неделя с экспертом

Один из предсерийных образцов Nikon Z 9 я получил для подготовки большого теста в формате «Неделя с экспертом». И нужно сказать, что в серой ноябрьской Москве удалось найти несколько непростых сюжетов, чтобы раскрыть весь потенциал камеры.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 5000, F2.8, 1/1600 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

Что нового в Nikon Z 9?

Проще всего на этот вопрос ответить одним-единственным словом: всё. Ну или почти всё. Некоторые хорошие традиции бережно сохранены. Камера, например, работает со старыми батареями, отлично «дружит» с объективами AF-S через переходник FTZ или новый FTZ II, имеет фирменную структуру меню и настроек. И конечно, корпус с интегрированной вертикальной ручкой, как у всех профессиональных зеркальных аппаратов.

В основе Z 9 — новая полнокадровая матрица с разрешением 45,7 Мп. Её секрет в многослойной конструкции с интегрированной памятью. Подобное решение позволяет обеспечить высокую скорость считывания… настолько высокую, что Nikon Z 9 стал первой профессиональной камерой без механического затвора! Матрица лишена эффекта rolling shutter. Очевидные плюсы такого решения — бесшумная работа и минимальная выдержка в 1/32000 с, а также полное исключение возможности микросмаза по вине камеры.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1100, F2.8, 1/2000 с, 450.0 мм экв.Cкачать RAW

Механические шторки, которые вы можете увидеть на фотоаппарате, лишь защищают матрицу при выключении камеры и смене объективов. Их можно отключить. Пылезащита также обеспечивается двойным антистатическим фильтром. В предыдущих моделях двойной фильтр не применялся.

В Nikon Z 9, как и в остальных полнокадровых моделях серии Z, используется стабилизатор на основе сдвига матрицы. Он обеспечивает компенсацию смещений по пяти осям, а его эффективность заявлена на уровне 6 ступеней выдержки.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 64, F6.3, 1/50 с, 450.0 мм экв.Cкачать RAW

Чтобы раскрыть скоростные качества матрицы, для Nikon Z 9 был создан новый процессор ​​Expeed 7. Один-единственный, но в разы более быстрый по сравнению даже с парой Expeed 6. Он позволяет вести съёмку со скоростью до 20 кадров/с в RAW в полном разрешении (45,7 МП), а использование карт памяти формата CFexpress делает объём буфера «бесконечным» (более 1000 кадров при использовании карт со скоростью записи 1400 МБ/с).

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 5000, F2.8, 1/1600 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 5000, F2.8, 1/1600 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 5000, F2.8, 1/1600 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 5000, F2.8, 1/1600 с, 300.0 мм экв.

Если снимать в JPEG и ограничиться 11 Мп, то вести съёмку можно с частотой 120 кадров/с! Естественно, с автофокусом и экспозамером.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2.8, 1/2000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2.8, 1/2000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2.8, 1/2000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2.8, 1/2000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2.8, 1/2000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2.8, 1/2000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2.8, 1/2000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2.8, 1/2000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1400, F2.8, 1/2000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1400, F2.8, 1/2000 с, 300.0 мм экв.

Вслед за механическим затвором «на пенсию» отправились отдельные модули автофокуса и экспозамера. Беззеркальная конструкция оказалась намного более простой по сравнению с зеркалками. Все измерения осуществляются исключительно по матрице. Чувствительность автофокуса достигает -8,5 EV. Точки фазовой детекции находятся непосредственно на сенсоре изображения, для ручного выбора фотографу доступно 493 точки. Nikon Z 9 также стал первой беззеркалкой бренда, в которую вернулся 3D-трекинг.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 4500, F5.6, 1/4000 с, 450.0 мм экв.Cкачать RAW

Если камера «видит» всё, что происходит перед объективом, то и точку автофокуса может выбрать сама. Для этого в Nikon Z 9 реализована целая система распознавания объектов: лица, глаза, животные, люди, транспортные средства… Камера может одновременно вести до 9 объектов. Алгоритмы были созданы с помощью технологии машинного обучения и на практике работают отлично, это мы покажем на реальных сюжетах далее.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 400, F4.5, 1/1250 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

