Вверх
623d06c8 222c 4897 8c47 95723c9e3b25

Nikon Z 9: неделя с экспертом

Дата публикации: 29.11.2021

Скорость работы

Скорость работы

Скорость съёмки — пожалуй, главное, чего ждёшь от Nikon Z 9. Нет, мы видели камеры и с более высокими характеристиками, но сейчас речь идёт не только и не столько о «пулемётных» очередях, сколько об общей быстроте фотоаппарата — от отзывчивости интерфейса до простоты настроек.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1000, F2.8, 1/3200 с, 450.0 мм экв.Cкачать RAW

Всё начинается с включения. Для беззеркалок это всегда было слабым местом. В Nikon Z 9 дела с включением обстоят хорошо — 0,4 секунды. Задержка всё же ощущается, но когда камеру подносишь к глазу, она полностью готова снимать.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1100, F4.5, 1/3200 с, 450.0 мм экв.Cкачать RAW

Про автофокус я расскажу подробнее ниже, но в целом к нему также нет вопросов. Если выбраны адекватные ситуации настройки, то от фотографа не требуется никаких действий. В большинстве случаев камера захватит нужный объект в резкость и будет готова к съёмке одновременно с полунажатием кнопки спуска. Нажимаем спуск до конца… и слышим совершенно непривычный электронный звук затвора. Или даже не слышим его, если включён бесшумный режим. Только рамка вокруг кадра указывает на то, что идёт съёмка.

Абсолютно бесшумный режим пригодился для съёмки в Воскресенском соборе Нового Иерусалима.

Абсолютно бесшумный режим пригодился для съёмки в Воскресенском соборе Нового Иерусалима.

NIKON Z 9 / NIKKOR Z 14-24mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 500, F8, 1/15 с, 14.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 14-24mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 900, F8, 1/15 с, 14.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 14-24mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 25600, F4, 1/15 с, 14.0 мм экв.Cкачать RAW

Вот так совершенно незаметно для окружающих Nikon Z 9 может снимать до 20 кадров в секунду в RAW. С быстрыми картами памяти CFexpress (1400 МБ/с на запись) буфер будет ограничен лишь объёмом пустого места. Я снимал минуту с лишним, но камера ни разу не сбилась с темпа.

NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 4000, F2.8, 1/1250 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 4000, F2.8, 1/1250 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 4000, F2.8, 1/1250 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 4000, F2.8, 1/1250 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 4000, F2.8, 1/1250 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 4000, F2.8, 1/1250 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW

Нужно быстрее? Пожалуйста! В настройках режимов работы затвора Nikon Z 9 позволяет выставить 30 кадров/с, но придётся отказаться от RAW.

Есть настройка и для 120 кадров/с. На карту памяти будет записываться JPEG с разрешением 11 Мп. Никаких ограничений на съёмку наложено не будет: автофокус, экспозамер — всё работает обычным и привычным образом, буфер — бесконечный.

NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 450, F3.2, 1/2000 с, 24.0 мм экв.
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 450, F3.2, 1/2000 с, 24.0 мм экв.
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 450, F3.2, 1/2000 с, 24.0 мм экв.
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 450, F3.2, 1/2000 с, 24.0 мм экв.
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 450, F3.2, 1/2000 с, 24.0 мм экв.
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 450, F3.2, 1/2000 с, 24.0 мм экв.
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 450, F3.2, 1/2000 с, 24.0 мм экв.
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 450, F3.2, 1/2000 с, 24.0 мм экв.
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 450, F3.2, 1/2000 с, 24.0 мм экв.
NIKON Z 9 / NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S УСТАНОВКИ: ISO 450, F3.2, 1/2000 с, 24.0 мм экв.

Камера точно быстрее меня: это я понял, когда снимал фехтование. Достаточно просто зажать кнопку спуска до начала атаки и отпустить её, когда спортсмены разойдутся. На скорости 120 кадров/с будет точно видно, кто и как именно нанёс удар противнику. Глазом же я этого порой заметить не успевал.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/1000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/1000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/1000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/1000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/1000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/1000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/1000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/1000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/1000 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/1000 с, 300.0 мм экв.

