Камера в работе
Камера готова к съёмке менее чем через секунду после включения — главное, не забыть заранее снять защитную крышку с объектива.
FUJIFILM XF10 способна снимать как с механическим, так и с электронным затвором. Механический обеспечивает выдержки в диапазоне 30−1/4000 секунды и до 60 минут с ручной выдержкой (Bulb). Электронный позволяет работать с короткими выдержками до 1/16000 секунды, что пригодится при съёмке очень динамичных сцен или на очень ярком свету (пляж, снег).
Кстати, объектив с небольшим фокусным расстоянием хорош тем, что позволяет снимать на довольно длинных выдержках. Например, за всё время тестирования при вечерней съёмке и в помещениях не было получено смазанных кадров при использовании выдержки 1/15 с.
Камера выполняет серийную съёмку со скоростью до 6 кадров в секунду. Правда буфер памяти невелик: без снижения темпа получится делать серии до 10 кадров. На этот показатель также влияет карта памяти. Модель XF10 поддерживает карты формата SD/SDHC/SDXC UHS-1. Таких возможностей хватит для нужд фотолюбителя, но не для профессионального репортажа.
Съёмка в авторежиме
Самым правильным режимом, в котором стоит работать с незнакомой камерой или в условиях нехватки времени, является авторежим. В нём все решения при съёмке принимает автоматика. На селекторном диске FUJIFILM XF10 интеллектуальный авторежим имеет обозначение SR+. Камера анализирует снимаемую сцену, распознаёт сюжет и подбирает оптимальные настройки.
Никаких проблем с выставлением правильной экспозиции и баланса белого при съёмке в авторежиме отмечено не было, в том числе при съёмке вечером на закате, ночью и в помещениях с искусственным светом.
Но есть один момент, на который стоит обратить внимание: интеллектуальная система очень увлекается выбором области фокусировки, показывая на экране горизонтальные или вертикальные рамки приличных размеров. При съёмке пейзажей, например, она пытается зацепиться за контрастный горизонт или вертикальный край здания, которое может находиться у самого края кадра. Подсказать автоматике, где находится главный объект, часто удаётся касанием экрана.
Более предсказуемо и стабильно работают по части автофокусировки сюжетные программы, в которых все способности автоматики в области правильной цветопередачи и экспозиции сохранятся.
Сюжетные программы
Когда фотограф заранее знает, что будет снимать в ближайшее время, полезно использовать определённые сюжетные программы. Самые распространённые из них — «Портрет», «Пейзаж», «Спорт», «Ночная съёмка» — имеют отдельные позиции на диске выбора режимов. Остальные можно выбирать кольцом на объективе, поставив селекторный диск в положение SP (Scene Program). В списке сюжетов — «Закат», «Снег», «Пляж», «Вечеринка», «Цветок», «Текст», «Многократная экспозиция», «Портрет», «Ночь», «Фейерверки».
Чтобы самостоятельно выбирать область фокусировки при съёмке в городе и на природе, достаточно переключиться из авторежима в сюжетную программу «Пейзаж».
Автофокусировка будет выполняться по центральной области кадра — такая предсказуемость особенно полезна во время съёмки «на бегу».
Программа «Закат» усиливает жёлтые и оранжевые оттенки цвета
Программа «Портрет» распознаёт лица в кадре и позволяет сделать тона кожи более мягкими и естественными
Программа «Ночь» повышает ISO для сохранения достаточно короткой выдержки и получения несмазанных кадров
Фокусировка
В модели Fujifilm XF10 применяется автофокусировка гибридного типа, которая использует 91 точку (зону). 35 из них расположены в центре и работают по фазовому принципу, а остальные, на периферии кадра, — по контрастному. Размер области автофокусировки регулируется при помощи управляющего колеса, а её положение можно задать либо при помощи мини-джойстика, либо касанием экрана, если в меню активирована такая функция. В разных условиях освещения, за исключением самых сложных, автофокусировка занимала доли секунды.
При портретной съёмке хорошо себя показали функции определения лиц и фокусировки по глазам.
Минимальная дистанция фокусировки у 28-мм объектива модели XF10 составляет всего 10 сантиметров. Это позволяет снимать крупным планом довольно мелкие предметы. Например, цветы на фото ниже имеют размер примерно с гречишное зёрнышко.
Если фотограф точно знает, что будет снимать, ему пригодится режим SNAPSHOT с предварительными установками дистанции фокусировки и диафрагмы: 2 метра при F2,8 и 5 метров при F5,6. Первый вариант пригодится для портретной съёмки, а второй — для репортажа и стрита. Точно заданная дистанция позволит не тратить время на фокусировку и снимать навскидку.
Возможности объектива
Камера Fujifilm XF10 оснащена несменным широкоугольным объективом со светосилой f/2.8 и эквивалентным фокусным расстоянием 28 мм. Такого значения вполне достаточно для съёмки пейзажей, а часто даже и крупных зданий, если позволяет дистанция съёмки.
Конечно, при съёмке широкоугольным объективом с наклоном камеры возникают перспективные искажения — законы оптики неумолимы.
Возможности съёмки можно расширить за счёт цифрового телеконвертера, который обеспечивает угол обзора соответствующий 35 и 50 мм на полном кадре. Происходит это при помощи программной интерполяции картинки. Результат при выборе «35 мм» по качеству несильно отличается от кадра, сделанного без телеконвертера, а при выборе значения «50 мм» на снимке уже заметны небольшое замыливание деталей и светлые контуры вокруг контрастных границ. Цифровое зумирование выручит в ситуациях, когда необходимо снять определённый объект крупнее, а подойти ближе нет возможности.
Съёмка без телеконвертера. Фокусное расстояние 28 мм.
Благодаря короткому фокусному расстоянию, объектив имеет большую глубину резкости, начиная с открытой диафрагмы, что особенно полезно при съёмке вечерних и ночных пейзажей. Впрочем, при F2,8 резкость на периферии снимка немного отстаёт от центра. На значении F4 на краях картинки резкость уже почти догоняет центр.
Если же закрыть диафрагму до F5,6, то получим на фото равномерную резкость по всему полю кадра. Эта ситуация сохраняется до значения F11, затем резкость начинает снижаться из-за дифракции. Но на практике так сильно закрывать диафрагму вряд ли потребуется, тем более что можно включить электронный затвор. Так что значения больше F8 не понадобятся.
Объектив практически не даёт виньетирования даже на открытой диафрагме. Хроматические аберрации были замечены только в классической ситуации — тонкие ветки деревьев на фоне светлого неба. Но и в этом случае обнаруженные цветные контуры неяркие и не бросаются в глаза.
При ночной съёмке яркие уличные фонари и фары автомобилей не оказывают на картинку вредного влияния — объектив вполне справляется с таким встречным светом и контраст, если и падает, то только локально.
Конечно, если запустить в кадр прямой солнечный свет, то контрастность упадёт по всему кадру, но встречно-боковой свет объектив держит довольно уверенно, что продемонстрировано выше (на примере съёмки крупным планом).
От широкоугольных объективов не принято требовать идеального боке и сильного размытия фона. Однако в ситуациях, когда какой-то объект снимается крупным планом, мы получаем боке довольно хорошего уровня.
Качество размытия сильно зависит от расстояния до ярких источников света. Иногда блики имеют ровное заполнение без «луковых колец» и каёмки.
На некоторых дистанциях они приобретают чётко выраженную каёмку, создающую эффект чешуи. Кое-где можно разглядеть и кольцевые структуры.
При съёмке крупным планом переход из зоны резкости в нерезкость плавный, линии в зоне размытия не двоятся.