Наконец, главный камень преткновения между фотографами старой закалки и новыми технологиями — электронный видоискатель. Связка из матрицы, процессора и электронного видоискателя Nikon Z 9 действительно творит чудеса: лага отображения просто нет. Картинка воспринимается абсолютно живой. Если лишний раз не напомнить фотографу, что перед ним OLED-панель с разрешением 3,69 млн точек, скорее всего, он даже не задумается об этом — я проверил на нескольких людях. Кстати, в видоискателе всё же есть небольшой секрет. Речь о его яркости, достигающей 3000 нит. Разрешение у него далеко не самое большое в классе, а вот яркость — рекордная на момент анонса среди всех беззеркальных камер.

И раз я написал про видоискатель, самое время упомянуть про экран. Его конструкция наклонно-поворотная. Дисплей можно повернуть на 90 градусов при вертикальном кадрировании, чтобы брать ракурсы с самых нижних точек. Кроме того, он наклоняется вверх и вниз, позволяя подобрать оптимальное положение в любой ситуации.

Практически всё, о чём я писал выше, относилось к фотосъёмке. Но Nikon Z 9 — это не только фотоаппарат. Один поворот рычажка, и он превращается в профессиональную 8K-видеокамеру. На данный момент запись возможна с частотой до 30 кадров/с, но в 2022 году ожидается прошивка, которая позволит снимать до 60 кадров/с в формате ProRes.

Если снизить разрешение до 4K, то уже сейчас можно работать с 10-битным ProRes HQ. А в контейнер MOV со сжатием H.265 можно и вовсе записывать 4K с частотой до 120 кадров/с (конечно же, с автофокусом и стабилизацией). Так что я бы поспорил, чего в Nikon Z 9 больше: фото или видео.

Дата публикации: 29.11.2021
Комментировать
Главы:1234567
Далее «Скорость работы»
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Другие статьи о Nikon Z 9

Развернуть весь список
Георгий Полицарнов, 2022-03-21T06:14:27

У меня тоже есть вопросы по поводу адекватности методики тестирования CIPA. В камерах последних нескольких лет отрыв результатов их теста от реальности ошеломительный! Мой внутренний инженер-испытатель негодует:)

Максим Сидельник, 2022-03-19T14:02:40

Георгий - мне понравился пункт питание - 700 кадров по их методе (CIPA) - это каждый кадр наверно отсматривать удалять проверять резкость в нем, потом такие а мы слышали и 5100 можно сделать, а сами 8 тысяч на пол заряда сделали а они и не чихнул даже, (а еще плюсом от любого павер банка может кушать) мне кажется уже тот случай когда - не важен буфер и акум (это по умолчанию есть - тоолько наличие флешки и тонны свободного потом времени на отсмотр шедевров. Но как на практике скажу я вам отсмотреть после фотосета за 2-3 часа в реале после съемки и 500 кадров - то еще занятие)) да серия важна, но 8 и более тысяч кадров...ого скажу я вам. Пишут дизайн эргономика - а кажись он близок к иделу по хвату с обоих сторон. Видео выросло до небывалых высот - отдельный шедевр, после мыльных смартфонов особенно вечером это услада для глаз даже днем - цвета картинка шедевр. Конкурент Сони альфа 1 с его 8к и 50 мп на матрице) и о чудо нет механичесской шторки - блин да тупо ломаться теперь нечему (бай бай зеркало и шторка)

dofmaster, 2022-03-10T14:31:40

Уже написал выше, шторная механика А1 умеет 1/400 (а центральные затворы и того больше). Но на солнце даже этого мало — для съемок на открытой диафрагме приходится крутить NDшники… Поэтому ждем, пока электронный затвор будет давать синхру, которая будет быстрее на порядок.

dofmaster, 2022-03-10T14:29:00

Sony A1 - 1/400 ;)

Nickolay Smirnov, 2022-03-07T19:08:24

И до чего она "не доросла"?
Никон Д5 - 1/250, Д6 - 1/250, Зю9 - то же самое.

Георгий Полицарнов, 2022-02-14T06:25:34

Какие преимущества давал шторный затвор по сравнению с электронным в отношении выдержки синхронизации? В каком именно месте скорость «не доросла»?

