Вверх
9011b9c3 1559 4834 ad75 79940cc330be

Panasonic Lumix DC-S1H: неделя с экспертом

Дата публикации: 01.04.2020

Форматы записи и установки качества

Кроме обычного (8 бит, субдискретизация 4:2:0), новинка позволяет записывать видео с повышенной битностью (до 10 бит) с профилем гамма-кривой V-Log. Запись осуществляется сразу на карту памяти, а не на внешний рекордер, что делает камеру по-своему уникальной.

Разрешение видеосъёмки

Максимальное разрешение — 6К (5952 × 3968). Оно доступно при системной частоте 59,94 и 24 Гц. Такая запись ведётся при соотношении сторон кадра 3:2, 24 кадрах/с и битрейте 200 Мбит/с. Используется межкадровое сжатие кодеком HEVC (H.265). Это потолок. Но если использовать не всю площадь матрицы, а привычное для видео соотношение сторон 16:9, то появятся и другие частоты кадров:

  • 5,9K / 30к/с / 4:2:0 / 10 бит/ с соотношением сторон 16:9;
  • 5,9К / 24к/с / 4:2:0 / 10 бит/ с тем же соотношением 16:9.

Скачать в оригинальном качестве

Такое разрешение удобно для последующей интеграции роликов в 4K-проекты: например, для повышения итоговой детализации или с запасом на кадрирование. Для всех остальных случаев у Lumix S1H есть 4К-запись.

Скачать в оригинальном качестве

В 4K камера действительно способна удивить. Она может записывать на карту памяти ролики с частотой до 24/25/30 кадров/с со всей площади матрицы, активируя не межкадровое, а внутрикадровое сжатие ALL-I. Естественно, битрейт при этом получается максимальным — 400 Мб/с. Такое видео является 10-битным, применяется субдискретизация 4:2:2.

Может ли Lumix S1H записывать 4K с большей частотой? Да, но с парой ограничений. При записи 4K с частотой 50/60 кадров/с сжатие уже межкадровое, а видео пишется только с области Super 35, то есть появляется кроп. Такой ролик будет 8-битным с субдискретизацией 4:2:0, а битрейт составит 150 Мб/с. Очевидно, что в приоритете у этой камеры не скорость, а качество и разрешение.

Скачать в оригинальном качестве

Full HD можно записывать с частотой до 100 кадров/с, доступен 10-битный цвет.

10 бит в Panasonic Lumix S1H — зачем это нужно?

Мы уже не раз упоминали о битности цвета при записи видео. Настало время рассказать об этом более подробно. Битность определяет, сколько градаций яркости может иметь цветовой пиксель. 8 бит — 256 градаций, а 10 бит — уже 1024. Но высокая битность нужна только в том случае, если видео подвергается сильной цветокоррекции: например, когда вы снимаете в V-Log или в любом другом профиле с логарифмической гамма-кривой.

В чём преимущества 10 бит? 10 бит дают уверенность в том, что на монтаже можно исправить операторские ошибки, допущенные при выставлении экспозиции и баланса белого. И, как я уже написал выше, 10 бит обеспечивают большой простор для работы с цветом.

Скачать в оригинальном качестве

Например, если вы будете зажимать контраст уже по снятому 8-битному изображению, это неминуемо приведёт к выпадению ряда тонов, в результате чего на видео появятся ложные цвета или искажения в виде разводов. Это обусловливается тем, что тона в разных каналах сжимаются по-разному: в одном из трёх может выпасть часть тона, и появятся «странные» цвета, которые вы наверняка видели при жёсткой цветокоррекции. При сжатии 10-битной картинки потерь почти не будет видно.

Скачать в оригинальном качестве


Глубина канала Оттенков на канал на пиксель Общее количество возможных оттенков
8 бит 256 16,78 миллиона
10 бит 1024 1,07 миллиарда
12 бит 4096 68,68 миллиарда

Что 10 бит дают непосредственно при съёмке или в процессе монтажа?

Уверенность в том, что у тебя есть возможность исправить операторские ошибки, допущенные при выставлении экспозиции и баланса белого. А ещё появляется простор для творческой работы с цветом. Главное отличие от 8-битного видео в том, что до появления цифровых артефактов есть больший запас для изменений.

