Практические аспекты съёмки на Panasonic Lumix S1H
Panasonic Lumix S1H — это гремучая смесь и симбиоз возможностей профессиональных видеокамер и пригодных для съёмки видео беззеркалок. Качество съёмки взято от про-класса, а вот обилие вспомогательных функций — от обычных беззеркалок, в которых в последние годы развитие шло семимильными шагами. Профессиональным камерам есть чему поучиться.
Стабилизатор
Стабилизация на основе сдвига матрицы появилась изначально в зеркальных фотоаппаратах начала 2000-х годов. Она помогала снимать фото с увеличенной выдержкой с рук. Отсюда, кстати, и оценка эффективности стабилизатора в ступенях выдержки. Например, стабилизатор Lumix S1H имеет эффективность 6 ступеней или даже 6,5 ступени при работе со стабилизированными объективами (в этом случае две системы работают совместно).
Стабилизация осуществляется по пяти осям. Компенсируются наклонные смещения в двух направлениях, линейные смещения в двух направлениях, а также вращательный момент вокруг оптической оси.
При съёмке видео такая стабилизация позволяет свободнее снимать с рук, с плеча. Конечно, свою роль играет и большой вес комплекта (он менее подвержен высокочастотным колебаниям), но среднечастотные смещения эффективно «съедаются» стабом. Сравнительно плавные планы можно снимать на фокусном расстоянии до 70 мм, проходки — примерно до 35 мм. Это тоже здорово экономит съёмочный бюджет, позволяя обойтись без использования внешнего стабилизатора для простых сцен.
Съёмка крупного плана с рук со стабилизацией Dual I.S. Фокусное расстояние 70 мм:
В какой-то мере встроенная стабилизация уравнивает шансы с более тяжёлой профессиональной техникой. S1H с оптикой весит примерно 1,8–2 кг. Большинство кинокамер весит заметно больше S1H. Если оснастить S1H «клеткой», ручкой, дополнительным монитором, при должной тренировке вы сможете снимать длинные шоты с отличной стабилизацией. Также вы можете поставить её на электронный стабилизатор. Но тут вам придётся подкачать руки, чтобы долгое время удерживать S1H и стабилизатор. Поэтому встроенная система стабилизации — удачный компромисс и явный козырь Panasonic Lumix S1H.
Возможности автофокуса
В киноиндустрии не используют автофокус. Как известно, кинооптика — мануальная. Кроме того, профессионал не доверит даже самой современной автоматике вмешиваться в процесс, ведь работа с фокусом не просто техническая деталь, а часть творческого процесса. При использовании кинооптики обычно применяется дополнительное приспособление — фоллоу-фокус. В то же время в любительском сегменте видеосъёмки, особенно в жанре репортажа, автофокус необходим.
Фокусируется камера бесшумно и быстро, точку АФ можно выбрать касаниями дисплея. Одна из интересных фишек — автоматическое распознавание снимаемого объекта. Также здесь есть распознавание лиц и глаз. Если камера распознала глаз в кадре, резкость будет на нём. То же касается и лица (при мелких планах глаза не распознаются). Камера легко фокусируется на животных, на дисплее обводит их в рамку, приоритет отдаётся глазам.
Пример работы фокуса Panasonic Lumix S1H:
Движущиеся объекты автоматика безошибочно распознаёт в кадре, обводит в рамку и отслеживает.
Тем не менее автофокус (AF) немного страдает при плохом освещении. Хотя Panasonic использует здесь ту же технологию DFD, основанную на контрасте, что и в других камерах серии S, производительность автофокусировки снижается в условиях слабой освещённости как в фото, так и в видео.
Работа автофокуса ночью, Panasonic Lumix S1H:
Скачать в оригинальном качестве
Байонет L и совместимая оптика
Panasonic Lumix S1H — это не вещь в себе, это системная камера альянса L-Mount с большим числом совместимых объективов. Альянс создали Panasonic вместе с Leica и Sigma.
У Leica уже давно есть камеры и объективы с байонетом L, Sigma тоже весьма активно выпускает подобную оптику. На момент написания теста представлены следующие объективы Sigma:
- DG DN 45mm F2.8 DG DN;
- DG 14mm F1.8 DG HSM;
- DG 20mm F1.4 DG HSM;
- DG 24mm F1.4 DG HSM;
- DG 28mm F1.4 DG HSM;
- DG 35mm F1.4 DG HSM;
- DG 40mm F1.4 DG HSM;
- DG 50mm F1.4 DG HSM;
- DG 70mm F2.8 DG MACRO;
- DG 85mm F1.4 DG HSM;
- DG 105mm F1.4 DG HSM;
- DG 135mm F1.8 DG HSM;
- DG DN 14-24mm F2.8 DG DN;
- DG DN 24-70mm F2.8 DG DN;
- DG DN 35mm F1.2 DG DN.
Такие объективы можно купить в России здесь и здесь.
Но и оригинальный парк объективов разрастается очень быстро. Он представлен на момент написания теста следующими моделями:
- Panasonic Lumix S 24-105mm F4 Macro OIS;
- Panasonic Lumix S Pro 50mm F1.4;
- Panasonic Lumix S PRO 70-200mm F4 OIS;
- Panasonic Lumix S PRO 24-70mm F2.8;
- Panasonic Lumix S 16-35mm F4;
- Panasonic Lumix S PRO 70-200mm F2.8 OIS.
Оригинальная оптика отличается высокой адаптацией под требования видеографов и операторов. Например, ход фокусировочного кольца у всех объективов строго линейный. Вся оптика свободно разрешает 24-Мп матрицу (6K-видео) уже на открытой диафрагме, что подтверждают наши тесты. У многих объективов снижен до минимума эффект дыхания, например, у Panasonic LUMIX S PRO 24-70mm f/2.8.
Через переходник можно устанавливать оптику как от дальномерной Leica, так и от зеркалок. Есть оригинальный для альянса L-Mount переходник Sigma MC-21, позволяющий устанавливать оптику Sigma SA и Canon EF. При помощи адаптера P/L можно поставить кинооптику, что позволяет расширить парк ещё примерно на 50 объективов.
Ресурс аккумулятора
В режиме съёмки 6K камера потребляет около 1 процента штатного аккумулятора на 1–2 минуты видео в зависимости от настроек, условий съёмки и используемого объектива. Камеру можно питать от внешнего источника через USB Type-C. Кроме того, для неё выпускается оригинальный батарейный блок. Так что вопросы энергопотребления и питания в S1H проработаны очень хорошо.
Фотовозможности
В отношении фотовозможностей Panasonic Lumix S1H почти полностью повторяет Panasonic Lumix DC-S1. В арсенале S1H 24-Мп матрица, как и у собрата S1. По фотовозможностям они идентичны за исключением противомуарного фильтра. У S1 он отсутствует для получения максимально детализированных фото, а у S1H такой фильтр установлен, чтобы избегать муара на видео.