Качество изображения
Высокие ISO
Итак, на что же способна большая матрица в Panasonic Lumix DC-LX100 II? Серьёзный ли выигрыш она даст по сравнению с «дюймовыми» конкурентами? Начнём с теста ISO.
Минимальным значением светочувствительности для Panasonic Lumix DC-LX100 II является ISO 200. На нём картинка выглядит хорошо детализированной (давайте оценивать детализацию по центру кадра, чтобы исключить влияние оптики). Но идеально гладкой её не назовёшь: на монотонных участках присутствует небольшой монохромный шум и в RAW, и в JPEG.
Повышение ISO до 400 единиц несколько увеличивает уровень шума, но детализация по-прежнему высока, тени хорошо проработаны, падения контраста не наблюдается. Такая же позитивная тенденция сохраняется и на ISO 800, это значение полностью рабочее. И здесь уже есть выигрыш по сравнению с «однодюймовыми» матрицами, который дальше будет становиться очевиднее. При ISO 1600 детализация начинает страдать от действий системы шумоподавления, падает контраст, на тёмных монотонных участках шум становится заметнее и крупнее. И всё же такие кадры можно печатать не очень крупным форматом и публиковать в сети.
При ISO 3200 происходит плавное, а не резкое понижение качества. Детали теряются, контраст чуть снижается. Но и это ISO не приговор для снимков. Кадры по-прежнему пригодны для печати, если не брать в расчёт форматы крупнее А4. Лишь ISO 6400 является той гранью, за которую лучше не переходить в погоне за художественным снимком. Но для фотофиксации момента и это значение использовать можно. ISO 12800 и 25600 мало применимы на практике из-за сильной деградации цвета.
Таким образом, выигрыш в качестве по сравнению с матрицами формата 1″ составляет по меньшей мере одну ступень ISO — пропорционально разнице в площади сенсора.
Качество объектива
Мы решили отдельно протестировать возможности объектива Panasonic Lumix DC-LX100 II, который является здесь несменным и сильно удивляет соотношением размеров, диапазона фокусных расстояний и светосилы с учётом формата матрицы — 4/3.
На открытой диафрагме в широкоугольном положении объектив показывает приемлемую для большинства сценариев резкость с некоторым падением детализации от центра к краю. Резкость по центру можно несколько увеличить, закрыв диафрагму до f/2,8, а лучше до f/4. Ситуация по краям также улучшится, но не столь кардинально. Лучший результат получается при f/5,6. Закрывать диафрагму сильнее зачастую нет смысла: на качество картинки это никак не влияет, а при f/11 и f/16 уже сказывается дифракция, понижающая общую резкость. Отметим также отсутствие хроматических аберраций на всех диафрагмах.
Геометрические искажения объектива корректируются программно, в том числе в RAW. Поэтому фотографу даже не стоит о них задумываться. Кстати, потеря детализации по краям кадра во многом объясняется программным исправлением дисторсий.
В телеположении зума на открытой диафрагме f/2,8 объектив чуть мягковат, но его разрешения точно достаточно для печати форматом до А3.
Диафрагмирование до f/4 существенно повышает детализацию по всему кадру, а на f/5,6 вопросов по резкости вообще не остаётся. Хроматических аберраций не видно. Геометрические искажения корректируются программно, но и без коррекции их уровень минимален, поэтому такого падения детализации на периферии, как в широкоугольном положении, здесь не происходит. Резкость ровная по всему полю кадра.
Благодаря высокой светосиле при съёмке с небольшой дистанции можно получать мощное размытие фона. Конечно, компактный зум-объектив, содержащий много асферических элементов, не даст столь же пластичное боке, как ваш любимый фикс. Однако формальных недостатков в виде двоений и эффекта чешуи боке Lumix DC-LX100 II не имеет, оно мягкое и приятное глазу.
Объектив может ловить блики при попадании ярких источников света в кадр, они усиливаются по мере закрытия диафрагмы.
Потенциал RAW
Обладая сравнительно крупной матрицей, Lumix DC-LX100 II позволяет довольно гибко работать с RAW-файлами. Эффективно вытаскивать детали из пересветов получается в пределах примерно полутора ступеней: там, где в JPEG глухой пересвет, RAW даёт возможность спасти и цвет, и текстуру.
При съёмке на низком ISO тени можно смело тянуть на две ступени и более, уводя ползунок Shadows в конвертерах Adobe в крайнее правое положение. Камеры с меньшей матрицей такого не позволят! Кстати, многие кадры с салютами были серьёзно отредактированы именно в тенях.