Когда демонстрируют преимущества 10-битной съёмки над 8 битами, показывают красивое голубое небо, плавно меняющее оттенок от светло-голубого до насыщенного синего. С 8 битами всё хорошо ровно до того момента, когда захочется добавить контраста, насыщенности или немного сместить баланс белого. В этих случаях есть большая вероятность получить маленькие квадратные артефакты.

Цветовая субдискретизация: 4:4:4 vs. 4:2:2 vs. 4:2:0

Lumix S1H пишет видео в двух вариантах субдискретизации: 4:2:2 (до разрешения 4K) и 4:2:0. Метод цветовой субдискретизации позволяет снизить размер файла на 30–50% по сравнению с изначальным без значимой деградации качества изображения. Обладающий меньшим сжатием метод 4:2:2 практически не снижает визуальное качество, но позволяет обойтись без громоздкого RAW-видео в большинстве ситуаций. Но есть задачи, когда RAW необходим. Производитель заявил в Lumix S1H поддержку RAW через HDMI на рекордеры Atomos, но на момент публикации статьи прошивка ещё не вышла. А теперь вернёмся к тому, что такое цветовая субдискретизация.

Скачать в оригинальном качестве

Цветовая субдискретизация — это тип сжатия файла посредством уменьшения информации о цвете в пользу данных о яркости. Яркость определяет бо́льшую часть изображения, так как контраст формирует контуры объектов. Увеличение количества информации о яркости повышает чёткость, при этом размер файла уменьшается на 50%. Глаз человека сначала воспринимает яркость, а уже потом цвет. Наименьшим по значимости оказывается синий цвет (5%), затем идёт красный (25%), а на зелёный приходятся оставшиеся 70%. На этой физиологической особенности строятся алгоритмы, позволяющие сжимать данные об изображении, описывая яркость подробнее, чем цвет.

Сигнал с цветностью 4:4:4 не имеет сжатия (поэтому он не субдискретизирован), такие ролики весьма объёмные. При субдискретизации 4:2:2 отбрасывается половина цветности от 4:4:4, а 4:2:0 имеет четверть доступной информации о цвете. Сигнал 4:2:2 содержит половину частоты дискретизации изображения по горизонтали, но поддерживает полную цветовую выборку по вертикали. 4:2:0 отображает только цвета из половины пикселей в первой строке и игнорирует вторую строку выборки.

HLG и V-Log

В арсенале камеры Lumix S1H есть логарифмический профиль V-Log и HLG (Hybrid Lga Gamma).

6K 25P 4:2:0 10bit V-Log:

Скачать в оригинальном качестве

Современные камеры записывают видео, применяя стандартную гамму REC.709. Она использует сжатие ярких тонов, которые не столь важны для восприятия. Режим V-Log даёт картинку в более широком динамическом диапазоне, пусть и не столь приятную глазу из-за пониженного контраста. Это открывает значительно более широкие возможности постобработки.

6K 25P 4:2:0 10bit: здесь я преобразовал файл V-Log в REC.709.

Скачать в оригинальном качестве

По признанию большинства кинематографистов, на съёмочной площадке лучше записать чистые кадры, содержащие максимум деталей в тенях и светах, без пересветов и клипинга. Это позволяет на этапе постпроизводства не быть ограниченными в выборе. Если вы хотите снимать художественное видео и вам нужно выжать из картинки максимальную цветопередачу, обязательно используйте V-Log! Съёмка в V-Log открывает широкие возможности на этапе цветокоррекции. Так вы получаете богатую цветовую палитру, большой выбор тональной карты и максимум возможностей для творчества.

Форматы Log и RAW созданы для достижения похожих задач, но это разные вещи. RAW записывает информацию, поступающую с матрицы, без цветового баланса и сжатия, а V-Log необходим для увеличения динамического диапазона. V-Log уже имеет всю информацию о балансе белого, а также подвергается сжатию, за счёт чего занимает существенно меньше места. Его можно записывать на флешку.

Также вопрос в шуме. После того как вы подтянете тени, цифровой шум может стать более заметным. Вы, наверное, слышали о правиле ETTR (Exposing to the Right). По сути, вы выставляете экспозицию на стоп или два ярче, но не допуская явных пересветов. Если на постобработке потянуть вниз чёрный, ваши тени будут гораздо более чистыми. V-Log, хорошо адаптированный для работы с «пересветом», удачно подходит для такого стиля съёмки. Также обязательно пользуйтесь «Зеброй», чтобы увидеть, какие участки кадра пересвечены.