Есть ли у Nikon Z 9 лаг затвора? Если и есть, то без высокоточной аппаратуры его точно не поймать. Съёмка происходит строго в тот момент, когда нажата кнопка, никаких задержек не чувствуется.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 5000, F2.8, 1/1600 с, 300.0 мм экв.
NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 5000, F2.8, 1/1600 с, 300.0 мм экв.

Визирование

Рука об руку со скоростью съёмки идут вопросы визирования. Поймать лаг отображения в Nikon Z 9 мне тоже не удалось. Электронный видоискатель пусть и не поражает разрешением (стандартные на сегодня 3,69 млн точек), но может похвастаться идеальной скоростью работы. Картинка в нём имеет высокую частоту обновления, не стробит, а ещё отличается очень высокой яркостью и контрастностью. За этими сухими техническим описаниями стоит более простое определение: она максимально близка к картинке в оптическом видоискателе!

И это не все достоинства электронного видоискателя. В нём нет блэкаута. То есть даже во время съёмки не происходит затемнения, мигания или подвисания картинки. И это действительно удобно.

Что касается экрана, то он удивил в первую очередь конструкцией. Экран легко наклоняется вверх или вниз одной рукой, что очень удобно при динамичных съёмках. Но в Nikon Z 9 конструкция была дополнена шарниром, позволяющим отклонять экран ещё и вбок. Теперь камера позволяет снимать вертикальные кадры с нижних точек без каких-либо неудобств. Шарниры выполнены из в меру толстых металлических деталей и внушают доверие.

Подобная конструкция может смотреться не столь элегантно, как полностью поворотные экраны любительских фотоаппаратов. Но в скорости работы и простоте взаимодействия ей точно не откажешь. В любом положении экран не блокирует доступ ни к кнопкам, ни к разъёмам и управляется одной рукой.

При повороте камеры теперь можно поворачивать и весь массив выводимой на экран или в видоискатель информации, что облегчает её читаемость при съёмке вертикальных кадров.

NIKON Z 9 / AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G IF ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/13 с, 63.0 мм экв.Cкачать RAW
Дата публикации: 29.11.2021
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Nikon Z 9 в работе»
Георгий Полицарнов, 2022-03-21T06:14:27

У меня тоже есть вопросы по поводу адекватности методики тестирования CIPA. В камерах последних нескольких лет отрыв результатов их теста от реальности ошеломительный! Мой внутренний инженер-испытатель негодует:)

Максим Сидельник, 2022-03-19T14:02:40

Георгий - мне понравился пункт питание - 700 кадров по их методе (CIPA) - это каждый кадр наверно отсматривать удалять проверять резкость в нем, потом такие а мы слышали и 5100 можно сделать, а сами 8 тысяч на пол заряда сделали а они и не чихнул даже, (а еще плюсом от любого павер банка может кушать) мне кажется уже тот случай когда - не важен буфер и акум (это по умолчанию есть - тоолько наличие флешки и тонны свободного потом времени на отсмотр шедевров. Но как на практике скажу я вам отсмотреть после фотосета за 2-3 часа в реале после съемки и 500 кадров - то еще занятие)) да серия важна, но 8 и более тысяч кадров...ого скажу я вам. Пишут дизайн эргономика - а кажись он близок к иделу по хвату с обоих сторон. Видео выросло до небывалых высот - отдельный шедевр, после мыльных смартфонов особенно вечером это услада для глаз даже днем - цвета картинка шедевр. Конкурент Сони альфа 1 с его 8к и 50 мп на матрице) и о чудо нет механичесской шторки - блин да тупо ломаться теперь нечему (бай бай зеркало и шторка)

dofmaster, 2022-03-10T14:31:40

Уже написал выше, шторная механика А1 умеет 1/400 (а центральные затворы и того больше). Но на солнце даже этого мало — для съемок на открытой диафрагме приходится крутить NDшники… Поэтому ждем, пока электронный затвор будет давать синхру, которая будет быстрее на порядок.

dofmaster, 2022-03-10T14:29:00

Sony A1 - 1/400 ;)

Nickolay Smirnov, 2022-03-07T19:08:24

И до чего она "не доросла"?
Никон Д5 - 1/250, Д6 - 1/250, Зю9 - то же самое.

