Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR
Когда я взял в руки Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR, я пришёл в восторг. Это сверхширокоугольный объектив с надёжным стабилизатором, быстрым AF-P мотором и привлекательной ценой. Но при этом он потрясающе компактен по сравнению с любым другим сверхширокоугольным объективом. Он в пять раз легче, чем «золотой» Nikon 14-24! Сильные стороны — съёмка сверхширокоугольных пейзажей (например, с облаками или звёздами), съёмки в помещении. У него нет конкурентов в видеосъёмке: стабилизатор в комплекте с очень тихим AF-P мотором и сверхшироким углом больше нигде не встречается.
Фокусное расстояние 10–20 мм на DX-матрице будет выглядеть так же, как 15–30 мм на полнокадровом фотоаппарате. То есть 10–20 мм даст вам чуть более узкий угол охвата, чем 14–24 мм на FX-матрице. Впрочем, 10 мм даёт обзор 107 градусов. Это очень много! Ещё немного, и в кадр влезут ваши ботинки. На максимальном фокусном расстоянии 20 мм этот объектив немного «перехлёстывает» фокусные расстояния Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300 mm f/3.5-5.6G ED VR, что довольно удобно. Комплект из двух компактных объективов покрывает фантастический диапазон 10–300 мм.
Размеры и конструкция
После больших и тяжёлых суперзумов этот малыш сначала выглядит несерьёзно. Он весит всего 230 грамм, это вдвое меньше предшественника, Nikon 10-24mm f/3.5-4.5G ED AF-S DX. Но при этом у Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR есть стабилизатор, а у старого объектива нет.
Основной материал корпуса — пластик. Байонет также сделан из пластика, поэтому его нужно снимать и надевать аккуратно. При фокусировке передняя линза не вращается, что даёт возможность использовать поляризационные и градиентные фильтры. Внутри объектива находится 14 оптических элементов, объединённых в 11 групп. Из них 3 линзы — асферические.
Правда, есть ограничение. В объективе используется новый AF-P мотор, который быстрее и тише предыдущих AF-S моторов. Но так как AF-P — новая технология, она будет работать только на камерах, выпущенных после 2013 года. На старых камерах (например, Nikon D7000) не работает даже ручной фокус. Зато на новых камерах всё работает исключительно: AF-P фокусируется точно, почти мгновенно и бесшумно, что позволяет снимать даже видео без характерного «скрипа» автофокуса, присущего старым моделям объективов.
Кроме этого, переключение между ручным и автоматическим фокусом, а также включение и выключение стабилизатора, возможно только через меню камеры. На самом объективе кнопок больше нет.
Оптические характеристики
Как и следует ожидать от сверхширокоугольного объектива, Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR обладает выраженной дисторсией. Прямые линии превращаются в кривые. Полки в кадре значительно изгибаются из-за бочкообразной дисторсии. Поэтому нужно пользоваться исправлением искажений в Adobe Lightroom/Camera RAW, штатном конвертере или применять функцию непосредственно в камере при съёмке в JPEG. Обратите внимание, какую площадь по краям кадра обрезает алгоритм исправления искажений. По моему опыту, из-за сильных искажений сверхширокоугольные объективы не всегда подходят для строгих жанров, таких как съёмка архитектуры или студийные портреты. Но для творческих жанров, таких как стрит- или тревел-фотография, они незаменимы — в первую очередь благодаря необычной картинке.
Виньетирование незначительно даже на открытой диафрагме на всех фокусных расстояниях и полностью исчезает при значении f/8.
Тест виньетирования. 10 мм:
Тест виньетирования. 20 мм:
Тест резкости. 10 мм:
На минимальном фокусном расстоянии 10 мм и открытой диафрагме объектив показывает удовлетворительные результаты в резкости, но с закрытием диафрагмы до значений f/5.6–8 резкость и контраст существенно повышаются. После f/11 резкость падает из-за дифракции. По краям кадра резкость заметно ниже (ожидаемо при съёмке сверхширокоугольным объективом).
На фокусном расстоянии 20 мм наилучшая детализация достигается при диафрагме f/8–11. Резкость по краям кадра выглядит лучше, чем на фокусном расстоянии 10 мм, но всё равно падает по сравнению с центром снимка.
Тест резкости. 20 мм:
Стабилизатор и светосила
Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR — это не светосильный объектив, у него стандартная для любительских объективов светосила f/4.5–5.6. Впрочем, получить выраженное боке на 10–20 мм почти невозможно (слишком большая глубина резкости). А вот нехватка света компенсируется сверхшироким углом и мощным стабилизатором на 3,5 ступени выдержки. Например, с фокусным расстоянием 10 мм рекомендуемое значение выдержки — не более 1/15 с. А со стабилизатором оно превращается в фантастические 1/1.3 секунды, недоступные для съёмки без штатива ни одному другому объективу. Правда, лучше камеру держать очень крепко и снимать неподвижные объекты.
Выводы
Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR — это «недостающее звено», даже если у вас есть 18–300. Сверхширокий угол пригодится для пейзажей и съёмки в помещениях, а мощный стабилизатор и плавный привод автофокуса AF-P делают этот объектив единственным в своём классе. Он хорош для видеосъёмок. Объектив продемонстрировал хорошую детализацию с наилучшими результатами при диафрагме f/8–11. Виньетирование незначительно даже на открытых диафрагмах на всём диапазоне фокусных расстояний. Переключателей автофокуса и стабилизатора на корпусе нет, всё управление находится в меню. При этом Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR не будет работать на камерах, выпущенных до 2013 года, и даже в ручном режиме фокусировки изображение будет размытым — кольцо автофокуса здесь электронное, и старые камеры его «не понимают».
Плюсы:
- сверхширокий угол обзора;
- компактность;
- эффективный стабилизатор изображения;
- хорошая детализация при диафрагме f/8–11;
- незаметное виньетирование;
- отлично подходит для съёмки видео за счёт стабилизатора и плавного привода.
Минусы:
- не поддерживает старые камеры;
- переключатели автофокуса и стабилизатора спрятаны в меню камеры;
- пластиковый байонет.