Вверх
623d06c8 222c 4897 8c47 95723c9e3b25

Nikon Z 9: неделя с экспертом

Дата публикации: 29.11.2021

Nikon Z 9 в работе

Автофокус

Система автофокуса Nikon Z 9 — пожалуй, главное, из-за чего стоило отказываться от зеркальной конструкции фотокамеры. Камера должна каждым из своих 45,7 млн пикселей видеть то, что происходит перед ней, и сама наводиться на резкость, а не утруждать этим фотографа. И Nikon Z 9 это умеет. Впрочем, давайте с самого начала…

Фокусировка осуществляется непосредственно по матрице по гибридному принципу (фазовый + контрастный АФ). Чувствительность системы составляет от -6,5 до +19 EV в «обычном» режиме с расширением нижней границы до -8,5 EV с режиме Starlight View при ISO 100, f/1,2.

NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 5600, F4.5, 1/100 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

В спецификациях указываются 493 точки автофокуса, но тут нужно быть осторожным: речь идёт о числе позиций выбранной вручную точки автофокуса. Естественно, камера использует куда большее число датчиков, которые покрывают бóльшую часть кадра.

За всё время тестирования выбирать область автофокуса вручную мне приходилось буквально несколько раз. В большинстве ситуаций достаточно включить широкую зону АФ, и камера сама определит главный объект. В этом ей помогает созданная с помощью технологии машинного обучения система распознавания. В меню можно выбрать, что именно вы собираетесь снимать: людей и животных или транспорт (vehicles). Во втором случае речь идёт о спортивных сюжетах: авто-, мотогонки и тому подобное.

В ходе теста я дал возможность камере поработать c совершенно разными сюжетами. И со всеми она справилась отлично.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1000, F4, 1/2500 с, 450.0 мм экв.

Начнём с самого привычного: лица и глаза людей. Благодаря высокому разрешению матрицы автоматика может находить не только лица, но и глаза на очень мелких планах. И это впечатляет!

Шлем на лице вовсе не смущает систему распознавания. Если глаз не видно, она точно знает: перед ней голова человека. Фокус будет именно там, где нужно.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 900, F3.2, 1/2000 с, 450.0 мм экв.

С животными и птицами тоже никаких проблем. Если птица смотрит на вас анфас, фокус будет на глазе, а не на клюве.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/320 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/5000 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/400 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

Я всегда стараюсь ставить на первый план спортсмена и его эмоции. Но если отключить распознавание лиц и глаз, камера уверенно фокусируется, например, по мотоциклу и его деталям. Кроме того, всегда можно задать точку автофокуса вручную: касанием экрана или джойстиком.

NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 720, F3.2, 1/2000 с, 36.0 мм экв.

Отдельно хочется упомянуть 3D-слежение, впервые появившееся в беззеркалках Nikon. Хотя функция хорошо знакома обладателям зеркальных фотоаппаратов Nikon. Работает она примерно так: предварительно выбирается область автофокуса, которая совмещается с главным объектом. После полунажатия кнопки спуска камера продолжает отслеживать выбранный объект, подключая все свои интеллектуальные возможности.

Казалось бы, это лишнее усложнение, ведь есть автоматическое распознавание объектов. Но попробуйте поснимать в условиях, когда в кадре появляются два или больше одинаковых объекта. Например, спортсмены в форме.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/1000 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

В режиме 3D-слежения я снимал фехтование, заранее выбирая того спортсмена, на котором должен быть фокус. А дальше камера непрерывно удерживала его в фокусе до нажатия кнопки спуска (хоть на протяжении всего поединка).

NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 5000, F3.2, 1/1600 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW

В ходе теста я использовал как созданные для беззеркального байонета Z-объективы, так и AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II из зеркальной фотосистемы, установленный через переходник FTZ. Претензий к скорости и точности у меня не возникло ни в первом, ни во втором случае.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 5000, F2.8, 1/1600 с, 300.0 мм экв.

AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II успевал навестись на резкость при съёмке навскидку. Первый кадр в серии в большинстве случаев оказывался резким.

Стабилизация

Встроенный пятиосевой стабилизатор изображения на основе сдвига матрицы — важное отличие Nikon Z 9 от топовых зеркалок бренда. Эффективность стабилизатора заявлена на уровне 6 ступеней экспозиции.

NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/3 с, 49.0 мм экв.

В ходе теста мне удавалось получить резкие изображения с выдержкой до 2 секунд при использовании широкоугольного объектива (21 мм экв. в DX-режиме) и до 0,5 секунды с 50-мм объективом в FX-режиме.

NIKON Z 9 / NIKKOR Z 14-24mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 2 с, 21.0 мм экв.

Эффективная работа стабилизатора хорошо видна на выдержках до ⅒–⅕ секунды. Это действительно безопасный диапазон, в котором фотоаппарат уверенно отрабатывает увеличенные выдержки с рук. На выдержках порядка ⅓–½ с резких кадров в серии становится всё меньше, и лучше делать максимально возможное количество дублей.

NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/6 с, 51.0 мм экв.

Баланс белого

Автоматика баланса белого в Nikon Z 9 также была доработана с использованием алгоритмов машинного обучения. Результат особенно заметен при съёмке с настройкой для сохранения атмосферы освещения. Фотоаппарат не старается сделать белое белым, а бережно передаёт те оттенки, которые видел глаз.

NIKON Z 9 / NIKKOR Z 14-24mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/100 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW

Питание

Для питания Nikon Z 9 используется новый аккумулятор EN-EL18d, но есть обратная совместимость с другими аккумуляторами серии EN-EL18. Батареи EN-EL18b и новее поддерживают зарядку в камере от USB.

Идущее в комплекте зарядное устройство стало удивительно компактным. Оно рассчитано на один аккумулятор. К сетевому адаптеру подключается с помощью порта USB-C. Сама камера поддерживает зарядку от USB-C по стандарту PD. Так что нет принципиальной разницы, заряжать аккумулятор внутри камеры или во внешнем зарядном устройстве.

NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 5600, F4, 1/100 с, 97.0 мм экв.Cкачать RAW

Заявленный ресурс одной зарядки на первый взгляд шокирующе мал: около 700 кадров по методике CIPA. Но не всему написанному стоит верить сразу. В характеристиках также фигурирует цифра в 5310 для серийной съёмки. И это куда ближе к истине! Результаты нашего теста подтверждают эту цифру. При работе с высокоскоростной съёмкой получалось сделать и до 8000 кадров за 4 часа, не разрядив батарею и наполовину. И это при околонулевых температурах на улице!

Дата публикации: 29.11.2021
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Эргономика и управление»
Георгий Полицарнов, 2022-03-21T06:14:27

У меня тоже есть вопросы по поводу адекватности методики тестирования CIPA. В камерах последних нескольких лет отрыв результатов их теста от реальности ошеломительный! Мой внутренний инженер-испытатель негодует:)

Максим Сидельник, 2022-03-19T14:02:40

Георгий - мне понравился пункт питание - 700 кадров по их методе (CIPA) - это каждый кадр наверно отсматривать удалять проверять резкость в нем, потом такие а мы слышали и 5100 можно сделать, а сами 8 тысяч на пол заряда сделали а они и не чихнул даже, (а еще плюсом от любого павер банка может кушать) мне кажется уже тот случай когда - не важен буфер и акум (это по умолчанию есть - тоолько наличие флешки и тонны свободного потом времени на отсмотр шедевров. Но как на практике скажу я вам отсмотреть после фотосета за 2-3 часа в реале после съемки и 500 кадров - то еще занятие)) да серия важна, но 8 и более тысяч кадров...ого скажу я вам. Пишут дизайн эргономика - а кажись он близок к иделу по хвату с обоих сторон. Видео выросло до небывалых высот - отдельный шедевр, после мыльных смартфонов особенно вечером это услада для глаз даже днем - цвета картинка шедевр. Конкурент Сони альфа 1 с его 8к и 50 мп на матрице) и о чудо нет механичесской шторки - блин да тупо ломаться теперь нечему (бай бай зеркало и шторка)

dofmaster, 2022-03-10T14:31:40

Уже написал выше, шторная механика А1 умеет 1/400 (а центральные затворы и того больше). Но на солнце даже этого мало — для съемок на открытой диафрагме приходится крутить NDшники… Поэтому ждем, пока электронный затвор будет давать синхру, которая будет быстрее на порядок.

dofmaster, 2022-03-10T14:29:00

Sony A1 - 1/400 ;)

Nickolay Smirnov, 2022-03-07T19:08:24

И до чего она "не доросла"?
Никон Д5 - 1/250, Д6 - 1/250, Зю9 - то же самое.