Профиль Hybrid Log-Gamma (HLG) позволяет мгновенно создавать материалы в формате HDR (расширенный динамический диапазон). Это тоже один из вариантов гамма-кривой. Видео, снятые в режиме HLG, в отличие от V-Log, реалистичны и без цветокоррекции. Видеоматериалы в таком формате можно просматривать на экранах со стандартным (SDR) и расширенным (HDR) динамическим диапазоном. Естественно, именно на HDR-мониторах формат раскроется на 100%.

Скачать в оригинальном качестве

LUT для Panasonic Lumix S1H

В арсенале камеры есть замечательная функция VariCam LUT library. Вы можете установить на камеру цветовые профили, что даст возможность наложить различные варианты цветовых профилей и уже на съёмке решить, какой профиль подойдёт для сюжета.

Скачать в оригинальном качестве

Также вы можете установить цветовые профили на компьютер, чтобы быстро «покрасить» видео.

Чтобы установить LUT в Adobe Premiere Pro, скачайте его по ссылке. Перекиньте файлы цветокоррекции LUT в папку программы Premiere Pro по адресу: Program Files\Adobe\Adobe Premiere Pro CC Версия\Lumetri\LUTs\Creative.

Применять V-Log имеет смысл в сложных условиях освещения, когда вы ожидаете, что яркие и тёмные участки имеют большой разброс.

Дата публикации: 01.04.2020
Комментировать
Главы:123456
Предыдущая главаДалее «Работа на высоких ISO. Dual Native ISO»
Георгий Полицарнов, 2020-07-27T07:28:09

S1H имеет активное охлаждение, S1 и S1R не имеют.

Tagert schi, 2020-07-27T06:26:51

Интересно про систему охлаждения. Нигде про это не говорится, но вот на разных фото видно, что на одних версиях имеется радиатор сбоку, а на других нет. Так как же на самом деле обстоит дело? В каких версиях этой камеры имеется активное охлаждение, а в каких нет? DC-S1, DC-S1R, DC-S1H, DC-S1M

Владимир Касимов, 2020-07-24T15:35:27

Шикарный аппарат!

Георгий Полицарнов, 2020-06-15T14:39:04

Ну Вы правы, конечно... наполовину. Размер видеокамеры из 90-х сильно больше. Плечо под неё подставляли, да. Потому что в руках не удержать было. Сейчас можно и с вытянутых рук снимать: разница в весе в разы. Однако, риги с плечевыми упорами никто не отменял. Просто они стали не частью конструкции, а дополнительным аксессуаром.

Стабилизаторов не было. НЕ БЫЛО! Были стедикамы, но их размер, сложность работы, а также требования к физической подготовке оператора были другими.

Pimen Tot, 2020-06-15T14:25:15

Я специально указал / сослался на прошедшее время. Эргономика зависит только от ваших физических особенностей, вес и размеры не коим образом не сказываются на ней, вводится коррекция балансировки, и не более.
При этом, что раньше, что сейчас видеокамера решает одну и ту же задачу, снимать видео
К примеру, если обратитесь в прошлый век, то и любительская и профессиональная камеры были одной формы, с прошедшим временем форм-фактор профессиональной камеры не изменился, и не только под видеокамеру вы подставляете плечо.

Георгий Полицарнов, 2020-06-15T14:07:28

Вы зря игнорируете фактор времени. Те эргономические наработки, которые были в конце прошлого века, сейчас могли и устареть как минимум по нескольким причинам:
1. Сами устройства стали легче и компактнее.
2. Появились новые устройства, с которыми камера сопрягается: риги, клетки, стабилизаторы, ручки. Камера почти не работает одна, всегда в обвесе. И уже обвес решает все эргономические задачи.

Pimen Tot, 2020-06-15T13:31:51

увы... никто ведь не оспаривает, что формы разные бывают / могут быть, но есть / был такой предмет, как эргономика, и с ее точки зрения форм-фактор фотокамеры и видеокамеры разные. По крайней мере так считалось в конце прошлого века. Врял ди человек так существенно изменился, чтобы для его удобства поменять форму видеокамеры.
И речь не идет о технических характеристиках гаджетов, хотя маркетинг вторгся даже в эту область / это касается не только фото-видео

Nickolay Smirnov, 2020-06-14T21:40:31

Формы бывают разные. Вот, например, камеры Blackmagick, заточенные исключительно под видео - и формфактор всё тот же:
https://uploads.disquscdn.c...