Shutter Kaz, 2022-02-11T13:45:34

Мне плевать на механику, пусть будет быстрая матрица. Но выпиливать шторный затвор сейчас, когда скорость электронной синхры ещё "не доросла" – как-то странно. Копеешная экономия...

Насчет HSS. Этот костыль придумали как раз из-за неспособности шторного затвора открывать всю площадь матрицы за малое время. Вы, должно быть, в курсе как сильно падает мощность прибора (которой и так постоянно не хватает из-за модификаторов) в режиме HSS? Если в студии с большим выбором мощных светильников это не так критично, то на выезде уже прям ребром.

Nickolay Smirnov, 2022-01-06T21:11:01

Потому что, судя по всему,
1 - нереально сделать центральный затвор с аналогичным шторному диапазоном выдержек (особенно коротких - покажите хоть один центральный затвор, способный отбить 1/8000)

2 - если затвор находится не в объективе, а в тушке, то он должен открыть не всю площадь матрицы, как шторный, а всю площадь байонета, что поболе будет. Это и габариты затвора, и, опять же, попробуйте такую махину раскочегарить, чтоб она щёлкала хотя б 10 к/с

3 - нахрена? Выгод (кроме, разве что упомянутой вами синхронизации) никаких. А затевать только ради синхронизации разработку за немалые деньги нафиг никому не надо. Да и много ли вы знаете людей, которым не хватает именно возможностей синхронизации? Благо, современные камеры - это не "Зениты" с 1/30, они спокойно синхронизируются на 1/250-1/320. А для тех, кому мало, давно придуман HSS.

Так и нафига

Shutter Kaz, 2021-12-20T06:43:53

Если сони "отбирает" объективы для 30fps с учетом совокупности параметров – это, считаю, корректный подход. Для А-режима скорость работы диафрагмы уже несущественна, а на AF-ручнике и тип привода не имеет значения... Все же считаю скорость реакции автофокуса первичным фактором, ибо запаздывание диафрагмы не так критично (ДД позволяет компенсировать небольшие отклонения).

Вообще есть такой параметр как hitrate (процент успешных попаданий фокуса в серии). По результатам разных тестов у рекомендованных сонькой стекол hitrate стабильно выше 90%.

p.s. У Z9 заявлен режим 120fps, вот к нему есть вопросы ;) Походу там обычная нарезка из видеоряда.

Георгий Полицарнов, 2021-12-20T06:32:19

И Вы по-своему правы. Не может быть на рынке одного единственно-верного решения, продукта. Или это уже не рынок.

Многое зависит от расстановки акцентов, что Вы и показали. Поправлю лишь про 30 кадров/с. Они ограничиваются объективами, причём выбор совместимых с этой скоростью съёмки не такой и большой, и они точно не «старые». ЕМНИП, там речь даже не об автофокусе, а о скорости закрытия диафрагмы шла.

Также поправлю про старые медленные SD. Sony A1 будет снимать с такими картами 30 кадров/с! Пока не забьется буфер. А потом мучительно долго будет записывать на карту. Только в этот момент появятся ограничения.

Shutter Kaz, 2021-12-20T02:58:07

Ну не такая уж и взвешенная ;) Отписался выше.

Shutter Kaz, 2021-12-20T02:51:59

Каждый кулик хвалит свое болото, поэтому скажу несколько слов в защиту (не оправдание) Sony A1. Как ее владелец, а не теоретик.

1. Цена. Камера тети Сони была и пока остается первой на рынке с таким набором характеристик, поэтому она пор не стесняется отбивать свои инвестиции в разработку. Никон за пресловутые $5500 пока нигде не купить (в лучшем случае предзаказ), а к моменту его реального выхода на рынок соня с большой вероятностью опустит цены на a1. Если бы никон был первым - поверьте, он бы тоже не стеснялся набить свои пустеющие карманы :) Но такова участь отстающего.