Георгий Полицарнов, 2022-02-14T06:25:34

Какие преимущества давал шторный затвор по сравнению с электронным в отношении выдержки синхронизации? В каком именно месте скорость «не доросла»?

Shutter Kaz, 2022-02-11T13:45:34

Мне плевать на механику, пусть будет быстрая матрица. Но выпиливать шторный затвор сейчас, когда скорость электронной синхры ещё "не доросла" – как-то странно. Копеешная экономия...

Насчет HSS. Этот костыль придумали как раз из-за неспособности шторного затвора открывать всю площадь матрицы за малое время. Вы, должно быть, в курсе как сильно падает мощность прибора (которой и так постоянно не хватает из-за модификаторов) в режиме HSS? Если в студии с большим выбором мощных светильников это не так критично, то на выезде уже прям ребром.

Nickolay Smirnov, 2022-01-06T21:11:01

Потому что, судя по всему,
1 - нереально сделать центральный затвор с аналогичным шторному диапазоном выдержек (особенно коротких - покажите хоть один центральный затвор, способный отбить 1/8000)

2 - если затвор находится не в объективе, а в тушке, то он должен открыть не всю площадь матрицы, как шторный, а всю площадь байонета, что поболе будет. Это и габариты затвора, и, опять же, попробуйте такую махину раскочегарить, чтоб она щёлкала хотя б 10 к/с

3 - нахрена? Выгод (кроме, разве что упомянутой вами синхронизации) никаких. А затевать только ради синхронизации разработку за немалые деньги нафиг никому не надо. Да и много ли вы знаете людей, которым не хватает именно возможностей синхронизации? Благо, современные камеры - это не "Зениты" с 1/30, они спокойно синхронизируются на 1/250-1/320. А для тех, кому мало, давно придуман HSS.

Так и нафига

Shutter Kaz, 2021-12-20T06:43:53

Если сони "отбирает" объективы для 30fps с учетом совокупности параметров – это, считаю, корректный подход. Для А-режима скорость работы диафрагмы уже несущественна, а на AF-ручнике и тип привода не имеет значения... Все же считаю скорость реакции автофокуса первичным фактором, ибо запаздывание диафрагмы не так критично (ДД позволяет компенсировать небольшие отклонения).

Вообще есть такой параметр как hitrate (процент успешных попаданий фокуса в серии). По результатам разных тестов у рекомендованных сонькой стекол hitrate стабильно выше 90%.

p.s. У Z9 заявлен режим 120fps, вот к нему есть вопросы ;) Походу там обычная нарезка из видеоряда.

Георгий Полицарнов, 2021-12-20T06:32:19

И Вы по-своему правы. Не может быть на рынке одного единственно-верного решения, продукта. Или это уже не рынок.

Многое зависит от расстановки акцентов, что Вы и показали. Поправлю лишь про 30 кадров/с. Они ограничиваются объективами, причём выбор совместимых с этой скоростью съёмки не такой и большой, и они точно не «старые». ЕМНИП, там речь даже не об автофокусе, а о скорости закрытия диафрагмы шла.

Также поправлю про старые медленные SD. Sony A1 будет снимать с такими картами 30 кадров/с! Пока не забьется буфер. А потом мучительно долго будет записывать на карту. Только в этот момент появятся ограничения.

Shutter Kaz, 2021-12-20T02:58:07

Ну не такая уж и взвешенная ;) Отписался выше.

Shutter Kaz, 2021-12-20T02:51:59

Каждый кулик хвалит свое болото, поэтому скажу несколько слов в защиту (не оправдание) Sony A1. Как ее владелец, а не теоретик.

1. Цена. Камера тети Сони была и пока остается первой на рынке с таким набором характеристик, поэтому она пор не стесняется отбивать свои инвестиции в разработку. Никон за пресловутые $5500 пока нигде не купить (в лучшем случае предзаказ), а к моменту его реального выхода на рынок соня с большой вероятностью опустит цены на a1. Если бы никон был первым - поверьте, он бы тоже не стеснялся набить свои пустеющие карманы :) Но такова участь отстающего.