А что касается "детищ маркетинга" - это не свежий смартфон, которому поставили 64 Мп вместо 48 Мп, и пять камеры вместо четырёх, и все бросились покупать, не вникая, нужно ли им это.

Вряд ли куча народу купит эту камеру, при её цене, чисто из-за "маркетинга" . Так что,боюсь, это именно специализированный инструмент для тех, кто разбирается и кто может себе его позволить.

Александр Игнатов, 2020-06-10T09:01:32

Sка шикарна во всех отрошениях. мне тоже не интересна, так как нет финансовой возможности пощупать от и до. хватило один раз подержать, посниматьи понять что за машина. ноя выбрал бы только Z6 от никон, уж больно крутой аппарат получился.

Георгий Полицарнов, 2020-06-02T06:32:07

Вы имеете в виду автофокус именно при видеосъёмке? С какой камерой сравнивать? Например, при максимальных установках качества видео в Canon EOS-1D X Mark III автофокус не работает. А многие другие камеры сопоставимого качества и вовсе не достигают (4K при 50/60 кадрах/с или 5,9К). Тут подводных камней полно! Так что однозначного ответа я Вам не дам.

При 4K@30p некоторые камеры Canon смогут, возможно, обеспечить более плавный и цепкий автофокус в видео благодаря фазовому принципу наведения на резкость и регулировке скорости автофокуса.

E. Mazepoff, 2020-06-01T18:21:55

А если сравнивать автофокус с Кэноновским, какой из них работает быстрее и увереннее (применительно к репортажной съёмке)?

Pimen Tot, 2020-05-27T07:42:50

Так вопрос то в том: зачем видеокамера в форм-факторе фотоаппарата. Для видеокамеры изобретена другая, более удобная форма
Обычно гибридные устройства, не только в фототехнике изготавливаются для тех, кто не может себе позволить специализированный инструмент, но стоимость данного люмикса оспаривает эту традицию
то есть детище маркетинга, как обычно...

Георгий Полицарнов, 2020-05-27T06:42:11

Так Вы обзор-то читали?:) S1H создан для съёмки видео. Это видеокамера в форм-факторе фотоаппарата.

Pimen Tot, 2020-05-26T15:48:30

зачем фотокамеру сравнивать с видеокамерой или люмикс не фотокамера
тот обвес фотокамеры, который продемонстрирован, не вдохновляет от слова совсем. Ради чего все это, если надо круче, чем у всех, то пленка с этим справится лучше.
а детали... кто и когда их сравнивал

Георгий Полицарнов, 2020-05-26T15:24:24

Да, нам тоже интересно. Впрочем, 5,9К — это всё равно больше деталей, чем в 4K RAW. А динамический диапазон в RAW и возможность работы с цветом всё равно шире в RAW, чем в Log. Так что если и сравнивать, то либо RAW с RAW (ждем прошивку для S1H), либо N-Log с V-Log.

John Whistler, 2020-05-26T15:07:56

Интересно сравнить результат съёмки S1h в максимальном качестве и Nikon Z6 + Atomos в 12bit ProRes Raw.

Георгий Полицарнов, 2020-05-26T14:53:46

У меня нескромный вопрос: а Вы обзор-то читали? Про всякие там оптические стабилизаторы и системы охлаждения, встроенные в корпус. В этой камере зеркало в принципе не нужно, она для съёмки видео. Зачем вообще сравнивать её с зеркалками? В чём сакральный смысл? Сравните лучше с видеокамерами, снимающими 6K.

Pimen Tot, 2020-05-26T14:22:38

или беззеркалка создавалась не как альтернатива зеркалке, но с меньшими габаритами и массой ... что и представляли поначалу первые беззеркалки
для того, чтобы научить камеру снимать видео, вряд ли для этого надо существенно увеличивать массу камеры

Георгий Полицарнов, 2020-05-26T14:15:17

Эммм, зеркалка так не умеет видео снимать:) Ну разве что Canon EOS-1D X Mark III, но он весит не легче.

Pimen Tot, 2020-05-26T13:49:40

в чем смысл беззеркалки по весу почти в полтора раза тяжелее зеркалки