Георгий Полицарнов, 2022-02-14T06:25:34

Какие преимущества давал шторный затвор по сравнению с электронным в отношении выдержки синхронизации? В каком именно месте скорость «не доросла»?

Shutter Kaz, 2022-02-11T13:45:34

Мне плевать на механику, пусть будет быстрая матрица. Но выпиливать шторный затвор сейчас, когда скорость электронной синхры ещё "не доросла" – как-то странно. Копеешная экономия...

Насчет HSS. Этот костыль придумали как раз из-за неспособности шторного затвора открывать всю площадь матрицы за малое время. Вы, должно быть, в курсе как сильно падает мощность прибора (которой и так постоянно не хватает из-за модификаторов) в режиме HSS? Если в студии с большим выбором мощных светильников это не так критично, то на выезде уже прям ребром.

Nickolay Smirnov, 2022-01-06T21:11:01

Потому что, судя по всему,
1 - нереально сделать центральный затвор с аналогичным шторному диапазоном выдержек (особенно коротких - покажите хоть один центральный затвор, способный отбить 1/8000)

2 - если затвор находится не в объективе, а в тушке, то он должен открыть не всю площадь матрицы, как шторный, а всю площадь байонета, что поболе будет. Это и габариты затвора, и, опять же, попробуйте такую махину раскочегарить, чтоб она щёлкала хотя б 10 к/с

3 - нахрена? Выгод (кроме, разве что упомянутой вами синхронизации) никаких. А затевать только ради синхронизации разработку за немалые деньги нафиг никому не надо. Да и много ли вы знаете людей, которым не хватает именно возможностей синхронизации? Благо, современные камеры - это не "Зениты" с 1/30, они спокойно синхронизируются на 1/250-1/320. А для тех, кому мало, давно придуман HSS.

Так и нафига

Shutter Kaz, 2021-12-20T06:43:53

Если сони "отбирает" объективы для 30fps с учетом совокупности параметров – это, считаю, корректный подход. Для А-режима скорость работы диафрагмы уже несущественна, а на AF-ручнике и тип привода не имеет значения... Все же считаю скорость реакции автофокуса первичным фактором, ибо запаздывание диафрагмы не так критично (ДД позволяет компенсировать небольшие отклонения).

Вообще есть такой параметр как hitrate (процент успешных попаданий фокуса в серии). По результатам разных тестов у рекомендованных сонькой стекол hitrate стабильно выше 90%.

p.s. У Z9 заявлен режим 120fps, вот к нему есть вопросы ;) Походу там обычная нарезка из видеоряда.

Георгий Полицарнов, 2021-12-20T06:32:19

И Вы по-своему правы. Не может быть на рынке одного единственно-верного решения, продукта. Или это уже не рынок.

Многое зависит от расстановки акцентов, что Вы и показали. Поправлю лишь про 30 кадров/с. Они ограничиваются объективами, причём выбор совместимых с этой скоростью съёмки не такой и большой, и они точно не «старые». ЕМНИП, там речь даже не об автофокусе, а о скорости закрытия диафрагмы шла.

Также поправлю про старые медленные SD. Sony A1 будет снимать с такими картами 30 кадров/с! Пока не забьется буфер. А потом мучительно долго будет записывать на карту. Только в этот момент появятся ограничения.

Shutter Kaz, 2021-12-20T02:58:07

Ну не такая уж и взвешенная ;) Отписался выше.

Shutter Kaz, 2021-12-20T02:51:59

Каждый кулик хвалит свое болото, поэтому скажу несколько слов в защиту (не оправдание) Sony A1. Как ее владелец, а не теоретик.

1. Цена. Камера тети Сони была и пока остается первой на рынке с таким набором характеристик, поэтому она пор не стесняется отбивать свои инвестиции в разработку. Никон за пресловутые $5500 пока нигде не купить (в лучшем случае предзаказ), а к моменту его реального выхода на рынок соня с большой вероятностью опустит цены на a1. Если бы никон был первым - поверьте, он бы тоже не стеснялся набить свои пустеющие карманы :) Но такова участь отстающего.