2. Батблок. Скажите, он обязательно нужен всем и каждому? Я вот не хочу таскать габаритную камеру, проще взять с собой пару-тройку запасных аккумов. Кому прям надо, тот возьмет - но это не обязательная покупка. Присовокуплять ее стоимость как бы не совсем корректно, поскольку можно нарваться на встречный вопрос - "а сколько будет стоить отпил батблока у Никон?";)

3. Ограничения на съемку в 30 к/с. Как-то слишком драматично вы излагаете, хотя все максимально просто. Ограничения диктуются способностью каждой составляющей системы (камера, карта, объектив) поддерживать необходимый скоростной режим. Как думаете, старые объективы с медленными фокус-приводами способны корректировать фокус с частотой хотя бы 30Гц (хотя А1 просчитывает фокус 60 раз в сек.)? Или может быть SD v1.0 умеет записывать поток данных со скоростью 300 мегабайт в секунду? Даже не смешно читать про "честные 20к/с у Z9", ограничения которого имеют абсолютно ту же природу (при том, что SD в него вы не запихнете). К слову, 20к/с умеет много кто – не говоря о Sony A9 пятилетней давности.

4. Видео 16bit RAW. Технология не бумажная, Sony вполне исправно выдает эти биты на HDMI. Проблема в том, что пока нет доступных внешних рекордеров с поддержкой 16-bit :) Мощностей Atomos Ninja/Ninja+ пока хватает только на перекодировку и запись 12bit ProResRaw. Даже 4K в шестнадцати битах порождает такие битрейты, что уже быстрые SSD не справляются. Вы должно быть догадываетесь, почему RED и ARRI пишут RAW только на проприетарные носители.

5. Механический затвор. Мне думается, отказываться от мехзатвора пока (именно пока, на данный момент развития технологии) пока рановато. Ради той же выдержки синхронизации. Почему для A1, R3 и Z9 не разработали аналог центрального затвора (leaf shutter) – для меня загадка. Ведь шторный уже фактически неактуален, а лепестковый умеет синхронизироваться на более коротких выдержках... Возможно, механика занимает много места – но ведь в тушках R3 и Z9 его как бы в избытке, нет?

Разные мнения - это хорошо :) Но призываю быть максимально объективным.

Роман, 2021-12-15T12:28:17

Cтоимость прошивки Z6/Z6II/Z7/Z7II связана с патентными отчислениями Nikon за использование кодека Apple ProRes RAW.

Viktor Dmitriyev, 2021-12-10T05:07:57

Прекрасно =)

Георгий Полицарнов, 2021-12-09T18:45:29

Если заклеить изолентой кнопку спуска, может, и удастся усадить за час аккумулятор. Но для этого понадобится ооочень большая флешка. По факту даже при съёмке видео заявлено время в 170 минут.

Viktor Dmitriyev, 2021-12-09T11:07:50

Вобщем потенциально заряда одной батареи может хватить на час съёмки. Вот я к чему ) Там же всё время дисплей работает, проц шпарит и т.д.

Григорий Антипов, 2021-12-09T10:35:02

Вот в Z9 хорошо реализован механизм защиты матрицы - шторки. Почему это не было сделано на других Z-ках? Большой вопрос к Никону. И это не какое то профессиональное требование сугубо к проф.камерам. Это актуально и для продвинутого любительского сегмента, где тоже меняют объективы. Но и тут можно обойти этот препон. Менять объектив "на горячую". Не выключая камеру вынуть аккумулятор, тогда шторки затвора останутся закрытыми и защитят матрицу.

Георгий Полицарнов, 2021-12-09T07:42:40

Официальные ограничения на видеосъёмку не заявлены, кроме как по объёму аккумулятору (но там всё сильно больше часа). На практике снимали 12-минутные ролики в 8K, без проблем. Никаких сообщение о перегреве и т.п. Сама камера практически холодная при этом.

Viktor Dmitriyev, 2021-12-09T06:41:25

Воздух сотрясаете

Viktor Dmitriyev, 2021-12-09T06:37:25

Благодарю редакцию и специалистов за прекрасный, практически безупречный обзор. Одно не услышал - запас хода по аккуму при видеосъёмке и ограничение длинны роликов есть или нет.

НО

Нет ничего идеального!

Хуже дизайна у Nikon я никогда не видел, здесь полный провал к моему сожалению. Но это рабочий инструммент, а не объект любования.

Это будущее, это Nikon!