2. Батблок. Скажите, он обязательно нужен всем и каждому? Я вот не хочу таскать габаритную камеру, проще взять с собой пару-тройку запасных аккумов. Кому прям надо, тот возьмет - но это не обязательная покупка. Присовокуплять ее стоимость как бы не совсем корректно, поскольку можно нарваться на встречный вопрос - "а сколько будет стоить отпил батблока у Никон?";)

3. Ограничения на съемку в 30 к/с. Как-то слишком драматично вы излагаете, хотя все максимально просто. Ограничения диктуются способностью каждой составляющей системы (камера, карта, объектив) поддерживать необходимый скоростной режим. Как думаете, старые объективы с медленными фокус-приводами способны корректировать фокус с частотой хотя бы 30Гц (хотя А1 просчитывает фокус 60 раз в сек.)? Или может быть SD v1.0 умеет записывать поток данных со скоростью 300 мегабайт в секунду? Даже не смешно читать про "честные 20к/с у Z9", ограничения которого имеют абсолютно ту же природу (при том, что SD в него вы не запихнете). К слову, 20к/с умеет много кто – не говоря о Sony A9 пятилетней давности.

4. Видео 16bit RAW. Технология не бумажная, Sony вполне исправно выдает эти биты на HDMI. Проблема в том, что пока нет доступных внешних рекордеров с поддержкой 16-bit :) Мощностей Atomos Ninja/Ninja+ пока хватает только на перекодировку и запись 12bit ProResRaw. Даже 4K в шестнадцати битах порождает такие битрейты, что уже быстрые SSD не справляются. Вы должно быть догадываетесь, почему RED и ARRI пишут RAW только на проприетарные носители.

5. Механический затвор. Мне думается, отказываться от мехзатвора пока (именно пока, на данный момент развития технологии) пока рановато. Ради той же выдержки синхронизации. Почему для A1, R3 и Z9 не разработали аналог центрального затвора (leaf shutter) – для меня загадка. Ведь шторный уже фактически неактуален, а лепестковый умеет синхронизироваться на более коротких выдержках... Возможно, механика занимает много места – но ведь в тушках R3 и Z9 его как бы в избытке, нет?

Разные мнения - это хорошо :) Но призываю быть максимально объективным.

Роман, 2021-12-15T12:28:17

Cтоимость прошивки Z6/Z6II/Z7/Z7II связана с патентными отчислениями Nikon за использование кодека Apple ProRes RAW.

Viktor Dmitriyev, 2021-12-10T05:07:57

Прекрасно =)

Георгий Полицарнов, 2021-12-09T18:45:29

Если заклеить изолентой кнопку спуска, может, и удастся усадить за час аккумулятор. Но для этого понадобится ооочень большая флешка. По факту даже при съёмке видео заявлено время в 170 минут.

Viktor Dmitriyev, 2021-12-09T11:07:50

Вобщем потенциально заряда одной батареи может хватить на час съёмки. Вот я к чему ) Там же всё время дисплей работает, проц шпарит и т.д.

Григорий Антипов, 2021-12-09T10:35:02

Вот в Z9 хорошо реализован механизм защиты матрицы - шторки. Почему это не было сделано на других Z-ках? Большой вопрос к Никону. И это не какое то профессиональное требование сугубо к проф.камерам. Это актуально и для продвинутого любительского сегмента, где тоже меняют объективы. Но и тут можно обойти этот препон. Менять объектив "на горячую". Не выключая камеру вынуть аккумулятор, тогда шторки затвора останутся закрытыми и защитят матрицу.

Георгий Полицарнов, 2021-12-09T07:42:40

Официальные ограничения на видеосъёмку не заявлены, кроме как по объёму аккумулятору (но там всё сильно больше часа). На практике снимали 12-минутные ролики в 8K, без проблем. Никаких сообщение о перегреве и т.п. Сама камера практически холодная при этом.

Viktor Dmitriyev, 2021-12-09T06:41:25

Воздух сотрясаете

Viktor Dmitriyev, 2021-12-09T06:37:25

Благодарю редакцию и специалистов за прекрасный, практически безупречный обзор. Одно не услышал - запас хода по аккуму при видеосъёмке и ограничение длинны роликов есть или нет.

НО

Нет ничего идеального!

Хуже дизайна у Nikon я никогда не видел, здесь полный провал к моему сожалению. Но это рабочий инструммент, а не объект любования.

Это будущее, это Nikon!