2. Батблок. Скажите, он обязательно нужен всем и каждому? Я вот не хочу таскать габаритную камеру, проще взять с собой пару-тройку запасных аккумов. Кому прям надо, тот возьмет - но это не обязательная покупка. Присовокуплять ее стоимость как бы не совсем корректно, поскольку можно нарваться на встречный вопрос - "а сколько будет стоить отпил батблока у Никон?";)

3. Ограничения на съемку в 30 к/с. Как-то слишком драматично вы излагаете, хотя все максимально просто. Ограничения диктуются способностью каждой составляющей системы (камера, карта, объектив) поддерживать необходимый скоростной режим. Как думаете, старые объективы с медленными фокус-приводами способны корректировать фокус с частотой хотя бы 30Гц (хотя А1 просчитывает фокус 60 раз в сек.)? Или может быть SD v1.0 умеет записывать поток данных со скоростью 300 мегабайт в секунду? Даже не смешно читать про "честные 20к/с у Z9", ограничения которого имеют абсолютно ту же природу (при том, что SD в него вы не запихнете). К слову, 20к/с умеет много кто – не говоря о Sony A9 пятилетней давности.

4. Видео 16bit RAW. Технология не бумажная, Sony вполне исправно выдает эти биты на HDMI. Проблема в том, что пока нет доступных внешних рекордеров с поддержкой 16-bit :) Мощностей Atomos Ninja/Ninja+ пока хватает только на перекодировку и запись 12bit ProResRaw. Даже 4K в шестнадцати битах порождает такие битрейты, что уже быстрые SSD не справляются. Вы должно быть догадываетесь, почему RED и ARRI пишут RAW только на проприетарные носители.

5. Механический затвор. Мне думается, отказываться от мехзатвора пока (именно пока, на данный момент развития технологии) пока рановато. Ради той же выдержки синхронизации. Почему для A1, R3 и Z9 не разработали аналог центрального затвора (leaf shutter) – для меня загадка. Ведь шторный уже фактически неактуален, а лепестковый умеет синхронизироваться на более коротких выдержках... Возможно, механика занимает много места – но ведь в тушках R3 и Z9 его как бы в избытке, нет?

Разные мнения - это хорошо :) Но призываю быть максимально объективным.

Роман, 2021-12-15T12:28:17

Cтоимость прошивки Z6/Z6II/Z7/Z7II связана с патентными отчислениями Nikon за использование кодека Apple ProRes RAW.

Viktor Dmitriyev, 2021-12-10T05:07:57

Прекрасно =)

Георгий Полицарнов, 2021-12-09T18:45:29

Если заклеить изолентой кнопку спуска, может, и удастся усадить за час аккумулятор. Но для этого понадобится ооочень большая флешка. По факту даже при съёмке видео заявлено время в 170 минут.

Viktor Dmitriyev, 2021-12-09T11:07:50

Вобщем потенциально заряда одной батареи может хватить на час съёмки. Вот я к чему ) Там же всё время дисплей работает, проц шпарит и т.д.

Григорий Антипов, 2021-12-09T10:35:02

Вот в Z9 хорошо реализован механизм защиты матрицы - шторки. Почему это не было сделано на других Z-ках? Большой вопрос к Никону. И это не какое то профессиональное требование сугубо к проф.камерам. Это актуально и для продвинутого любительского сегмента, где тоже меняют объективы. Но и тут можно обойти этот препон. Менять объектив "на горячую". Не выключая камеру вынуть аккумулятор, тогда шторки затвора останутся закрытыми и защитят матрицу.

Георгий Полицарнов, 2021-12-09T07:42:40

Официальные ограничения на видеосъёмку не заявлены, кроме как по объёму аккумулятору (но там всё сильно больше часа). На практике снимали 12-минутные ролики в 8K, без проблем. Никаких сообщение о перегреве и т.п. Сама камера практически холодная при этом.

Viktor Dmitriyev, 2021-12-09T06:41:25

Воздух сотрясаете

Viktor Dmitriyev, 2021-12-09T06:37:25

Благодарю редакцию и специалистов за прекрасный, практически безупречный обзор. Одно не услышал - запас хода по аккуму при видеосъёмке и ограничение длинны роликов есть или нет.

НО

Нет ничего идеального!

Хуже дизайна у Nikon я никогда не видел, здесь полный провал к моему сожалению. Но это рабочий инструммент, а не объект любования.

Это будущее, это Nikon!